Архиерей, его облачения и награды
Епископ (επίσκοπος — «надзирающий», «блюститель») или архиерей (αρχιερεύς — «начальник над священниками», «первосвященник») — священнослужитель высшей степени. Епископы имеют право совершать все Таинства и имеют власть через рукоположение посвящать в остальные священные степени. Кроме того, епископу принадлежит вся полнота административной и духовной власти во вверенной ему епархии.
Облачения архиерея. Полное архиерейское богослужебное облачение содержит в себе 10 основных предметов: подсаккосник, епитрахиль, поручи, пояс, саккос, палица, омофор, митра, крест и панагия.
Подсаккосник по своему значению является аналогом стихаря диакона и подризника пресвитера. По своему внешнему виду подсаккосник подобен подризнику, отличаясь разве что более украшенным подолом.
Епитрахиль, поручи, пояс и палица архиерея аналогичны соответствующим священническим облачениям.
Саккос становится частью архиерейского облачения и заменяет фелонь начиная с ХI–ХII веков. Ранее саккос был предметом царского облачения, который Византийские императоры стали жаловать Патриархам. Саккос по общему внешнему виду напоминает диаконский стихарь, с той разницей, что саккос имеет разрезы по бокам до подола, а также на нижней стороне рукавов. Вместо пуговиц саккос имеет звонцы в местах соединения краев разреза.
Омофор[37] является самым важным и самым древним архиерейским облачением; без омофора архиерей не может совершать ни одного богослужения. Омофор представляет собой длинную широкую полосу материи с изображением крестов и почти такой же отделкой, как и диаконский орарь: нашитые полосы из иной материи, чем сам омофор, идущие по всем краям, бахрома, две поперечные полосы у каждого из концов. Омофор надевается на плечи епископа, а концы его спускаются почти до подола саккоса.
Архиерейский омофор бывает большой и малый. Большой омофор епископ носит с начала литургии до чтения Апостола. При чтении Евангелия архиерей стоит совсем без омофора до окончания чтения. После этого на епископа надевают малый омофор, подобный большому, но значительно короче его. Малый омофор надевают по плечам вокруг шеи епископа и обоими концами спускают на грудь, что напоминает древнюю епитрахиль в виде ораря, обнесенного вокруг выи священника и спускающегося вниз обоими концами. На Великом входе малый омофор снимают, и епископ встречает в царских вратах предложенные Святые Дары. Затем уже вновь в малом омофоре епископ призывает Святаго Духа для претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Когда Таинство совершилось и на престоле присутствует Сам Христос в пресуществленных Дарах, омофор вновь снимают с епископа. Затем на возгласе диакона «Вонмем» малый омофор вновь надевают на архиерея, который находится в нем до конца литургии.
Митра — богато украшенная парчовым шитьем, бархатом, бисером, драгоценными камнями и иконами высокая твердая шапка. Исторически и символически митра связана с царской диадемой. Архиерейская митра увенчивается крестом.
Панагия (παναγία — «всесвятая») — нагрудный образ Божией Матери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями. Панагия является исключительной принадлежностью архиерейского сана и впервые упоминается в XV веке в сочинениях блаженного Симеона, архиепископа Солунского. В повседневной обстановке епископы должны носить на груди только панагию, а за богослужением — панагию и крест[38].
Кроме полного архиерейского облачения, существует еще малое облачение, в котором епископ совершает некоторые богослужения. Малое архиерейское облачение состоит из мантии и омофора.
Архиерейская мантия — одеяние епископа во время торжественных процессий, также в мантии архиерей совершает входные молитвы (перед литургией) и некоторые богослужения (например, литию на всенощном бдении). Архиерейская мантия надевается поверх рясы, как и монашеская. По покрою она подобна монашеской мантии, но пространнее и длиннее ее. У епископов и архиепископов мантия фиолетового цвета (у митрополитов — голубая, у Патриарха — зеленая).
В Древней Церкви архиерейской мантии не было. Она появилась в Византии в качестве почетного дара императора Константинопольским Патриархам, от которых затем перешла к прочим епископам. Смысл этого дара состоял в том, что царь как бы вверял новоизбранному Патриарху полноту власти над церковным народом и попечение о его нуждах, то есть как бы делился своей властью с Патриархом, ибо мантия была царским облачением. С ХV века архиерейские мантии вошли в употребление всех архиереев.
