Практическое использование Ирмология в современной богослужебной практике
В настоящее время Ирмологий может быть использован в следующих случаях.
— Величания и избранные псалмы, которые поются на утрене в великие, бденные и полиелейные праздники, из канонических богослужебных книг содержатся только в Ирмологии и Следованной Псалтири. Но Ирмологий гораздо удобнее в использовании по причине своей относительной легкости, компактности и более приятного для глаз текста.
— Так как некоторые месячные Минеи, изданные в 70–80-е годы XX века, не имеют приложений, содержащих Богородичные стихиры и тропари (если говорить точно, то приложений не имеют Минеи с октября по февраль включительно), то при пользовании такими Минеями можно и необходимо брать соответствующие Богородичны из Ирмология.
— Только в Ирмологии полностью излагается схема отправления канона с использованием библейских песней, так что Ирмологий совершенно необходим в этом случае. Однако в настоящее время канон с библейскими песньми почти нигде не поется, за исключением седмичных дней Великого поста. В то же время великопостные службы чаще всего совершают на приходах по специальным книгам, посвященным службам 1-й седмицы Великого поста. И все-таки каноническим источником для отправления канона с использованием библейских песней остается Ирмологий.
— Наконец, в случае нехватки богослужебных книг на клиросе (например, малого количества Миней) тексты ирмосов можно брать из Ирмология.
§12. СЛУЖЕБНИК
Служебник — книга, предназначенная для священнослужителей (священника и диакона) и содержащая как последования и неизменяемые молитвословия вечерни, утрени и литургии, так и те изменяемые богослужебные тексты, которые произносятся священнослужителями (отпусты, прокимены, величания). Свое название, как пишет протоиерей К. Никольский, Служебник получил от того, что «содержит в себе божественную службу литургии»[164]. В Православной Церкви совершаются три литургии: литургия святого Иоанна Златоуста, литургия святого Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Все они помещаются в Служебнике, и важно отметить, что Служебник — единственная богослужебная книга, содержащая полные последования всех видов Божественной литургии (среди других книг только Ирмологий содержит некоторые неизменяемые песнопения литургии, но не всё последование).
Среди греческих богослужебных книг нет книги, полностью соответствующей славянскому Служебнику. Аналогами Служебника здесь являются Литургиарий, содержащий только одни литургии, и Евхологий[165], который содержит, кроме служб суточного круга, еще и последования Таинств, то есть соединяет в себе славянские Служебник и Требник.
По содержанию Служебник можно разделить условно на три части (этого разделения нет в самом Служебнике, но оно необходимо для удобства в изучении и анализа содержания этой книги).
К первой, основной части следует отнести неизменяемые тексты вечерни и утрени, предназначенные для священнослужителей (ектении, молитвы, возгласы), а также последования всех видов литургии.
Во вторую часть в качестве приложений входят изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрене и литургии в различные дни года. Сюда можно отнести, во-первых, отпусты вечерни, утрени и литургии; во-вторых, прокимены на воскресной утрене 8 гласов и прокимены, аллилуарии и причастны литургии в воскресные дни, седмичные дни и общие святым. В-третьих, в Служебнике печатается месяцеслов, где вместе с указанием имен святых, ежедневно воспоминаемых Церковью, находятся величания, прокимены, аллилуарии и другие песнопения, которые имеют отношение к воспоминаемым праздникам и святым и произносятся на службах священником или диаконом. В-четвертых, в приложениях «из Триоди Постныя» и «из Триоди Цветныя» приводятся величания, прокимены, аллилуарии, отпусты и другие молитвословия подвижного круга богослужения.
К третьей, дополнительной части можно отнести молитвословия требного характера (в некоторых изданиях они отсутствуют), совершаемые иногда вместе со службами суточного круга. Это чин благословения кóлива, чин над кутиею в память усопших, чин литии по усопшим, молитвы по Причащении и некоторые особые прошения на сугубой ектении, заимствованные из молебнов.
В конце Служебника (не во всех изданиях) находится «Известие учительное, како долженствует иерею, диакону и причетнику служение в церкви святей совершати, и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественней литургии, и каковыя бывают бедственныя и недоуменныя в скорости случаи, и како в том исправлятися». Здесь, как видно из заглавия, излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий, содержатся канонические правила относительно служения литургии и, наконец, разрешаются различные трудности и недоумения, встречающиеся при совершении литургии.
