Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения.

Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поедать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой;

И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их.

Я Паралипоменон 7:12—14

Бог сообщил Соломону, что избрал построенный им дом, то есть церковь, чтобы там было место Его обитания, и если у Божьего народа будут неприятности из-за пре­грешений, так что они подумают, что Бог покинул их, что небо стало медным, то им нужно прийти в дом Божий и там каяться, смиряться, молиться, чтобы Бог помиловал Свой народ.

Если Бог заключит небо над вами или над какой-то сферой вашей жизни, то вам не нужно расстра­иваться, переживать, роптать — вам нужно бежать в Божий дом

Если Бог заключит небо над вами или над какой-то сферой вашей жизни, то вам не нужно расстраиваться, переживать, роптать ~ вам нужно бежать в Божий дом. Церковь — это наша крыша, наша защита, и что бы там ни случилось в вашей жизни, какими бы сложными ни были обстоятельства, если вы член церкви, если вы пре­бываете в доме Божьем — вы строите себе ограду, защиту, вы находитесь под “крышей”, которую никакая буря не снесет.

“И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться...” Как видите, пер­вое, что мы должны делать в церкви, — смиряться, а второе — молиться. Израиль в Ветхом Завете — это про­образ Церкви Нового Завета, а все, что происходило с Израилем, написано в назидание нам. Перед Богом не тяжело смиряться, потому что Он — Всемогущий Бог, Создатель неба и земли. Лишь осознав свое бессилие, свою несостоятельность, мы можем в смиренной молит­ве отдать Богу все свои проблемы, потому что Он печется о нас и силен превозмочь все наши беды. Но прежде мы обязательно должны склонить свои колени и свое сердце перед Ним.

Молитва — это не монолог, а диалог: вы молитесь и внутри себя — в своем духе — слушаете, что Бог вам ска­жет. Иногда Он говорит непосредственно, иногда — через проповедь, через Слово.

Дорогой читатель, можно ходить в церковь хоть всю жизнь, можно даже жить в церкви ~ в месте обитания Бога, и не знать Бога, если в смирении и молитве не ис­кать Его лица. Есть масса людей, которые ходят в церковь, чтобы искать рук Бога, чтобы взять из них исцеление или другие благословения. Но Бог Сам дал нам четкую последовательность в том, что мы должны делать в Его доме: смириться, молиться и, третье, — “взыскать” Его.

Да, нужно искать Его даже в храме, где Он живет. Ко­нечно, Он там всегда присутствует, но является Он только тем, кто ищет Его лица. Два человека могут сидеть рядом, но одного Бог посетит, прикоснется, благословит, потому что тот ищет Его всем сердцем, а второй даже не ощутит помазания, будет чувствовать себя ужасно, как будто он не в церкви, потому что не искал Бога.

Такие люди приходят в церковь на других посмотреть (это “удобно” делать, когда люди прославляют Бога или поклоняются Ему, смиряя себя); поговорить (это они делают чаще всего во время проповеди или объявлений)... Трудно предположить, чтобы те, кто так ведет себя в церкви, искал Бога один на один в своей тайной комнате, где это делать гораздо сложнее, чем в собрании святых. А что тогда говорить об улице, транспорте или других об­щественных местах, если там понадобится срочно помо­литься (опасность, кому-то плохо, авария и прочее)? Тем более что нам нужно всегда молиться и начинать это надо делать с дома Божьего, полного благодати и милос­ти Отца Небесного к детям.

Обратитесь от худых путей

Далее Бог говорит Соломону: “...и взыщут лица Мое­го, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их”(стих 14). Как видите, нам нужно не просто каяться в своих грехах перед Богом, а обратиться от худых путей своих, то есть если вы солгали, то должны не просто покаяться в обмане, а навсегда уйти с пути лжи на путь правды, приняв твердое решение больше никогда не лгать. Ведь когда мы каемся, а потом опять и опять произвольно грешим, то не остается жертвы за грех и приходится говорить: “Я каюсь во всех грехах, а у меня все равно такие неприятности...”

