Особенности малого повечерия в случае полиелея

или святого со славословием

По Трисвятом: кондак святого (см. Типикон, 23 сентября или 52-ю главу).

Особенности малого повечерия

В период пред- или попразднства двунадесятого праздника

Канон: так как Октоих не поется, то канона нет вовсе (то есть после Символа веры сразу читается Трисвятое). Однако если на повечерие выносится служба святому, то поется канон Минеи (см. 9 сентября).

В предпразднства Рождества Христова и Богоявления поются особые трипеснцы праздника (20 декабря). В этом случае ирмосы поются дважды и по каждой песни поется катавасия (ирмос данной песни). По 9-й песни «Достойно есть…» не поется.

По Трисвятом: кондак праздника (предпразднства). Если в указанный период случится память полиелейного святого, то читается кондак святого, «Слава, и ныне»: кондак праздника (предпразднства) (см. Типикон, главу 52-ю).

Особенности малого повечерия в Неделю сыропустную

И все недели Святой Четыредесятницы вечером

Малое повечерие совершается с поклонами согласно указаниям 49-й главы Типикона (см. раздел «В Неделю сырную вечера»).

Канон не поется, так как накануне совершалось бдение.

По Трисвятом тропари по обычаю:

— в храме Господском и Богородичном: тропарь храма, тропарь дня «Небесных воинств Архистратизи…»,тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»;

— в храме святого: тропарь дня «Небесных воинств Архистратизи…»,тропарь храма (в храме Архангельском опускается), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...».

После «Иже на всякое время…» священник вместо «Молитвами святых отец…» возглашает: «Боже, ущедри ны...».

Чтец: «Аминь».

Священник произносит дважды молитву преподобно­го Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, после чего чтец говорит: «Аминь»и читает Трисвятое по «Отче наш…» («конечное Трисвятое»).

Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...».

Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй»(12 раз) и «Нескверная, Неблазная...»(далее по чину).

Особенности малого повечерия

В период от Антипасхи до Вознесения

Особенности повечерия в этот период указаны в 50-й главе Типикона («В Неделю Антипасхи вечера»).

Канон: Богородице из Октоиха и трипеснец Триоди (в субботу — четверопеснец), причем в тех песнях, где есть трипеснец, канон Богородице опускается.

По Трисвятом: кондак праздника (из Триоди). Если в указанный период случится память полиелейного святого, то читается кондак святого, «Слава, и ныне»: кондак праздника (см. понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрене, 12-е «зри»).

Глава 3. ПОЛУНОЩНИЦА

Полунощница — служба суточного круга, совершаемая после ночного сна. Совершается в притворе храма (иногда в келиях), при этом завеса царских врат закрыта, а священник облачен только в епитрахиль.

Идейное содержание полунощницы.Вслужбе полунощницы содержатся три темы:

— воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду (см. Служебник, «Известие учительное...»);

— подражание Небесным Силам, непрестанно сла­вословящим Господа (см. тропари на субботней полунощнице);

— ожидание Второго пришествия Христа («Се, Же­них грядет в полунощи...»).

§1. ВИДЫ ПОЛУНОЩНИЦЫ И ДНИ ЕЕ СОВЕРШЕНИЯ

Устав Православной Церкви различает три вида полунощницы:

— вседневная полунощница (совершается во все дни седмицы, кроме субботы);

— субботняя полунощница;

— воскресная полунощница (совершается в том случае, если в силу каких-либо причин не служится бдение, которое, однако, положено по Уставу совершать каждое воскресенье).

Полунощница, как и малое повечерие, не совершается в том случае, если служится всенощное бдение. Однако на практике в приходских храмах полунощница не совершается вообще, кроме Недели Пасхи.

§2. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ

Устав вседневной полунощницы находится в 9-й, 48-й, 49-й и 50-й главах Типикона, а чинопоследование — в Часослове и Следованной Псалтири. Полунощница вседневная состоит из обычного начала и двух частей.

Обычное начало

Священник: «Благословен Бог наш...».

Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный...» Трисвятое по «Отче наш…».

Священник: «Яко Твое есть Царство...».

Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй»(12 раз).«Слава, и ныне».

1-я часть

Чтец: «Приидите, поклонимся...».Псалом 50-й:«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».17-я кафисма. «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи, помилуй»(трижды). «Слава, и ныне». «Верую во Единаго Бога...»(Символ веры).Трисвятоепо «Отче наш…» («первое Трисвятое»).

Священник:«Яко Твое есть Царство...».

Чтец говорит «Аминь» и читает тропари: «Се, Жених грядет в полунощи...», «Слава»: «День он страшен...», «И ныне»: «Тебе необоримую...»(в монастырях указанные тропари поются).«Господи, помилуй»(40 раз).«Иже на всякое время...», «Господи, помилуй»(трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним...».