§13. ТРЕБНИК
В Требнике содержатся чинопоследования различных Таинств и служб, относящихся к частному богослужению. Очевидно, что свое название книга получила в связи с тем, что частные богослужения называются также требами, так как совершаются по нужде, потребности одного или нескольких лиц. По содержанию различается большой и малый Требник (который называется просто Требником). В настоящее время различные издания Требника являются в той или иной степени сокращением Большого Требника и часто отличаются между собой наличием (или отсутствием) некоторых редко совершаемых молебнов или особенных чинов (например, во многих малых Требниках отсутствует чин погребения монахов и другие специальные службы).
Требник можно условно разделить на две части, из которых к первой относятся последования Таинств (за исключением Евхаристии и Священства). Требник начинается молитвой жене «в первый день рождения отрочати». Затем следуют молитвы жене-родительнице, читаемые по прошествии сорока дней после родов, и чин воцерковления младенца, молитва жене, родившей младенца. После этого в Требнике излагаются устав и сами молитвословия и священнодействия Таинств Крещения и Миропомазания, Таинства Покаяния, Таинства Брака, Таинства Елеосвящения.
Вторая часть содержит чины и молебны на всякую потребу, из которых можно выделить последования об умерших: чин «на разлучение души от тела», различные чины погребения[166] и панихиду. Также довольно важными и часто используемыми являются следующие последования: чин малого освящения воды, чин общего молебна, молитвы на освящение различных видов икон, «чин благословения в путьшествие» и благодарственный молебен, чины освящения дома и колесницы.
§14. ЧИНОВНИК АРХИЕРЕЙСКОГО СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЯ
Если греческий Евхологий предназначен для использования как за архиерейским богослужением, так и при совершении службы пресвитером, то в Русской Церкви для архиерейского служения назначается особая книга, которая называется Чиновник. Название книги объясняется тем, что она содержит «чины» различных служб, совершаемые только архиереем.
Современный Чиновник издается в двух частях. В первой части книги содержатся последования вечерни, утрени и литургии святителя Иоанна Златоуста, литургии святителя Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров. Особое внимание здесь (в отличие от Служебника) уделяется особенностям при архиерейском совершении этих служб. Затем следуют особые «чины», совершаемые только архиереем. Это чины всех хиротоний (во диакона, пресвитера и архиерея[167]) и хиротесий (во чтеца и иподиакона), а также чины произведения в более высокий сан (протодиакона, архидиакона, протоиерея, игумена, архимандрита). Там же находятся последование освящения архиереем антиминса и некоторые чины и молитвы, которые имеются в Служебнике, но могут быть совершаемы архиереем (например, чин благословения колива).
Следует также отметить, что тексты молитв и возгласов архиерея набраны церковнославянским шрифтом, причем относительно крупным для удобства их чтения епископом. Все остальные замечания и молитвословия, которые произносят священники и диаконы, набраны гораздо более мелким гражданским шрифтом.
В заключение заметим, что наиболее распространенным и употребительным в Русской Церкви остается издание 1982 года, которое было приурочено 25-летию архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Пимена. В 2009 году вышло в свет новое издание Архиерейского Чиновника, которое стало первой книгой, выпущенной Издательским Советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В сравнении с изданием 1982 г. в текст нового издания внесены некоторые изменения, отражающие современную практику архиерейского и особенности Патриаршего служения. В частности, тексты ектений, используемых в чинах хиротоний в диакона и священника, помещены как в тексте соответствующего чинопоследования, так и (впервые) на специальном вкладыше, который можно временно вручить сослужащему протодиакону или иерею. В конце тома добавлен предначинательный псалом.
ЧАСТЬ II
СЛУЖБЫ СУТОЧНОГО КРУГА
БОГОСЛУЖЕНИЯ
Глава 1. ВЕЧЕРНЯ
Вечерня — начальное богослужение суточного круга, так как именно на вечерне впервые употребляются молитвословия любого дня или праздника.
Идейное содержание вечерни. Чин христианской вечерни восходит к ветхозаветному обряду вечернего возжигания светильника (см.: Исх. 30, 8; Лев. 24, 1–4), который получил христианское осмысление (Христос — Свет миру: Ин. 1, 9; 8, 12). Потому в Древней Церкви вечерня начиналась внесением светильника в молитвенное собрание, после чего уже следовали определенные молитвословия. Вследствие этих особенностей само древнее вечернее богослужение уже в III веке называлось «светильничное благодарение» (кстати, именно потому молитвы вечерни, читаемые тайно священником во время 103-го псалма, называются «светильничными»)[168].
