Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами...

Евреям 12:6,7

Конечно, когда Бог нас обличает и посылает людей, чтобы нас исправлять, — это неприятно... Но мудрость знает, что это Божья милость и что это полезно для нас.

Я себя тренирую принимать обличения, даже неспра­ведливые; даже когда эти “обличения” мне посылают в виде несправедливых обвинений, — и тогда я благодарю Бога, потому что если это все прекратится — значит, я попался, значит, Дух Святой уже не работает с моей со­вестью, значит, Он покинул меня... Не дай Бог ни мне та­кой участи, ни кому бы то ни было.

Что нам делать?..

В Книге Деяний апостолов описывается первая про­поведь Петра после его крещения Духом Святым. Дух Святой так переполнял его и других апостолов, что народ подумал, будто они пьяны. Но вскоре Господь через по­мазанное слово обличил их (слушателей): “...они умили­лись сердцем и сказали Петру и прочим Апосто­лам: что нам делать, мужи братия?”(Деяния 2:37). Дух Святой так сильно их обличил, что им захотелось немедленно что-то предпринять, чтобы освободиться от этого обличения, этого давления, этого душевного не­удобства, то есть от угрызений совести. Это то, что с нами случилось, когда мы впервые каялись. Если у человека этого не было, то его покаяние было всего лишь формаль­ностью: он просто вышел к алтарю за компанию, потому что пастор всех призывал к покаянию, все за ним повто­ряли рекомендуемую молитву, — и человек повторил, но... никакого обличения и следующего за ним раскаяния со слезами и сокрушенным сердцем не испытал.

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для про­щения грехов, — и получите дар Святого Духа;

Ибо вам принадлежит обетование и детям ва­шим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

И другими многими словами он свидетель­ствовал и увещавал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

Деяния 2:38—40

Однажды я проповедовал в церкви о лени, о том, что стыдно не работать, потому что наша работа — это слу­жение обществу, услугами которого мы пользуемся еже­часно в магазине, в транспорте, даже у себя дома, вклю­чая телевизор, электричество, воду и тому подобное. А если мы ничего от себя лично не предлагаем обществу, мы — воры. После этой проповеди подошла женщина и начала меня ругать, говоря, что я “нагло” использовал пример ее жизни. Но я, проповедуя, никого конкретного не имел в виду!

Как оказалось, эта женщина даже не из нашей церкви. А то, что она сказанное восприняла на свой счет, говорит о том, как глубоко обличил ее Святой Дух, как сильно была задета ее совесть. Оказывается, во время проповеди она все время думала, что кто-то мне рассказал о ней, и я проповедую против нее.

Люди по-разному реагируют на обличения совести. Правильной была реакция народа на обличение Духа Святого, когда проповедовал Петр: “Что нам делать?”Такая реакция свидетельствует о том, что у человека пра­вильное сердце. Когда совесть обличает, надо идти и каяться в своих грехах, а не обвинять в них других людей.

Когда совесть обличает, надо идти и каяться в своих грехах, а не обвинять в них других людей

После проповеди ко мне часто подходят правильно отреагировавшие на обличение люди и благодарят: “Спа­сибо, что открыли глаза, пастор, каюсь, — это я таким был”. А иные говорят: “Все, больше не буду ходить в эту церковь: пастор перед всей церковью обо мне говорит...” А я никогда этого не делаю — я говорю то, о чем меня побуждает говорить в данный момент Дух Святой. Бог знает о проблемах людей и заботится, чтобы Его дети во­время покаялись. Конечно же, это те проблемы, которые волнуют многих членов церкви. О конкретной проблеме одного человека Бог дает, чаще всего во время молитвы, слово знания, не называя имени, потому что наш Бог очень деликатен.

Иногда, когда гордость не дает человеку покаяться, а Дух Святой через проповеди задевает за живое, человек начинает менять церкви. Но, меняя адреса и пасторов, вы не поменяете Бога, Его отношения ко греху.

Нам нужно научиться ценить обличения Святого Духа как проявление Божьей любви к нам. Иисус объяс­нял это ученикам так:

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, что­бы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде.

Иоанна 16:7,8

“Внутренний инспектор” от Господа

Итак, обличение — одна из главнейших функций Духа Святого. Господь послал Своего Духа, чтобы обличить весь мир — и неверующих и верующих. Он будет напоминать нам, что есть суд, что за все дела придется отвечать, что есть праведность Божья, что нужно каяться, потому что если мы не каемся, то можем потерять залог Духа Святого.