Священник: «Боже, ущедри ны...».

(В седмичные дни Великого поста в этом месте бывает молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.)

Чтец: «Аминь. Владыко Боже Отче Вседержителю...».

От 22 сентября до Недели ваий после этой молитвы читаются еще две молитвы святителя Василия Великого: «Господи Вседержителю, Боже Сил и всякия плоти...»и «Тя благословим, вышний Боже...».

2-я часть

Чтец:«Приидите, поклонимся...».Псалом 120-й: «Возведох очи мои...».Псалом 133-й: «Се ныне благословите...». «Слава, и ныне». Трисвятое по «Отче наш...»(«второе Трисвятое»).

Священник: «Яко Твое есть Царство...».

Чтец говорит «Аминь» и читает заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко Благ...», «Глубиною мудрости...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Блажим Тя вси роди...». «Господи, помилуй»(12раз). «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...»(молитва об усопших), «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...».

Священник:«Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды).«Благослови».

Священник творит малый отпуст, затем говорит: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному».

Народ:«Бог простит ти, отче святый».

Священник: «Помолимся о великом господине...». Во время этой молитвы хор негромко и неспешно многократно поет «Господи, помилуй». По окончании молитвы священник возглашает: «Рцем и о них»[206].

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник (конечный возглас): «Молитвами святых отец наших...».

Хор: «Аминь».

§3. ОСОБЕННОСТИ СУББОТНЕЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ

В ОТЛИЧИЕ ОТ ВСЕДНЕВНОЙ

Последование субботней полунощницы изложено в Следованной Псалтири. Субботняя полунощница по отношению к вседневной имеет три особенности:

— вместо 17-й кафисмы читается 9-я кафисма;

— по первом Трисвятом поются (читаются) следующие тропа­ри: «Несозданное естество, всех Зиждителю...», «Слава»: «Вышния Силы подражающе на земли...», «И ныне»: «От одра и сна воздвигл мя еси...»;

— в конце 1-й части после молитвы «Владыко Боже...» читается также молитва «Величая, величаю Тя, Господи».

Часть 2-я субботней полунощницы никаких особенностей не имеет.

§4. ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИЧНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ

Праздничная полунощница совершается в великие Господские и Богородичные праздники, а также в праздники бденных святых, если по какой-либо причине не совершается всенощное бдение (см., например, 8 сентября, 1 января). Также Устав указывает совершать праздничную полунощницу в некоторые особенные дни церковного года: 26 декабря, 7 января, Лазареву субботу, Великую Субботу, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи и в Понедельник Святого Духа. В этих случаях полунощница в отличие от обычной вседневной или субботней полунощницы имеет следующие три особенности:

— 1-я часть: по первом Трисвятом поется праздничный тропарь (тропари);

— 2-я часть: по втором Трисвятом поется кондак праздника (великого святого);

— молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.

§5. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ

Воскресная полунощница состоит только из одной части (в отличие от вседневной и субботней). Устав ее находится в 7-й главе Типикона и Часослове, а последование — в Следованной Псалтири.

Священник: «Благословен Бог наш...».

Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный...». Трисвятое по «Отче наш…».

Священник: «Яко Твое есть Царство...».

Чтец: «Аминь. Господи, помилуй»(12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...».Псалом 50-й:«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».

КанонПресвятой Троице (из Октоиха).

Тропари:«Достойно есть яко воистинну, славити Тя Бога Слова…». Трисвятоепо «Отче наш…».

Священник:«Яко Твое есть Царство...».

Чтец: «Аминь».Ипакои гласа. «Господи, помилуй»(40 раз). «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...».

Священник: «Боже, ущедри ны...».

Чтец: «Аминь. Всемогущая и Животворящая Святая Троице…».

Священник:«Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды).«Благослови».

Священник творит малый отпуст, затем говорит: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному».

Народ:«Бог простит тя, отче святый».

Священник: «Помолимся о великом господине...». Во время этой молитвы хор негромко и неспешно многократно поет «Господи, помилуй». По окончании молитвы священник возглашает: «Рцем и о них».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник (конечный возглас): «Молитвами святых отец наших...».

Хор: «Аминь».

§6. ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАСХАЛЬНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ

Это — единственная в году полунощница, которая совершается на приходах. Так как Пасха — воскресный день, то пасхальная полунощница состоит из одной части. Ее устав излагается в конце 49-й главы Типикона в последовании Великой Субботы (то есть пасхальная полунощница — это последнее богослужение Великой Субботы, тем более что на ней поется канон Великой Субботы).