Бог поругаем не бывает, — каждый сетуй на свои гре­хи! Будьте серьезны: покаяться — значит отвратиться от грешного пути и больше не повторять грех, в котором вы покаялись. (О том, как устоять в этом, мы говорили в главе “Борьба за святость”.)

Каждый человек знает, кто он на самом деле, знает свои слабые и сильные стороны. Но не только мы знаем себя, — от Бога это тоже не скрыто. Скажу больше: Он знает о нас то, чего мы о себе даже не знаем. Следова­тельно, от Него бесполезно что-то скрывать или притво­ряться: лучше рассказывать Богу все, как есть, просить помощи, признаваться в своих слабостях, потому что для Бога очень важна наша искренность.

Ибо семь раз упадет праведник, и встанет...

Притчи 24:16

Перефразировать это место Писания можно следую­щим образом: если мы будем искренни в хождении с Богом и в покаянии, то каждый раз, когда мы будем оши­баться и падать, Бог будет поднимать и восстанавливать нас. Но для того, чтобы искренне покаяться перед Богом, нам нужно быть смиренным человеком.

Многие люди, поднявшись достаточно высоко, падали и уже не могли подняться, так и оставшись внизу, никем. Но есть и другая категория людей — они часто падали, но каждый раз поднимались и впоследствии стали героями. Главное не то, что человек упал, а главное, чтобы он нашел в себе силы подняться после падения. Примите решение, что вы не будете лежать, когда упадете, а смиритесь перед Богом, встанете и пойдете дальше. Пробегать та­ким образом “дистанцию” довольно болезненно, но все равно есть шансы стать чемпионом.

Искренне каясь, отвращаясь от худых путей своих, человек тем самым открывает доступ для свободного дви­жения Божьей силы в своей жизни. Поступая так, он будет уходить из Божьего дома наполненным, благослов­ленным, с Божьим миром в сердце, с ответами на свои вопросы, проблемы. Ему больше не захочется пропускать служения.

Умение смиряться в Божьем доме, о котором шло выше, — это очень важный шаг на пути познания Госпо­да. Чем дальше вы захотите идти с Богом, тем глубже должно быть ваше смирение. Практикуя это в церкви, вы научитесь приходить в Божье присутствие на всяком месте и научитесь ходить с Ним и перед Ним, а это пред­полагает смиренный образ жизни, то есть образ жизни настоящего (не только в церкви) христианина.

Узкий путь

Итак, наше хождение с Богом начинается со смире­ния, с него же начинается и путь святости верующего. Господь повсеместно показывает в Своем Слове, какого именно смирения Он ожидает от нас. Мы должны это знать, потому что христианское смирение в миру счита­ется унижением, а то, что в духовном мире считается си­лой, плотские люди считают слабостью. Нам необходимо сверять свое понимание духовных категорий с тем, как их понимает Бог, Который и определил их сущность.

Наше хождение с Богом начинается со смирения, с него же начинается и путь святости верующего

Так как же нам смириться перед Богом, чтобы Он уви­дел это, чтобы наше смирение прикоснулось к Его серд­цу, заставило Бога обратить лицо на нас и побудило Его непосредственно заняться нашей судьбой? Посмотрим, что об этом говорит Писание:

О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедли­во, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Михея 6:8

В этом стихе пророк “начертал” тот путь истины, жиз­ни и спасения, который угоден Богу. Каждый человек обязан исследовать себя и проверять, насколько он “вписывается” в этот узкий путь.

Первое, что Бог повелевает нам через пророка Михея, - “действовать справедливо”.Справедливо мы можем поступать только в духе. Плотские помышления и плот­ские дела Богу угодить не могут, потому что они неспра­ведливы. Поступая по плоти, вы не сможете “любить дела милосердия”,то есть любить ближнего своего, лю­бить людей. Только проявляя Божью любовь, излитую в наши сердца Духом Святым, мы можем принимать лю­дей, несмотря на все их странности и несовершенства, и проявлять милосердие.

Далее написано: “...и смиренномудренно ходить пред Богом твоим”.Вы можете любить людей, вершить дела милосердия, действовать справедливо и ходить в святости, но если вы не будете ходить перед Богом в сми­рении, вы потеряете все. Смиренномудрие — это очень важное качество. Гордый человек не может ходить перед Богом. Он постоянно находит недостатки в людях и кри­тикует их, вместо того чтобы судить себя.

