И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах.
И пошел царь в Гаваон, чтобы принести там жертву; ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознес Соломон на том жертвеннике.
В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе.
И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему; великую милость, и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде, и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость, и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне.
И ныне, Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа.
И раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть.
Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?
Я Царств 3:3—9
В этом отрывке Писания мы видим, насколько смиренным был сын Давида. Он был царем, но называл себя рабом Господа; он был умным человеком, но сказал Богу, что не знает ни выхода своего, ни входа, то есть ничего не знает и не может сам по себе. Благодаря смирению, Соломон понимал свое положение перед Богом и мог реально оценить свои возможности и потребности; потому Он попросил у Господа главного — мудрости для управления Божьим народом. Бог ответил на его просьбу: Соломон стал самым мудрым человеком на земле. Но посмотрите, как он к этому пришел и что последовало за этим.
Смирение порождает в человеке страх Божий
Великое смирение породило в Соломоне страх Божий: он боялся согрешить перед Богом, сделать какое-то зло по неопытности (“Страх Господень — ненавидеть зло”(Притчи 8:13)), управляя Его народом, поэтому попросил у Бога мудрости. Позже в Книге Притчей царь напишет:
Начало мудрости — страх Господень...
Притчи 9:10
И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.
И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить,
Вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе.
И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои.
Я Царств 3:10—13
Как видим, за смирением и страхом Господним в жизнь Соломона пришли и богатство, и слава, и, конечно, обилие жизни. Уста Соломона стали источником жизни, потому что сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знания в устах его (см.: Притчи 16:23).
Царь Соломон был мудрым, потому и записывал откровения, которые получил в своем хождении с Господом. (Он автор Книг Ветхого Завета: Притчей, Екклесиаста, Песни Песней.) Его книги — нетленное наследие от Бога, плоды с дерева жизни. Только глубина нашего смирения определит, зайдем ли мы в хождении с Господом так далеко.
Золотые истины
Главное не то, что человек упал, главное, чтобы он нашел в себе силы подняться после падения. Примите решение, что вы не будете лежать, когда упадете, а смиритесь перед Богом, встанете и пойдете дальше.
Старайтесь больше времени проводить в Божьем присутствии, чтобы любовь Отца уровняла все горы в вашем сердце и сгладила острые углы вашего характера.
Займите правильную позицию перед Богом, говорите Ему и напоминайте самому себе о своем же бессилии перед Ним.
Перед людьми займите твердую позицию христианина: “Во Христе Иисусе я могу все”.
Глава 11
Страх Божий
Страх Божий и страх человеческий
В книге мы неоднократно говорили о страхе Божьем, который следует за смирением и предшествует богатству, славе и обилию жизни (см.: Притчи 22:4). Тема страха Божьего очень важна, и хотя я уже написал книгу на эту тему, назвав ее “Бойся Бога”, книга, которую вы сейчас читаете, не будет целостной без главы о страхе Божьем. Итак, что же такое страх Божий? И почему нам важно его иметь?
На некоторых современных христиан словосочетание “страх Божий” наводит ужас. Другая же значительная часть верующих считает, что в церкви о страхе вообще не должно быть и речи. (Об этой точке зрения мы упоминали в главе “Дух благодати”.) Эти люди говорят: “Нет такого в Новом Завете”, “Нам не нужно бояться Бога — Бог есть Любовь” и так далее. Но они ошибаются.
Библейское понятие “страх Божий” не тождественно понятиям “животный” страх, ужас. Страх Божий отличается от тех напряженных отношений, которые зачастую знаменуют взаимосвязь “начальник — подчиненный”, и от того ужаса, который возникает у людей при виде, например, разъяренного дикого животного или террориста. Этот ужас разрушает личность: и психику, и нервную систему, и физическое здоровье. Именно такой страх — веру в злое — навязывает людям дьявол.
Страх Божий — это боязнь делать зло, нежелание идти против воли Божьей, а также глубокое уважение и любовь к Богу, которые удаляют нас от зла
А страх Божий — это боязнь делать зло, нежелание идти против воли Божьей, а также глубокое уважение и любовь к Богу, которые удаляют нас от зла. И это единственный вид страха, который ведет к жизни, а не к смерти.
Я боялся Бога, даже когда еще не был спасен, — сказалось то, что я вырос в религиозной семье. Я не хотел грешить, но грешил, и это пугало меня, мучило. Я так боялся того, что Бог злится на меня, что временами мне даже жить не хотелось. Конечно же, Бог не злится из-за наших грехов так, как это рисовало мое детское воображение. Вообще-то, Бог и не требует святости от неспасенного. Святость понадобилась только от одного Человека — от Иисуса, и когда мы принимаем Его своим Господом и Спасителем, то получаем Его святость в подарок. Без Иисуса никому из нас до святости не дотянуться.
Настоящий страх Божий — это чувство глубокого почтения к Богу, это трепет от осознания великой любви Бога к человеку, доказанной нам на Голгофе две тысячи лет назад. Бог и сейчас доказывает нам ее, проявляя Свои милость и долготерпение. Когда мы осознаем это, то уже не можем грешить, потому что боимся огорчать Спасителя, — нам плохо оттого, что мы Его огорчаем, и таким образом страх Божий уводит нас от поступков, которые Богу не угождают.