Священник: «Благословен Бог наш...».

Чтец: «Аминь». Трисвятое по «Отче наш…».

Священник: «Яко Твое есть Царство...».

Чтец: «Аминь. Господи, помилуй»(12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...».Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».

КанонВеликой Субботы (из Триоди). Ирмосы поются по дважды, тропари читаются на 12 (обычно канон читает священник перед Плащаницей), после каждой песни поется катавасия (ирмос той же песни).

По 3-й песни: «Господи, помилуй…» (трижды, вместо ектении), седален Триоди, «Слава, и ныне»:тот же седален.

По 6-й песни: «Господи, помилуй…» (трижды), кондак и икос Триоди.

По 9-й песни хор поет катавасию («Не рыдай Мене, Мати…»), в это время священник уносит Святую Плащаницу царскими вратами в алтарь.

Чтец: Трисвятоепо «Отче наш…».

Священник:«Яко Твое есть Царство...».

Хор: «Аминь. Егда снизшел еси к смерти…»(воскресный тропарь 2-го гласа).

Священник произносит сокращенную сугубую ектению из четырех прошений и возглас (по окончании ектении): «Яко милостив и человеколюбец...».

Хор:«Аминь».

Священник:«Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды).«Благослови».

Священник творит отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Хор:«Аминь».

Глава 4. УТРЕНЯ

Утреня — служба суточного круга, совершаемая по Уставу после полунощницы (если утреня входит в состав всенощного бдения, то она совершается сразу после вечерни). Это самая продолжительная из служб суточного круга, так как древние христиане во время гонений в основном совершали богослужение ночью и ранним утром.

Утреня служится всегда в храме, при открытой заве­се царских врат. На практике священник в течение всей утрени облачен в епитрахиль, фелонь и поручи.

В настоящее время в приходской практике утреня обычно совершается вечером сразу после вечерни (в некоторых местах в седмичные дни после повечерия), причем это имеет место как в случае всенощного бдения (когда действительно по Уставу полагается совершение утрени после вечерни), так и во всех других случаях.

Идейное содержание утрени.В последовании утрени содержатся следующие темы:

— состояние человечества после грехопадения (шестопсалмие);

— Рождество Христово, Воплощение («Бог Господь...»);

— наиболее полное отображение празднуемого события, прославление празднуемого святого (канон, а также (если есть) полиелей и хвалитные стихиры).

В последовании утрени есть как неизменяемые, так и изменяемые молитвословия. Неизменяемые тексты утрени находятся в Служебнике, Следованной Псалти­ри и Часослове, а изменяемые — в Октоихе, Минее и Триоди.

§1. ВИДЫ УТРЕНИ

Устав Православной Церкви различает три вида утрени.

1.Вседневная утреня совершается в седмичные дни в случае святых без знака или шестеричных. Этот вид утрени в отличие от других не имеет праздничных элементов (то есть не поется полиелей или великое славословие).

2.Утреня с великим славословием совершается в седмичные дни в праздники святых со славословием, отмеченных в Типиконе знаком в виде красной скобы с тремя точками внутри. Также утреня с великим славословием назначается Уставом в дни отданий двунадесятых праздников. Эта утреня от вседневной отличается пением великого славословия и праздничным окончанием.

3. Полиелейная утреня, как можно понять по ее названию, отличается от других видов утрени пением полиелея, это самый торжественный вариант утрени. Полиелейная утреня назначается Уставом во все великие, бденные и полиелейные праздники, а также в воскресные дни[207].

Необходимо заметить, что в данную классификацию не входит пасхальная утреня, которая совершается во все дни Светлой седмицы и последование которой существенно отличается от полиелейной утрени. Потому пасхальная утреня занимает исключительное место среди всех видов утрени[208]. Кроме того, вседневная и полиелейная утрени, совершаемые в седмичные дни Великого поста, также имеют много особенностей, потому их последование с учетом всех великопостных элементов обычно рассматривается в разделах, посвященных богослужениям в период Великого поста[209].

§2. ВСЕДНЕВНАЯ УТРЕНЯ

Вседневная утреня, как уже было сказано, совершается в седмичные дни в случае святых без знака (одного или двух), а также святых «на 6» (шестеричных), отмеченных в Типиконе знаком в виде черной скобы с тремя точками внутри. На вседневной утрене не открываются царские врата (как мы уже заметили, завеса на протяжении утрени всегда открыта), не бывает чтения Священного Писания[210]. Священник облачен только в епитрахиль, хотя на практике надевает также поручи и фелонь. Кроме того, на вседневной утрене положено (в отличие от полунощницы и часов) возжигание светильников (см. 25-ю главу Типикона).

Наши рекомендации