На отсутствие смиренномудрия указывает также раз­дражительность. Гордый человек не может смириться, потому что считает себя выше и лучше других. Гордость не позволяет человеку здраво оценить себя, посмотреть на себя глазами Бога. Если верующий не научился сми­ренномудренно ходить перед Богом, то рано или поздно он попадет в заблуждение, отступит от Господа. Но если мы хотим дойти до Царства Небесного, наследовать рай, закончив свою земную жизнь, нам нужно сейчас начать ходить с Богом.

Человек, у которого нет смирения, будет ходить в цер­ковь 2—3 раза в год и собьется с пути. С другой стороны, при отсутствии смиренномудрия даже в церкви люди находят соблазны, потому что всех сравнивают с собой. Но зачем кого-то с кем-то сравнивать? Ведь люди никог­да не будут одинаковыми! Каждый человек — индивидуа­лен, в каждом есть вложенное Богом семя величия; у каждого — свой характер, поэтому все мы по-разному реагируем на те или иные события, вещи. Если вам труд­но с этим согласиться — у вас серьезная проблема, имя которой “гордыня”.

Старайтесь больше времени проводить в Божьем при­сутствии, чтобы любовь Отца уровняла все горы в вашем сердце и сгладила острые углы вашего характера. Если вы будете ходить перед Богом, то полюбите всех людей, не­смотря на их поступки. Вы также перестанете реагиро­вать на сплетни в свой адрес, потому что перестанете хо­дить перед людьми: вас будет интересовать исключитель­но мнение Господа о вас и то, как угодить Ему.

Глубина Божьего взгляда

В отличие от людей, Бог смотрит на сердце че­ловека, на мотивы., поэтому Ему угодить можно

Как правило, людей интересует внешняя сторона жиз­ни, потому им и невозможно угодить. Бог же смотрит на сердце человека, на мотивы, поэтому Ему угодить можно. Яркий тому пример — избрание царя в доме Иессея. Перед пророком Самуилом, который должен был огла­сить имя того, кого Бог избрал царем, стояло семь юно­шей. Самуил подходил к каждому из них по очереди. У некоторых во внешности он замечал что-то “царское”: у того рост подходящий, у того осанка (см.: 1-я Царств 16), но Бог сказал пророку: “...не смотри на вид его и высоту роста его; Я отринул его;Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце”(стих 7).

Никто из семи братьев не был избран. Но оказалось, что на поле пасет овец младший — восьмой сын Иессея. Никому и в голову не пришло позвать его, потому что ни­чего царского люди (в том числе и отец) в этом пастушке не видели. А может, они и вовсе забыли о его существо­вании. Но Бог помнил о Давиде и видел то, что недоступ­но человеческому глазу, — царское достоинство, которое называется смирением. На Давида не обращали внима­ния, а он без ропота служил. Люди даже не думали о том, что он может достичь чего-то в жизни, а Бог видел в нем претендента на престол.

Не бойтесь смирять себя, не бойтесь быть слишком смиренным, не бойтесь уничижать себя, потому что это как раз то, что обратит на вас внимание Бога; а те, кто злоупотребляет вашей способностью смиряться, впо­следствии будут служить вам.

Не бойтесь смирять себя, не бойтесь быть слиш­ком смиренным, не бойтесь уничижать себя, потому что это как раз то, что обратит на вас внимание Бога

Смиренномудрие

Слово “смиренномудрие” — сложное существитель­ное, которое состоит из двух слов: “смирение” и “муд­рость”. И я думаю, что это — идеальная “пара”, потому что смирение — это и есть мудрость. Если вы мудрый на самом деле, то будете смиренным. А за гордостью и за ложной праведностью всегда стоят пустота, суета и... глупость.

