Диакон, его облачения и награды
Сам греческий термин диакон означает «служитель». Появление диаконов как особой степени священнослужителей восходит к апостольскому времени и зафиксировано в книге Деяний Апостольских (см.: Деян. 6, 1–6). Изначально одной из основных функций диаконов была забота о равномерном распределении пищи во время христианских агап, однако с течением времени круг обязанностей диаконов расширяется. В настоящее время диакон — священнослужитель, имеющий право участвовать в совершении общественных и частных богослужений, помогающий епископам и священникам, но сам не совершающий богослужений и Таинств. Это обстоятельство выражается в том, что хиротония во диакона совершается на литургии после Евхаристического канона, то есть после совершения уже самого Таинства. По церковным канонам рукоположение во диакона совершается не ранее достижения кандидатом 25 лет (14-е правило Трулльского собора).
Облачение диакона: стихарь, орарь и поручи.
Стихарь является общим одеянием для всех степеней священства и самым древним священным облачением по времени происхождения. Нынешний стихарь представляет собою одежду до пят в виде рубахи, расширяющейся книзу, с вырезом для головы, без ворота. Стихарь диакона имеет широкие рукава, на которых внизу нашиты полосы из цветной материи, например парчи.
На левом плече поверх стихаря диаконы имеют орарь — длинную полосу из парчовой или другой цветной материи, нисходящую с передней и спинной частей почти до пола. Орарь укрепляется петлей на пуговице на левом плече стихаря, так что концы его свободно свисают вниз. Взяв в правую руку нижний передний конец ораря, диакон возвышает его при произнесении ектений и других возгласов, осеняет этим концом себя крестным знамением, указывает им священнику и епископу в положенных случаях на священные сосуды или другие предметы. На литургии при пении «Отче наш…», готовя себя к принятию Святых Тайн, диакон препоясывается орарем крестообразно[23]. После причащения диакон снова распускает орарь и полагает его на левом плече.
Поручи, или нарукавники, представляют собой слегка выгнутые полосы плотной материи с изображением креста в середине, обшитые по краям лентой. Охватывая руку в запястье, поручь соединяется с внутренней стороны руки с помощью шнура, продеваемого в металлические петли на боковых краях его, а шнур обматывается вокруг руки, так что поручь плотно стягивает рукав подрясника (у священников — подризника, у архиереев — подсаккосника) и прочно держится на руке. Поручи надеваются на оба рукава и знаменуют собою Божию силу, крепость и мудрость, даваемые священнослужителям Его для совершения Таинств. Знамение креста на поручах означает, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь через них совершает Таинства Своей Божественной силой.
В настоящее время в Русской Церкви поручи — это непременная часть полного облачения любого диакона, они вручаются ставленнику сразу при рукоположении во диакона. Однако этот обычай является особенностью русского чина, и он возник довольно поздно, только во 2-й половине XVII века[24]. В то же время по греческим чинам поручи «составляют богослужебную принадлежность и даже отличие лишь протодиакона и архидиакона, но не даются простому диакону»[25].
Награды диакона. Диакон может быть удостоен четырех богослужебных (иерархических) наград:
1. Двойной орарь. Это облачение состоит из двух орарей, из которых один обычным образом надет на левое плечо, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Диаконы, имеющие эту награду, не опоясываются крестообразно орарем при пении «Отче наш…».
2. Сан протодиакона. Этим саном обычно награждаются старшие диаконы кафедральных соборов и крупных городских храмов. Для иеродиаконов (монашествующих диаконов) аналогичной наградой является сан архидиакона (не путать с архидиаконом Патриаршего собора). Первенство среди монастырских архидиаконов и протодиаконов устанавливается в зависимости от их старшинства по хиротонии[26].
3. Камилавка. Это головной убор в форме усеченного конуса, слегка расширенный кверху, на твердой основе, обтянутый обычно фиолетовым бархатом. Камилавка также является наградой и для священников.
4. Сан архидиакона имеет старший диакон Патриаршего собора, которому принадлежит первое по чести место среди всех диаконов. Но архидиакона Патриаршего собора следует отличать от монастырских архидиаконов, которые по чести равны протодиаконам из белого духовенства.