О чтении Евангелия на службах суточного круга
Прежде всего следует отметить, на каких богослужениях суточного круга и в какие дни церковного года Устав полагает чтение Евангелия.
На великой вечерне (если она не соединяется с литургией) Святое Евангелие читается в трех случаях:
— на вечерне Великой Пятницы;
— в Неделю Пасхи вечером;
— накануне Рождества Христова или Богоявления, если праздник случится в воскресенье или понедельник (в этих случаях утром в навечерие праздника положено служить литургию святителя Иоанна Златоуста, а великая вечерня совершается отдельно после полудня, «при часе же седьмом дне»: см. Типикон, 25 декабря).
Наповечерии и полунощнице Евангелие никогда не читается.
Наутрене Евангелие читается в следующих случаях:
— всегда на воскресной или полиелейной утрене после степенных антифонов и прокимена;
— во все дни Страстной седмицы: в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду после седальнов по 3-й кафисме, в Великий Четверг и Великую Пятницу[78] — после тропаря «Егда славнии ученицы…», в Великую Субботу — в конце утрени.
Начасах Евангелие положено в двух случаях:
— на Великих часах всегда, когда они совершаются (три раза в году: в навечерие Рождества Христова, навечерие Богоявления и Великую Пятницу);
— на 3-м, 6-м и 9-м великопостных часах в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду, когда по Уставу прочитывается все Четвероевангелие (вплоть до Ин. 13, 31)[79].
Наполной литургии чтение Евангелия является неотъемлемой частью чинопоследования и полагается всегда, когда совершается полная литургия (святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого). Также только на полной литургии возможно чтение двух или трех евангельских зачал.
На литургии Преждеосвященных Даров Евангелие читается в двух случаях:
— в случае полиелейного (24 февраля, 9 марта) или храмового праздника;
— в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду.
Содержание богослужебного Евангелия
Евангелия располагаются в том же порядке, в каком идут во всех изданиях Нового Завета: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Перед каждым из четырех Евангелий помещено:
— краткое жизнеописание апостола-евангелиста;
— краткое содержание евангельских глав;
— указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке — начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифры, используемые здесь для обозначения евангельского события, соответствуют цифрам черного цвета на наружных полях самого Евангелия;
— предисловие к данному Евангелию, составленное блаженным Феофилактом Болгарским.
Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи отражается и в богослужебном Евангелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Однако деление на главы и стихи в богослужебном Евангелии имеет второстепенное значение. Гораздо важнее деление на богослужебные отрывки — зачала. Зач!алом называется часть текста Нового Завета, назначенная для чтения за богослужением в конкретный день. Номера зачал обозначены красными цифрами на внешнем поле евангельского текста. Хотя зачала имеют различный размер, можно заметить, что они по объему гораздо меньше глав: одна глава может содержать до 10 зачал (например, 9-я глава Евангелия от Луки содержит зачала 40–49). Каждое Евангелие имеет собственную нумерацию зачал:
в Евангелии от Матфея — 116 зачал;
в Евангелии от Марка — 71 зачало;
в Евангелии от Луки — 114 зачал;
в Евангелии от Иоанна — 67 зачал.
Некоторые зачала не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал. Устав называет такое чтение «зачало от пол!у», которое стоит под знаком зачала без цифры. В частности, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня читается Евангелие от Иоанна, зачало 42-е «от пол!у», которое начинается с Ин. 12, 28, тогда как само зачало 42-е начинается с Ин. 12, 19. Выражение «от пол!у» не следует понимать слишком буквально: иногда «зачало от пол!у» может начинаться не в середине, а в конце зачала, имеющего номер (см., например, от Иоанна зачало 41-е «от пол!у»).
Богослужебное деление Евангелий на зачала гораздо древнее научного деления на главы и стихи и восходит, как полагают исследователи, к диакону Александрийской Церкви Евфалию (V в.). Впоследствии оно было окончательно зафиксировано преподобными Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом(VIII–IX вв.), которым и приписывается составление порядка рядовых чтений из Евангелия и Апостола[80].