Вспомните, что прежде, чем вы смогли получить спа­сение, вы склонили свое сердце перед Богом, и в этом — мудрость. А кто говорит: “Сначала докажите мне, что Бог есть, тогда я приду в церковь”, тот надменен и поступает глупо. Такие люди, даже получив доказательство суще­ствования Бога, не поверят. Они никогда не будут удов­летворены, даже если кому-то удастся привести их в цер­ковь, так как покаяние таких людей очень поверхност­ное, а Бог смотрит на сердце, поэтому, пока они не смирятся по-настоящему, они не получат полноты спасе­ния. Грустно, но факт, что не все кающиеся получают возрождение: эту благодать Бог дает только смиренному, искренне кающемуся сердцу.

Но вернемся к тому, что смиренный человек обладает мудростью, чтобы реально оценить свое состояние перед Богом. Дело в том, что смирение открывает духовные глаза человека, и он способен увидеть себя глазами Бога. А Бог видит, что наша праведность перед Ним, как запач­канная одежда. Если вы на самом деле смиренный чело­век, то всегда будете видеть, что не такой уж вы святой, как хотелось бы, и всегда будете нуждаться в прощении Всемогущего Бога.

За смирением следует страх Господень, бо­гатство и слава и жизнь.

Притчи 22:4

Эти слова Бога утверждены на небесах. Когда человек смиряется перед Богом, он становится водимым страхом Божьим. (Теме страха Божьего посвящена следующая глава книги.) А мы знаем, что только страх Божий спосо­бен вывести человека на путь святости — путь жизни, и удержать его на этом пути, в конце которого верующий попадает прямо в объятия Иисуса.

Следом за страхом Господним к человеку приходят слава, богатство и жизнь. Обратите внимание на то, в ка­ком порядке записаны эти Божьи благословения, и не ожидайте, что они начнут приходить в обратном запи­санному порядке. Гордые люди, в жизни которых нет страха Божьего, не могут устоять, когда приходит слава, не могут удержать ни богатство, ни исцеление, ни жизнь, потому что грех все крадет. Важно также отметить, что порой гордые люди себе кажутся смиренными и бого­боязненными. Но что толку быть смиренным и богобояз­ненным в своих глазах? Важно быть таким в глазах Бога.

Истинное смирение перед Богом “разбивает” сердце человека, открывает его душу и дает ей бремя молиться, бремя плакать и рыдать перед Богом, бремя уничижать­ся перед Ним, желание просто простираться у Его ног. Такое смирение привлекает внимание Бога. Если вы ни­когда не имели подобных переживаний, ищите их — стремитесь к такому смирению. Молитесь, чтобы Бог дал вам такое же смиренное, как у Давида сердце. Давид был настолько смиренным, что служил не только родителям, но и братьям; он выполнял за них работу: пас овец, пока те в доме отца ждали признания, славы и царского венца.

Как определить уровень смирения?

Исследуйте свое сердце и определите уровень своего смирения. Если у вас истинное смирение, Бог найдет вас там, где вы находитесь, и найдет способ, как вас обога­тить и возвысить. Люди будут почитать и уважать вас. Бог найдет сотни способов, чтобы проложить вам дорогу в этой жизни, если вы сможете ходить перед Ним каждый день, смиряя себя, благоговея и плача перед Божьим ве­личием, осознавая свое ничтожество: “Господи, я наг перед Тобой и бессилен без Тебя, — но Ты моя сила, Ты — моя крепость. Я на Тебя уповаю, я полагаюсь на Твою милость, на Твою благодать. Подними меня, яви Твою славу надо мной. Господь, я подчиняюсь Твоей воле, по­тому что хочу угодить Тебе, ходить перед Тобой”.

Также если в вашем сердце есть истинный страх Божий — вы трепещите перед Словом Божьим, боитесь грешить, боитесь огорчить Бога, благоговейно относитесь к Нему, — то Бог благословит вас всем необходимым для процветания.

Если вы считаете себя смиренным, но у вас в доме хоть шаром покати, — задумайтесь-, на самом ли деле вы смирились перед Богом?

Исследуя свое сердце, важно не ожесточиться и не обманывать себя, закрывая глаза на проявление гордости. Ведь Бог смотрит не на слова, которые мы говорим, а на наше сердце Он знает истину. Если вы считаете себя смиренным, но у вас в доме хоть шаром покати, — заду­майтесь: на самом ли деле вы смирились перед Богом?

