Возражение 1. Если учить, что благодать не может быть утрачена, это будет порождать вседозволенность у исповедующих веру.
Ответ 1. О этот всегдашний ропот плотского разума против учения о благодати, что мол, оно приведёт людей к вседозволенности! Свиньи могут растоптать жемчуг под ногами (Матф 7: 6). Нечестивые люди способны обращать благодать Бога нашего в повод к распутству и так и делают (Иуда 4). Простое, абстрактное знание евангельских истин и святых учений в человеке, лишённом сердечного опыта, и неиспытавшего действия Духа, никогда не принесёт плода Богу. В природе падшего человека живёт любовь ко греху. "Тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду" (Иов 15:16); дело же Духа, обличить во грехе, в чрезмерной греховности; а без этого обличения нет никакой ненависти к греху, никакой любви к святости, какова бы ни была внешняя набожность. Сатана рад видеть плотских людей, которые исповедуют религию; ведь они (рано или поздно) обесчестят это исповедание, и тогда учение о благодати можно будет обвинить в том, что именно оно является причиной этого позора; тогда как на самом деле, благодать учит прямо противоположному: "чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке" (Тит 2:12). Два семени подробно описаны по их соответствующим плодами в 1 Иоан. 3:8-10.
2. Благодать может рассматриваться либо в своей сущности или по благим её проявлениям. Во-первых, благодать это корневой, фундаментальный принцип новой жизни, который поддерживает самую жизнь святого. Из сего принципа исходят вера, надежда и любовь. Во-вторых, из неё же проистекают дары благосостояния, такие как радость веры, уверенность в надежде, ревность и пыл любви; это как блеск и яркость светильника; как тепло лучей солнца, как сок плода дерева. Последние дары мы способны терять, и возможно, что и безвозвратно (Пс 50:14); но не первые. Ветви могут быть посечены, но корень остаётся (Ис. 6:13); как "источник воды, текущей в жизнь вечную." (Иоан 4:14, 7:38).
3. Существует Божье намерение, освятить народ Свой вечным освящением, чтобы они были святы и непорочны перед Ним в любви. Таков закон, написанный в каждом обновлённом сердце. Есть также Божественное исполнение или совершение этого намерения, что не всегда одинаково заметно в жизни души, в которой обитает благодать. Это - как приливы и отливы проявления благодати по действованию Духа в нас. "Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу" (Рим 7:18). Наша жизнь - не в нас самих, но "сокрыта со Христом в Боге" (Кол 3:3), и требует нашей повседневной зависимости от Его Духа (Фил. 2:13; 4:13). В практических делах, наши суждения могут быть близорукими и неверными из-за остающейся в нас тленности по причине греха, отчего мы можем поступать как "несмысленные галаты" (Гал. 3:1); наши чувства могут остыть, как это произошло в Ефесской церкви (Откр. 2: 4). Невеста Христова может спать, но сердце её бодрствует (Песн. 5: 2). Иногда может показаться, что благодать вовсе утрачена для чада Божьего, но это не так. Тучи могут затмить солнце на время, но оно возвращается в прежнем сиянии; дерево теряет все свои плоды и листья зимой, но на нем появляются свежие побеги весной; Израиль может отступить раз и два перед врагами своими, но все же войдёт в землю обетованную. Толпа может теснить Гада до времени, но он оттеснит её по пятам. А почему все это? Потому, что "Я живу, и вы будете жить" (Ин 14:19).
4. Хотя все грехи Божьего народа были вменены Христу: "Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис 53:6), и хотя кровь Его омыла нас, а её применение Духом продолжает очищать нас от всякого греха (Иоан. 1:29); грех все ещё остаётся тем, чем он всегда был, "крайне грешным". И если хотя бы одна греховная мысль остаётся неочищенной кровью Христа (которую Он пролил за грехи народа), то в ней найдётся достаточно зла, чтобы погрузить нас в глубины ада. Хотя Бог не лишает нас наследия за остающиеся грехи, и не вычеркнет нас из книги жизни, все же, когда мы согрешаем против Него, Он отнимает от нас Своё благоволение и лишает нас утешения Духа. Он делает наши отношения с ближними (которые должны быть утешением) источником огорчения для нас (2 Цар. 12:11) и наполняет нас осознанием Его гнева (Пс 37:4). Несомненно, многие из детей Божьих на своём опыте узнали, что зло, которое они навлекли на себя за свой грех, вполне покрывало все греховное удовольствие, к которому они стремились. Если бы Давид мог предвидеть все худые последствия своего греха (с женой Урии), он мог бы сказать: "Слишком дорога плата за сей грех, чтобы желать его". Иногда Бог может добавить опасения вечного гнева за грех, без всякой надежды на избавление (Пс. 87:7,8). Будучи заветным Отцом Своих заветных детей, Он посещает жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их; милости же Своей, Он не отнимет от них, и не изменит истины Своей (Пс 88:33-34). По этим причинам, истина о неотступности не порождает чувства вседозволенности у тех, кто имеет благодать, чтобы ни происходило с теми, кто лишь на словах исповедует её.
Возражение 2. Сказано о некоторых, что они потерпели кораблекрушение в вере (1Тим. 1:19), а отпадение от благодати можно доказать из Евреям 6:5 и т.д.
Ответ 1. Мы согласны, что кораблекрушение в вере, отречение словами и жизнью от Евангелия, некогда исповедуемого, является отпадением от исповедания веры; но отпасть от учения Евангелия и исповедания его, и отпасть от благодати и благоволения Божьего — это совершенно разные вещи. Причины, связанные с совершением кораблекрушения веры, показаны в 1Иоанна 2:19. Слушатели каменистой почвы будучи "непостоянны", не имея корня (Матф. 13:21); вскоре соблазняются и отпадают, от таковых говорится, что они терпят кораблекрушение в том, чего они никогда истинно не имели, а лишь внешне (Лук. 8:18). В то время как, одни получают спасительное просвещение от Духа Божьего дабы видеть своё собственное гибельное положение, потребность в спасении Христовом, и свою заинтересованность в обретении спасения, - и такие никогда не погибнут; есть другие, которые получают только внешнее знание учения Евангелия; и некоторые до такой степени, чтобы быть способными проповедовать их другим, и все же, они полностью лишены благодати Божьей. И когда они отпадают, такие случаи вовсе не являются доказательствами или примерами окончательного отступничества истинных святых.
2. Сказано также в Евреям 6: 5, о таких, что они лишь "вкусили", но не усвоили; поняли разумом, но не сокрыли в сердце своём; освятились в исповедании, но не в силе благочестия. Но апостол уверен о другом в отношении к тем, к кому он обращается: он убеждён, что вера их не поверхностная, но от силы действия Бога (Кол. 2:12), о чем свидетельствуют плоды их веры (Евр. 6: 9,10; 1Фес.1: 5).
3. Много может ещё найтись возражений у противников благодати, и много можно дать исчерпывающих, здравых, библейских ответов на них; но главное в том, что говорим о неотступности святых есть то, что возлюбленные Отцом, искупленные Сыном, и освящённые Духом, не могут отпасть, как и Христос однажды умерев, более не может умереть. Потому и причастники Его благодатной жизни не могут погибнуть (Рим. 6: 8,9). Вера однажды предана святым; как мы рождаемся в этот мир только один раз, так и возрождаемся мы только однажды. "Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Иоан. 6:39-40)