Обличение — одна из главнейших функций Духа Святого

Неверующих людей Бог обличает через совесть — чув­ство доброго и справедливого, вложенное Богом в челове­ка, которое побуждает его к послушанию. “Дело закона у них написано в сердцах”,и совесть свидетельствует человеку о его отношении к этому закону (см.: Римлянам 2:14,15), она оправдывает его (см.: 2-е Коринфянам 1:12) или осуждает (см.: Иоанна 8:9). Если человек по­ступает по велению совести, то утверждается в добром и пользуется доброй (см.: Деяния 23:1), чистой и непороч­ной совестью (см.: 1-е Тимофею 1:5; 3:9). А если он вос­стает против совести, идет наперекор ей, то впоследствии мучается порочной, оскверненной совестью (см.: Евреям 10:22). Когда человек старается заставить замолчать свою совесть, его сердце ожесточается вплоть до полного без­различия (см.: Ефесянам 4:19), тогда о человеке говорят, что у него “нет совести”, что его совесть сожжена. Конеч­но, речь идет о тех людях, которых уже оставил Дух Свя­той и которых ждет погибель.

Совесть распознает мотивы нашего сердца, Совесть обличает нас и помогает нам стать в правильное положение перед Богом Конечная цель совести — привести каждого чело­века в соответствие с Божьим характером, с Божьим Словом

Таким образом, совесть — это “внутренний инспек­тор” от Господа, это “весы”, на которых взвешиваются дела и поступки человека согласно с мотивацией его сердца. Соответственно, первое, что делает совесть, — рас­познает мотивы нашего сердца. Если они неправильные, то второе, что делает совесть, — обличает нас и помогает нам стать в правильное положение перед Богом. Конеч­ная цель совести — привести каждого человека в соответ­ствие с Божьим характером, с Божьим Словом.

Другие функции совести

В задачи совести входит, кроме всего выше изложен­ного, оправдание. Если человека кто-то незаслуженно об­виняет, не поняв мотива его поступка, или неверующий обвиняет верующего, не зная духовных законов, Слова Божьего, согласно которому поступил христианин, то совесть изнутри свидетельствует человеку, что он прав, и тогда он чувствует в сердце мир, покой.

Следующая задача совести — выступать нашим по­стоянным свидетелем, где бы мы ни были и что бы мы ни делали. Люди очень ошибаются, когда пытаются что- то сделать втайне: конечно же, это что-то недоброе, пото­му что чего прятаться с хорошим! Когда вы совершаете какие-то необдуманные поступки и стараетесь их забыть — не выйдет: у вас был свидетель — ваша совесть, и она не даст вам забыть о соделанном, пока вы не покаетесь. Эти поступки будут время от времени всплывать в вашей памяти. Действие совести выражается в том, что у чело­века болит сердце (духовное, но часто и физическое) от той неправды, которую он сделал (см., например, 1-я Царств 24:6; 2-я Царств 24:10). Можно, конечно, оже­сточившись, задушить эту боль, “заглушить” голос совес­ти, Духа Святого, но это будет плохая победа — она не в вашу пользу; напомню еще раз — так человек теряет залог Святого Духа.

Помните, как, будучи в миру, вы впервые совершили какой-то грех — как поначалу было плохо! Но так как вы продолжали его совершать — он стал нормой вашего по­ведения, и даже совесть перестала обличать, потому что вы заглушили ее голос, — это очень опасно. Но еще опас­нее так поступать, если вы верующий. Когда мы послуш­ны своему сердцу, то приходит благодать и прощение, и наши отношения с Богом остаются хорошими. Таким образом, совесть выступает нашим свидетелем: “за” или “против”, как на суде.

Следующая функция совести — напоминать нам об истине. Предположим, вы хотите сделать что-то недоб­рое, — совесть вам тут же напомнит о вашем статусе ве­рующего, о том, что о таких поступках написано в Библии и куда после смерти попадают грешники.

Некоторые люди стараются “обойти” свою совесть. Они уже знают, что так, как они поступают, поступать нельзя, но все равно стараются найти себе оправдание в... Слове Божьем, призывая в “свидетели” кого-то из верую­щих или пастора. Вот самая распространенная отговорка: “Пастор, а ведь Библия не говорит, чтобы не пить вообще, там же говорится “не упивайтесь”, — значит, одну рюмку можно иногда...” Я в таких случаях отвечаю: “Если ты уже спрашиваешь, то, наверное, тебе совесть не позволяет”. Он сам знает, что не прав, но приходит, чтобы пастор ему разрешил чуть-чуть выпить, — и тогда он, усыпив свою совесть, сможет грешить. Но Библия говорит: “И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом...”(Ефесянам 5:18). Послав нам Духа Святого, Бог таким образом заменил “физичес­кое” вино на “духовное”. Совесть всегда напоминает нам истину, но проблема в том, хотим ли мы ее слышать.

В Евангелии от Иоанна говорится о том, как книжни­ки и фарисеи (представляете, одни мужчины!) поймали женщину, взятую в прелюбодеянии, и привели ее к Иисусу для суда, говоря:

Наши рекомендации