Задумайтесь об этом и в том случае, если вас не уважают люди. Слово Божье говорит:

За смирением следует страх Господень, бо­гатство и слава и жизнь.

Притчи 22:4

Эти слова истинны. Они утверждены на небесах, поэтому то, что они означают, — закономерное явление: смиренный человек живет в страхе Божьем, и Бог благо­словляет его материально, венчает славой, позволяет на­слаждаться жизнью, и, конечно же, смиренного человека ждет жизнь вечная.

В нищете и безделии нет смирения. Они свидетель­ствуют скорее о лени человека, а Бог ненавидит лень. Если вы смиренный человек, то найдете себе работу — пусть даже и не престижную, и начните старательно выпол­нять ее. Это будет прекрасная возможность проверить истинность вашего смирения, его глубину: если какая-то работа вам кажется унизительной — вы гордец. Смири­тесь, выполняйте любую работу, как для Господа, и Бог, видя ваше смирение, найдет способ дать вам богатство, увеличит зарплату, потому что Он — верный Бог.

Истинное смирение ведет к возвышению

По-настоящему смиренный человек становится еще более смиренным, когда Бог его возвышает, потому что такой человек знает, Кому он за все обязан.

И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа, и сказал: кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!

И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по человечески, Господи мой, Господи!

Что еще может сказать Тебе Давид? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой, Господи!

Ради слова Твоего и по сердцу Твоему Ты де­лаешь это, открывая все это великое рабу Твоему.

Я Царств 7:18—22

Посмотрите, как молится Давид. Его молитва переда­ет состояние его сердца. Он — смирен, потому Бог и нашел его на пастбище и поставил царем. Я уверен, что такую молитву царь произносил со слезами на глазах, с рыданием — в полном смирении и сокрушении духа. Он уничижил себя пред лицом Господа, говоря: “Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!”.

Следуйте примеру Давида, умаляйтесь перед Богом, сокрушайтесь, и Он возвеличит вас. Займите правильную позицию перед Богом, говорите Ему и напоминайте самому себе о своем же бессилии перед Ним. Но перед людьми займите твердую позицию христианина: “Во Христе Иисусе я могу все”. Это и будет доказательством вашего смирения.

В Послании Иакова 4:10 написано: “Смиритесь пред Господом и вознесет вас”.Возвышение следует за сми­рением. Нам нужно смиряться не только в тайной ком­нате, не только в церкви, но и на работе. Даже если ваш начальник неверующий — научитесь смиряться и служи­те ему, и тогда Бог вас вознесет. Помните, что мы, хрис­тиане, не ждем возвышения от человека. Даже если все вокруг вас неверующие, ходите в смирении, потому что вы ходите не перед ними, а перед Богом. Не смотрите на то, что вас, может быть, не понимают или даже смеются над вами, — Бог видит ваше смирение и возвысит над недоброжелателями. Бог непременно даст вам великую радость. Только потерпите немного, потому что Бог все делает в Свое время.

Смирение Павла

В Писании есть пример по-настоящему смиренного человека, который понимал сердце Бога и свое реальное положение перед Ним, который ходил перед своим Гос­подом в смирении и трепете, это — апостол Павел:

Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каж­дого из вас.

Деяния 20:31

Павел — великий апостол — учил людей не с высоко­мерием, а со слезами, потому что понимал, как Бог любит этих людей и что, не познав Бога, они пойдут в ад! Ста­раясь, чтобы никто из доверенных ему людей не погиб, он со слезами учил их день и ночь три года кряду. Павел со слезами, с ревностью, со страстью учил их, потому что любовь Божья переполняла его сердце и душа его плака­ла за судьбы людей.

Человек, чье смирение исходит из сердца, не стесняет­ся плакать, потому что он “разбитый” перед Богом, со­крушенный. Именно такие сосуды нужны Господу, в поиске именно таких людей Бог обозревает землю.

Смирение Соломона

Однако вернемся к Ветхому Завету. За смирение Да­вида Бог пообещал царю: “...не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева...”

(Иеремии 33:17). После Давида Израилем правил его сын Соломон.

Наши рекомендации