Попытки восстановления Царства
Несмотря на то, что человечество потеряло общение с Богом, Он продолжал через отдельных людей, послушных Ему, говорить ко всем живущим на земле. Бог говорил Аврааму, Исааку, Иакову, Иосифу... Он продолжал двигаться к осуществлению Своей цели. Бог призвал Авраама, чтобы для выполнения Своего замысла произвести от него целый народ, посредством которого могло быть распространено Его Царство. Бог обещал потомкам Авраама обетованную землю, как напоминание о райской земле Едема.
...Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов.
И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов.
И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя.
И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя.
И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
Бытие 17:4—8
Избранный Богом род оказался в египетском рабстве, поэтому Бог возвысил могучего пророка Моисея, чтобы освободить Свой народ из плена.
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий(Иегова).И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.
И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших,
Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.
Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал:
Я посетил вас иувидел,что делается с вами в Египте.
И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Амор- реев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед.
Исход 3:14—17
Бог явил людям многие чудеса и знамения и затем под руководством Моисея вывел израильтян из Египта, чтобы ввести в землю обетованную, которая должна была стать земным прообразом Его Царства. Это была вожделенная земля, полная прекрасных плодов, в которой текли "молоко и мед".
Бог дал Моисею план скинии, правила богослужения, а затем закон десяти заповедей, но народ продолжал роптать, желая ходить своими путями. Это затянуло продвижение в обетованную землю на целых сорок лет.
После смерти Моисея Бог поручает земное руководство Своим народом Иисусу Навину.
По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:
Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.
Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею:
От пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши.
И. Навина 1:1—4
С момента сверхъестественного Божьего вмешательства при переходе израильтян через Иордан начинается период овладения ими обетованной землей.
Бог продолжает являть Свое благоволение к избранному народу, даруя ему победы при завоевании обещанной земли. Иисус Навин, будучи орудием Божьим, во всем руководствуясь Божьими повелениями, постоянно призывает израильтян подчиняться Богу и служить Ему. Однако несоблюдение Божьего повеления истребить чужие народы с лица обетованной земли привело к очередному бунту Израиля и требованию поставить над народом судей, а затем царей, желая заменить Божье руководство человеческим. Во времена пророка Самуила Бог поручает помазать на царство после первого израильского царя Саула истинного царя Израиля - Давида. Вот как Слово Божье характеризует Его:
...раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими.
Я Царств 14:8
Давид был особым царем в истории Израиля и всего человечества. Он объединил Божий народ и собрал разобщенное царство, восстановил скинию, возвратил ковчег завета и возобновил ежедневные богослужения. Через Давида Бог опять пытается восстановить на земле царство, в котором Его народ будет жить по Его законам. Можно предположить, что именно за заслуги по восстановлению царства Давид был назван "человеком по сердцу Бога". При царствовании Давида и его сына Соломона земное израильское царство являло миру могущество, богатство, мудрость и славу Божью.
Однако грешный человек не мог усилиями своей плоти быть полностью послушным Богу, поэтому и Давид, и Соломон, начав свое царствование в торжестве, завершили его тем, что Божий народ разделился на северное царство (израильское) и южное (иудейское). По этому поводу Бог говорит: "...всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет..."(Матфея 12:25). Так и случилось. Божий народ, отойдя от Бога, становится пленником. Осуществление Божьей мечты отодвигается на длительное время.
Несовершенный человек не мог утвердить на земле совершенное Царство Божье, и этим еще раз подтверждается необходимость совершенного искупления человека.
Земля продолжала полностью оставаться во власти князя тьмы, несмотря на обетование, о котором Бог говорил еще в Книге Бытие:
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Бытие 3:15
Великое обетование Всемогущего Бога, о котором также свидетельствовали многие пророки Ветхого Завета, воплотилось в Иисусе Христе.