Практическое использование Общей Минеи в современной богослужебной практике
В настоящее время Общая Минея может быть использована в следующих случаях.
— В случае совершения служб святым, которым нет отдельного богослужения в месячной Минее (в частности, новопрославленным святым[152]), все изменяемые песнопения можно полностью взять из Общей Минеи из службы святого или святых данного лика. Точно так же можно взять общую службу Богородице, если совершается праздник в честь одной из Ее многочисленных икон, если в Минее нет отдельной службы в честь данной иконы.
— Если требуется совершить малому или шестеричному святому полиелей или всенощное бдение (на престольный праздник, а также в дни памяти особо почитаемых святых, например, 17 сентября), то необходимые песнопения, отсутствующие в месячной Минее, можно взять из Общей. В частности, в службе святой мученице Татиане (12 января) в Минее имеются только 3 стихиры на «Господи, воззвах…» и канон на утрене. Если же необходимо совершить полиелей в честь данной святой, то недостающие молитвословия и песнопения (паремии, стихиры на стиховне, тропарь, седальны по кафисмам и полиелеи, прокимен и Евангелие, стихиры на «Хвалите…») следует взять из службы одной мученице в Общей Минее.
— При составлении устава любой службы (кроме периода пения Постной и Цветной Триоди) можно пользоваться уставными главами Общей Минеи.
— В случае недостатка в храме книг (Триодей и Миней) можно взять из Общей Минеи службу на Пасху или паремии на бденные или полиелейные праздники[153].
— Наконец, в малых или новооткрытых приходах, которые не имеют возможности приобрести комплект месячной Минеи, можно в воскресные дни петь службу рядовому святому или святым по Общей Минее, а в великие праздники пользоваться Праздничной Минеей.
§9. МИНЕЯ ПРАЗДНИЧНАЯ
Само наименование «Праздничная Минея»[154] указывает на то, что в данной книге содержатся выбранные из месячной Минеи последования на праздники Господские, Богородичные и святых, особенно чтимых Православной Церковью. В некоторых изданиях Праздничной Минеи помещены еще последования Недели ваий, служб Страстной седмицы, Пасхи и важнейших праздников периода Пятидесятницы. Правда, в настоящее время далеко не все новые издания содержат указанные последования из Постной и Цветной Триоди, ограничиваясь только праздничными службами неподвижного круга богослужения.
Что касается использования Праздничной Минеи, то это просто незаменимая книга для небольших и новооткрытых приходов, которые в силу материальных причин не могут себе позволить приобрести дорогостоящий комплект из 12 томов месячной Минеи (тем более что по отдельности тома месячной Минеи почти не продаются). Такие храмы могут ограничиться покупкой одной книги — Минеи Праздничной, где содержатся службы всех важнейших праздников, тем более что зачастую в небольших храмах богослужение только на эти праздники и совершается. Если же говорить о тех приходах, которые не испытывают недостатка в месячных Минеях, то здесь Праздничная Минея может использоваться при совершении богослужения в качестве дополнительного источника.
§10. ТРИОДЬ
Наименование «Триодь» прилагается к двум книгам, содержащим изменяемые песнопения подвижного круга богослужения. Сам термин «Триодь» — греческого происхождения и состоит из двух слов: τρεις — «три» и ώδα — «песнь», то есть буквально означает «трипеснец». Данные книги получили такое название потому, что в седмичные дни содержат каноны, состоящие из трех песней. Действительно, в период пения Постной Триоди в седмичные дни на утрене поются трипеснцы из данной книги (в субботу — четверопеснцы)[155], а в период Цветной Триоди такая особенность присуща малому повечерию.
Хотя Постная и Цветная Триоди принципиально отличаются друг от друга по содержанию, все же они вместе, как уже было замечено, охватывают подвижный круг богослужения, кульминацией которого является праздник Пасхи. Потому можно считать эти книги двумя частями одного целого.
Триодь Постная
Постная Триодь содержит богослужения периода от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Так как на это время приходится подготовительный период к Великому посту и собственно период Великого поста, то эта часть Триоди называется Постной. В настоящее время Постная Триодь издается в двух томах: 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том — период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако это разделение появляется только в XX веке; впрочем, и некоторые современные издательства иногда выпускают обе части Триоди Постной в одном томе.
В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, составленные в V–XIV веках. Наиболее известными авторами стихир и канонов Триоди являются святитель Андрей, архиепископ Критский, преподобный Косма Маюмский, святой Иоанн Дамаскин, преподобные Иосиф и Феодор Студиты.
Период пения Постной Триоди охватывает 10 недель (воскресных дней) и 10 седмиц. Из них 4 недели и 3 седмицы приходятся на подготовительный период к Великому посту, в который входят Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица сырная и Неделя сыропустная.