Кроме указанной исторической связи с чином внесения в церковь светильника, в неизменяемых молитвословиях вечерни раскрываются следующие четыре темы:
— творение Богом мира и Промысл Божий о мире (Пс. 103);
— грехопадение и покаяние (псалмы, входящие в «Господи, воззвах...»);
— пришествие в мир Сына Божия («Свете тихий...»);
— конечность земной жизни человека («Ныне отпущаеши...»).
Также видное место в последовании вечерни занимают изменяемые песнопения (стихиры на «Господи, воззвах…», на литии и на стиховне, тропари), в которых содержится прославление данного праздника. Кроме того, нередко на вечерне полагается чтение Священного Писания (главным образом это паремии, посвященные празднику; очень редко читается Апостол и Евангелие).
§1. ВИДЫ ВЕЧЕРНИ
Устав Православной Церкви различает три вида вечерни: малую, вседневную и великую. Кроме того, существует два варианта совершения великой вечерни: отдельно от других богослужений и вместе с утреней в составе всенощного бдения. Наконец, по несколько особому чину вечерня совершается в седмичные дни Великого поста. Мы рассмотрим в данной главе только те виды вечерни, которые совершаются в течение года, исключая великопостный период.
§2. МАЛАЯ ВЕЧЕРНЯ
Малая вечерня назначается Уставом перед всенощным бдением и совершается всегда в тех случаях, когда всенощное бдение начинается великой вечерней[169]. В этом случае бдение начинается «по еже заити солнцу мало» (Типикон, 2-я глава), то есть позже обычного времени, назначаемого для вечерни. А «чтобы не оставить без привычного молитвенного освящения обычный час вечерни, для него положена малая вечерня»[170], которая совершается «прежде солнечного захождения» (Типикон, 1-я глава), то есть до заката.
Малая вечерня следует сразу за 9-м часом и совершается в храме, при закрытой завесе царских врат. Служащий священник на протяжении всей малой вечерни по уставу облачен только вепитрахиль. Также на малой вечерне (в сравнении с вседневной и великой) опускаются кафисма и почти все ектении. В силу указанных обстоятельств чин малой вечерни приближается к богослужению часов, отличаясь только наличием изменяемых частей (стихир и тропарей).
Последование малой вечерни находится в 1-й главе Типикона, а особенности ее указаны также в 3-й, 4-й, 15-й, 48-й, 49-й и 50-й главах Типикона.
Последование малой вечерни
В конце 9-го часа священник выходит на амвон и, дождавшись окончания молитвы 9-го часа, начинает малую вечерню возгласом: «Благословен Бог наш...».
Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...», 103-й псалом (Часослов).
Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже»(трижды).«Господи, помилуй»(трижды)(вместо ектении), «Слава, и ныне».
Хор:«Господи, воззвах…» (по гласу 1-й стихиры).
Чтец: «Положи, Господи...»(псалмы 140, 141, 129, 116, см. Часослов) до слов «От стражи утренния до нощи...».
Хор далее поет стихиры на 4 по Уставу, а затем исполняет песнопение «Свете тихий...».
Священник: «Вонмем». «Мир всем». «Премудрость. Вонмем»[171].
Затем священник и хор исполняют прокимен дня(если малая вечерня совершается в субботу вечером, то поется прокимен «Господь воцарися…» с одним стихом (первым стихом «Облечеся Господь…»), а не с тремя, как это бывает на великой вечерне).
Чтец (или хор): «Сподоби, Господи...».
Хор: стихиры на стиховне по Уставу.
Чтец: «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш…».
Священник(возглас): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…».
Хор поет «Аминь» и тропари по Уставу.
Священник произносит сокращенную сугубую ектению, состоящую из четырех прошений («Помилуй нас, Боже...»).
Хор:«Господи, помилуй»(трижды на каждое прошение).
Священник(возглас): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...».
Хор: «Аминь».
Священник:«Слава Тебе, Христе Боже...».
Хор:«Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды). «Благослови».
Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...»(малый отпуст).
Хор: «Великаго господина...».
Особенности малой вечерни