Награды епископа. В Русской Церкви существует пять возможных наград для епископов:
1. Сан архиепископа. Буквально слово архиепископ означает «начальник над епископами», или «старший епископ» (греч. αρχή — «начало»). В Древней Церкви сан архиепископа имели епископы крупных городов и важнейших кафедр. Такое положение дел остается в настоящее время в православных восточных патриархатах, где сан архиепископа выше по статусу, чем сан митрополита (в частности, в Элладской Церкви архиепископом является только предстоятель Поместной Церкви). Однако в Русской Церкви сан архиепископа является первой наградой для архиерея, которой может быть удостоен любой епископ, независимо от занимаемой кафедры, в том числе и викарный епископ. Архиепископ отличается от епископа только наличием креста на черном клобуке.
2. Сан митрополита. В Древней Церкви сан митрополита имел старший по статусу епископ данной области — митрополии (от слов μητήρ — «мать» и πόλις — «город»). В православных восточных патриархатах всегда сан митрополита по статусу был ниже, чем сан архиепископа. Однако в Русской Церкви изначально взаимное отношение между митрополитами и архиепископами было принципиально иным: первосвятитель до установления патриаршества имел сан митрополита и в его каноническом подчинении были архиепископы. Потому и в настоящее время сан митрополита в России является наградой, которой могут быть удостоены архиепископы. Митрополит внешне отличается от епископа тем, что имеет белый клобук с крестом и голубую мантию.
3. Вторая панагия.
4. Служение с преднесением креста. Когда митрополит, удостоенный этой награды, совершает богослужение, один из иподиаконов впереди несет крест на всех торжественных выходах, а также при каждении храма.
С 2004 года последние две награды являются уже не наградами в буквальном смысле слова, а только отличительными особенностями следующих иерархов: в настоящее время правом ношения второй панагии обладают по статусу Святейший Патриарх Московский и всея Руси, митрополит Киевский и всея Украины и митрополит Токийский и всея Японии, а право служения с преднесением креста имеют только два архиерея – Святейший Патриарх и митрополит Киевский и всея Украины. Те же архиереи, которые были удостоены второй панагии ранее, имеют право ее ношения в пределах своих епархий, однако новые награждения второй панагией исключены для всех остальных епископов, кроме вышеуказанных архиереев, которые обладают ей по праву занимаемой кафедры[39].
5. Сан Патриарха. Буквально термин патриарх означает «отценачальник» (от слов πατήρ — «отец» и αρχή — «начало»). Этот сан в Русской Церкви имеет только предстоятель. Исключительными принадлежностями патриаршего сана являются мантия зеленого цвета и жезл без сулка. Также в отличие от других архиереев голову Патриарха венчает не клобук, а специальный головной убор — кукуль. Как предстоятель Церкви, Патриарх имеет право освящать миро. Кроме того, в каноническом подчинении Патриарха находятся крупные монастыри по всей территории России (называемые «ставропигиальными»).
§3. ЦВЕТ СВЯЩЕННЫХ ОБЛАЧЕНИЙ
Типикон ничего не говорит о цвете богослужебных облачений, но на практике установилась традиция, согласно которой всем важнейшим церковным праздникам присвоены определенные цвета облачений. В Русской Церкви используются следующие семь цветов богослужебных облачений: белый, красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный. Приведенные ниже указания относительно использования облачений каждого из семи цветов отражают практику Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В воскресные дни и в дни памяти апостолов, пророков и святителей богослужения совершаются в ризах золотого (желтого) цвета. Это наиболее часто используемый цвет облачений.
В праздники Богородичные (в том числе и Сретение Господне) назначаются облачения голубого цвета.
В субботние и воскресные дни Великого поста, а также в праздник Воздвижения Креста Господня (и до отдания этого праздника) используются облачения фиолетового цвета.
В период от Пасхи до ее отдания, а также на полиелейные и бденные праздники в честь мучеников полагаются облачения красного цвета.
В Пятидесятницу (и до ее отдания), Вход Господень в Иерусалим, в полиелейные праздники в честь преподобных богослужения совершаются, как правило, в зеленых облачениях.
В праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня, Преображения и до их отдания используются облачения белого цвета. Также белый цвет употребляется на праздники Ангелов (8 ноября), на всех заупокойных богослужениях и при совершении Таинства Крещения.
Наконец, ризы черного цвета употребляются в седмичные дни Великого поста.
Необходимо также отметить, что на праздник праздников — Пасху Христову — полунощница и утреня совершаются в белых облачениях, но на часах происходит переоблачение духовенства в ризы красного цвета, в которых и совершается пасхальная литургия.