Великий пост длится 48 дней и охватывает 7 седмиц и 6 недель, причем при нумерации седмицы предваряют соответствующие недели, то есть сначала идет 1-я седмица, затем 1-я неделя, 2-я седмица, 2-я неделя и так далее. Укажем все недели Великого поста:
1-я Неделя — Торжество Православия;
2-я Неделя — святителя Григория Паламы;
3-я Неделя — Крестопоклонная;
4-я Неделя — преподобного Иоанна Лествичника;
5-я Неделя — преподобной Марии Египетской;
6-я Неделя — Вход Господень в Иерусалим.
Весь период Великого поста можно разделить на три отрезка времени:
1. Святая Четыредесятница начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. Этот период длится 40 дней, и его окончание в Триоди отмечено тем, что в пятницу 6-й седмицы на «Господи, воззвах…» поется стихира «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…».
2. Суббота и неделя 6-й седмицы — Лазарева суббота и Неделя ваий — составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей. Основанием для выделения этого небольшого отрезка времени является как то, что он не может быть отнесен ни к Четыредесятнице, ни к Страстной седмице, так и особый характер этих двух дней. Действительно, в Лазареву субботу и Неделю ваий само богослужение приобретает особую торжественность и праздничный колорит[156], да и в отношении пищи Устав предполагает некоторые послабления (в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры, а в Неделю ваий — рыбы).
3. Страстная седмица, охватывающая 6 дней, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа.
В большинство седмичных дней Великого поста в Постной Триоди помещены следующие песнопения:
Вечерня: 3 стихиры на «Господи, воззвах…», 2 прокимена и 2 паремии, стихиры на стиховне[157].
Утреня: седальны по 2-й и 3-й кафисме, 2 трипеснца (зачастую разных гласов), стихиры на стиховне.
6-й час: тропарь пророчества, 2 прокимена и паремия.
В заключение следует заметить, что молитвословия Триоди Постной нередко обозначаются в Типиконе и самой Триоди словом «дне». В частности, начальные стихиры на стиховне в седмичные дни (на вечерне и утрене) обозначаются «самогласен дне».
Триодь Цветная
Цветная Триодь содержит богослужения периода Пятидесятницы, начиная от Пасхи и заканчивая Неделей Всех святых. Название «Триодь» объясняется тем, что в конце книги в приложении содержатся трипеснцы, используемые на малых повечериях. А наименование «Цветная» связано с историческим обстоятельством: некоторое время данная книга начиналась с Недели ваий, которая также называется Неделей цветной или цветоносной. Песнопения Цветной Триоди также, как и Постной Триоди, составлены в V–XIV веках.
Период пения Цветной Триоди охватывает 9 недель (воскресных дней) и 8 седмиц, то есть всего 57 дней. Укажем все недели и важнейшие седмичные дни периода Цветной Триоди:
1-я Неделя — Пасха;
2-я Неделя по Пасхе — Антипасха;
3-я Неделя по Пасхе — святых жен-мироносиц;
4-я Неделя по Пасхе — о расслабленном;
среда 4-й седмицы — Преполовение Пятидесятницы;
5-я Неделя по Пасхе — о самаряныне;
6-я Неделя по Пасхе — о слепом;
среда 6-й седмицы — отдание Пасхи;
четверг 6-й седмицы — Вознесение Господне;
7-я Неделя по Пасхе — святых отцов I Вселенского Собора;
суббота 7-й седмицы — Троицкая вселенская родительская суббота;
8-я Неделя по Пасхе — Пятидесятница. День Святой Троицы;
понедельник Троицкой седмицы — День Святого Духа;
1-я Неделя по Пятидесятнице — Всех святых.
Каждая неделя периода Цветной Триоди имеет особый глас, причем при нумерации недели предваряют соответствующие седмицы, то есть сначала идет 2-я Неделя по Пасхе, затем 2-я седмица по Пасхе, 3-я Неделя, 3-я седмица и так далее. Необходимо отметить, что глас недели и седмицы на единицу меньше ее порядкового номера: в Неделю Антипасхи и на 2-й седмице по Пасхе песнопения Триоди поются на 1-й глас, в Неделю мироносиц и затем в седмичные дни поются песнопения 2-го гласа, в Неделю о расслабленном и ее попразднство — 3-го гласа, в Неделю о самаряныне и ее попразднство — 4-го, в Неделю о слепом и ее попразднство — 5-го, в Неделю святых отцов I Вселенского Собора — 6-го, в Неделю Всех святых — 8-го гласа (на Неделю Пятидесятницы данное правило не распространяется, ибо это двунадесятый Господский праздник).
Период пения Цветной Триоди можно разделить на три части:
1. Пасха и Светлая седмица. Так как Пасха — важнейший христианский праздник, то богослужение пасхальным чином совершается не только в сам день Пасхи, но и повторяется каждый день Светлой седмицы[158]. Кроме того, в пасхальную седмицу на каждый день положены воскресные песнопения особого гласа. Так, на Пасху поются воскресные песнопения 1-го гласа, в Светлый понедельник полагаются песнопения 2-го гласа, во вторник — 3-го, в среду — 4-го, в четверг — 5-го, в пятницу — 6-го, в субботу — 8-го[159].