Не играйте с Богом
Нам сегодня нужно вернуть страх Божий в церковь, потому что слишком много людей шутят с Богом, устраивая в буквальном смысле слова показуху. Но шутки с Богом чреваты тяжелыми последствиями. Наступает время, когда будет происходить то, что было во времена первых апостолов. Помните, к чему привел грех Ананию и Сапфиру, решивших солгать апостолам (см.: Деяния 5)? Сказав неправду, они тут же один за другим упали бездыханными. Возмездие за грех пришло незамедлительно, и произошло это потому, что Бог — Святой Бог, и Его нужно почитать.
Шутки с Богом чреваты тяжелыми последствиями
Бога нужно бояться, но не дикой животной боязнью, а иметь к Нему благоговейное, почтительное отношение, которое удаляет нас от нечистоты, от беззакония, и приближает к Творцу.
К сожалению, сегодня немало верующих либерально относятся ко греху. Доходит даже до того, что когда они приглашают людей в церковь, те уличают их в неправильных поступках, в грехе. Представьте картину: небрежно одетый человек с сигаретой в зубах подходит к некурящему порядочному человеку и начинает рассказывать ему о спасении. Как вы думаете, какое впечатление произведет такой “евангелист” на человека? Отвратительное. Печально, что этот случай не единичный и не каждый верующий стремится достойно нести по жизни звание христианина, не каждый стремится явить миру образ Христа. Более того, люди потеряли страх Божий и не бояться чернить имя Бога, они прямо-таки позорят Его.
Из-за таких “верующих” в классической литературе появились образы “пьяного дьяка”, “жадного попа”. Если вы, не дай Бог, такой верующий, то покайтесь! Если вас не уважают и смеются над вами — это сигнал. Пересмотрите свою жизнь, присмотритесь хорошенько в духовное зеркало — Слово Божье, приведите себя и свою жизнь в порядок, очиститесь и только после этого идите, чтобы явить Святого Бога неверующим людям.
Несомненно, наш Бог — Бог любви, но Он также является Богом справедливости, суда, порядка, дисциплины и чистоты
Несомненно, наш Бог — Бог любви, но Он также является Богом справедливости, суда, порядка, дисциплины и чистоты. Если вы решили пройти жизненный путь с Богом, то не советую вам шутить. Будьте предельно серьезным.
Возненавидеть беззаконие
Страх Господень — ненавидеть зло...
Притчи 8:13
Когда я пришел к Богу, то некоторое время у меня оставались проблемы с грехом, о который я часто спотыкался. Я не знал, как освободиться от него, и каждый раз после того, как грешил, я горько рыдал и каялся, обещая, что больше не буду грешить. Но спустя время мне опять приходилось каяться по этому же поводу. Я не мог найти себе покоя до тех пор, пока однажды Бог не показал мне Слово: “Страх Господень — ненавидеть зло”, а потом сказал: “Ты не можешь освободиться от греха, потому что получаешь от него наслаждение. Хотя ты и говоришь, что ненавидишь его, но Я вижу в твоем сердце любовь к нему”. Я был ошеломлен услышанным, но признал, что Бог был прав.
Затем Дух Святой объяснил мне, как Иисусу удалось не грешить: “Он “возненавидел беззаконие” (Евреям 1:9), потому и не грешил. Он ненавидел зло”. Тогда я понял, что нельзя быть либеральным, терпеливым по отношению к беззаконию. Иисус любил всех и даже умер за людей, но было единственное, что Он терпеть не мог, — грех.
Если мы хотим освободиться от греха, нужно начать ассоциировать его (грех) с тем, что вызывает у нас отвращение
Следовательно, если мы хотим освободиться от греха, нужно начать ассоциировать его с тем, что вызывает у нас отвращение. Эта истина помогла мне освободиться от греха, который долгое время не давал мне покоя. Я сознательно развивал в себе ненависть к нему, а вместе с тем и ко всякому виду зла.
Грех будет жить с человеком, который любит его, лелеет мысли о нем, вместо того чтобы “отсекать” их от себя. И если человек время от времени впадает в грех, ему нужно смириться перед Богом, признав свое бессилие в сложившейся ситуации, возненавидеть грех и усилием воли не позволять себе даже думать о грехе, не то что совершать его. Механизм избавления от плохих привычек тот же: нужно возненавидеть зло, нечистоту.
Возненавидьте грех в любом его проявлении, как возненавидел его Иисус, так что телом Своим Он вознес все наши грехи на Крест, чтобы мы, “избавившись от грехов, жили для правды” (1-е Петра 2:24). Работайте над собой, и вместо того чтобы подстраивать Слово Божье под себя, сами подстраивайтесь по него. Таким образом вы одержите победу над собой, а значит, и над своими проблемами.
Ненависть ко злу — это также проявление страха Божьего, который учит нас любить то, что любит Бог, и ненавидеть то, что Он ненавидит. Иисус “возлюбил правду и возненавидел беззаконие” (Евреям 1:9).
Злейшие враги