2. От Антипасхи до отдания Пасхи. Этот период охватывает 32 дня и отличается тем, что на его протяжении поются пасхальные песнопения[160]. Богослужение же совершается по образцу службы в попразднство двунадесятого праздника, причем «праздником» для седмичных дней данного периода является предшествующая Неделя или Преполовение Пятидесятницы (в частности, выражение «канон праздника» обозначает канон недели (Антипасхи, жен-мироносиц и других) или Преполовения)[161].
3. От Вознесения до Недели Всех святых. Этот период охватывает 18 дней и главным образом включает в себя два Господских праздника (Вознесение Господне и Пятидесятницу) с их попразднством. Богослужение, за исключением особых дней (Неделя 7-я по Пасхе, суббота 7-й седмицы, Неделя Всех святых), совершается по образцу служб на Господские двунадесятые праздники и в период их попразднства.
В заключение отметим, что в Цветную Триодь уже включены необходимые песнопения Октоиха, так что в период пения Цветной Триоди Октоих почти не используется (за исключением канона Богородице на малом повечерии), а его молитвословия поются и читаются непосредственно по Триоди. Интересно, что славянские тексты соответствующих песнопений Октоиха и Цветной Триоди незначительно отличаются (достаточно сравнить текст воскресного канона 6-го гласа в Октоихе и в последовании Недели 7-й по Пасхе в Триоди[162]), хотя оригинальный греческий текст в обоих случаях идентичен. Скорее всего, отличие версий Октоиха и Триоди объясняется тем, что эти две книги были переведены с греческого разными переводчиками, которые работали независимо друг от друга.
§11. ИРМОЛОГИЙ
Наименование данной богослужебной книги происходит от двух греческих слов: ειρμός — «ирмос» и λόγιον — «речь, изречение, слово». Исходя из этой этимологии, название можно истолковать как «сборник ирмосов».
Из наименования книги видно, что она содержит главным образом ирмосы. Кроме того, в ней содержатся также другие изменяемые и неизменяемые молитвословия, которые предназначены для пения. Составлен Ирмологий в Греческой Церкви в XIV веке для удобства певцов: в нем были помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, Ирмологий стал предшественником современных богослужебных сборников, которые преследуют ту же цель — собрать в одной книге важнейшие песнопения из всех богослужебных книг.
Следует отметить, что наиболее удобным для пользования является Ирмологий, изданный в 1982 году при Святейшем Патриархе Пимене издательством Московской Патриархии. Хотя он набран гражданским (а не церковнославянским) шрифтом, текст довольно крупный и различные песнопения четко отделены друг от друга. В то же время в новейших изданиях текст зачастую мелкий и песнопения расположены «слитно» и очень неудачно, при пении глаза довольно быстро устают.
Содержание Ирмология
Книга состоит из трех томов, причем основным является первый том, тогда как два других — нотные приложения, в них песнопения представлены посредством нотного письма. Потому обратим все внимание на содержание первого тома. Мы будем ориентироваться на московское издание 1982 года и для полноты будем указывать страницы также по этому изданию.
С. 5–109. Почти половину книги в соответствии с названием занимают всевозможные ирмосы канонов, поющиеся на всех службах в течение года. Ирмосы разделены на 8 гласов в соответствии с мелодией их исполнения. В каждом гласе ирмосы расположены в таком порядке: сначала идет воскресный ирмос данной песни, после помещены ирмосы двунадесятых Господских и Богородичных праздников, лишь затем приводятся ирмосы Октоиха и других канонов данного гласа. За ирмосами 8 гласов в качестве приложения помещены отдельно ирмосы, которые поются на повечериях в периоды предпразднства Рождества Христова и Богоявления.
С. 110–120. Здесь представлены песнопения Божественной литургии, как полной, так и литургии Преждеосвященных Даров.
С. 121–127. Степенные антифоны 8 гласов, которые заимствованы из воскресной службы Октоиха.
С. 127–163. Изменяемые и неизменяемые песнопения утрени. В этой части существенное место занимают три варианта отправления канона с использованием библейских песней: вседневный (с. 131–139), праздничный (с. 139–144) и великопостный (с. 144–155).
С. 163–172. Пасхальный канон с Богородичными, стихиры Пасхи и последование пасхального часа. Пасха — важнейший христианский праздник, потому песнопения этого праздника находятся не только в Цветной Триоди, но и в других богослужебных книгах[163]. В Ирмологии хотя и нет полного последования пасхальной службы, но присутствуют важнейшие песнопения данного праздника.
С. 173–188. Избранные псалмы и величания, которые поются на полиелейной утрене. Сначала идут величания и избранные псалмы великих праздников в порядке их следования в церковном году (сентябрь — август), затем общие для каждого лика святых.
С. 188–196. «Припевы на 9-й песни на Господския, Богородичныя и великих святых праздники».
С. 197–220. Богородичные стихиры и тропари — четыре приложения (те же самые приложения, что и в месячной Минее).