Третий вопрос. Какие библейские аргументы можно привести в качестве доказательств того, что эта особая спасительная благодать не может быть полностью и окончательно утрачена?
Ответ. Вот аргументы и причины, по которым избранные Божьи не могут полностью и окончательно отпасть от благодати:
1. Первый аргумент исходит от Бога-Отца в Его избирающей любви. Если любовь Отца к Его избранным является неизменной любовью (Иер. 31: 3); если у Него нет изменения и ни тени перемены (Иак 1:17); если никто не может похитить их из руки Отца (Иоан. 10:29), тогда Его избранные не могут полностью и окончательно отпасть. Ни сила, ни ухищрения диавола не могут преодолеть Божью любовь, которая от вечности. "Бог есть любовь" (1 Иоан. 4: 8), а вечная любовь должна исходить от вечного Бога. Он смотрит на Своих и говорит им: "любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простёр к тебе благоволение." (Иер 31:3). В церкви должно возвещаться от Господа: "Господь Бог твой среди тебя, Он силён спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием." (Соф 3:17). Поэтому Павел, сказав об отпадении некоторых отступников, утешает умы верующих, говоря, что их основание твердо, по причине избрания, или по причине избрания любви (2Тим. 2:19). Апостол сравнивает это с фундаментом здания и печатью, с двумя символами основательности и удостоверения. Верующие стоят как на твёрдом основании камня, и поставлены на горе из меди, а потому не могут полностью и окончательно отпасть; ибо Отец не переменчив в Своей любви, чтобы любить сегодня и ненавидеть завтра.
2. Второй аргумент - от Бога-Сына в Его искупительной любви, которая также неизменна.
Таким образом, все члены Христа объединены со Своей Главой. Ни начальства, ни силы, не смогут отлучить их от любви Бога во Христе (Рим. 8:38-39). Врата ада не могут одолеть Его Церковь (Матф. 16:18). Но если один член может отделиться от Христа, тогда и все могут; поскольку у всех равные привилегии, что касается положения (оправдания и освящения, приобретённых Христом); посему, если отпадают члены, то тогда вполне может случиться, что будет Глава, но не будет тела, или тело без членов, и тогда Христос умер напрасно; - таково абсурдное следствие арминианского учения. Но Христос молился о Своих; чтобы не оскудела вера Петра (Лук. 22:32), чтобы сохранить учеников Своих от зла (Иоан.17:15), как и всех верующих (Иоан. 17:20), а Отец всегда слышит молитвы Христа (Иоан. 11: 41,42). Христос обещает непреложную стойкость Своим людям: "Все, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт; и приходящего ко Мне не изгоню вон," (Ин 6:37). Он не отнимет у них милости Своей даже в суровых наказаниях (Пс. 88: 31-35). "Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их"(Ин 13:1), Он не погубит ни одного из них (Иоан. 6:39). Он есть Спаситель всего тела (Еф. 5:23). Святые - в руках Христа (Деян. 33: 3), и столь же возможно похитить святого из рук Его, сколь возможно сорвать звезду с неба (Иоан. 10:28); все они соблюдаемы силой Божией, через веру ко спасению вечному. Они "освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом" (1Пет. 1:5, Иуд 1:1)
3. Третий аргумент строится на Личности и служении Бога-Духа Святого, на Его освящающей любви. Если действие Духа в сердцах верующих верно и непреложно, тогда истинные верующие не могут полностью и окончательно отпасть.
Истинность сего доказывается тем, что действие Духа в Писании уподобляется: 1) залогу, 2.) печати, 3) свидетельству.
(а.) Залогу. "На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа" (2Кор 5:5). Это - аванс, удостоверение нашего спасения, а не тот залог в ломбарде, который должен быть возвращён. Залог является частью обетования, и начатком небес. Залог утратил бы силу, если бы обетование спасения не исполнялось; и так выходило бы, что имеющие залог вместо спасения, получали бы проклятие и уносили бы с собой, в геенну огненную, залог Духа, что было бы полнейшим абсурдом.
(б) Печати. Вера - наша печать; уверенность в вере - печать Божья. "Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен," (Ин 3:33). Вы, "уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом," (Еф 1:13) Сначала уверовали, затем запечатлены, то есть, удостоверены. Бог удостоверяет нашу свидетельство, что Он истинен, печатью Своего Духа; как залог удостоверяет обетование, так печать подтверждает её истинность и действенность. А драгоценная печать с небес, должна быть ещё более твёрдой и неизменяемой, чем печать Мидо-Персидских царей.
(в.) Свидетельству. "Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом" (1Ин 5:10). Не может быть никаких исключений для этого свидетеля, который пребывает навсегда в избранных и называется Духом истины (Иоан. 14:17), это свидетельство "учит вас всему, и оно истинно и неложно" (1Ин 2:27); будучи от вечного Духа (Евр 9:14), каковой Свидетель не может ни умереть, ни лгать. По сей причине верующие, чьи тела называются "храмом Святого Духа" (1Кор. 6:19), не могут стать пристанищем бесов, что заставило бы сатану радоваться и оскорблять Бога (как если бы он был сильнее Его), если бы, то есть, он был способен изгонять Бога, как Бог изгоняет его (Лук. 11:21,22).
4. Четвёртый аргумент в защиту неотступности святых, связан с их духовными врагами. Если ни один духовный враг не может полностью и окончательно победить истинного верующего, значит истинный верующий не может полностью и окончательно отпасть.
(а) Сатана не способен; ибо сей лукавый не может прикоснуться к ним каким-либо смертельным прикосновением (1 Иоан. 5:18), но Бог сокрушит его под их ногами (Рим. 16:20). Семя змея может жалить семя жены в пяту, но не может смертельно ранить в сердце; потому что оружие его взято (Лук. 11:21,22), и его дела разрушены (Евр. 2:14). Христос в Своих, надежда славы, сильнее того, кто в мире (1Иоан. 4:4).
(б.) Мир не в состоянии; ибо Христос даёт им веру, чтобы победить мир (1Иоан. 5: 4), ей, Он Сам победил мир для них (Иоан. 16:33). Он возносит их над многими водами (Пр. 15:24); Они соделаны царями и священниками Богу; в них есть дух царственный, чтобы соблюсти их от угроз и лести сего мира; и мир, и все, что под луной, у них под ногами.
(в.) Их собственные плотские похоти не в состоянии; ибо не имеют господства над теми, кто под благодатью (Рим. 6:14). Хотя плоть враждует против Духа, а Дух против плоти (Гал. 5:17), так что верующие, имея эту внутреннюю борьбу, не могут быть такими, какими хотели бы быть; однако исход битвы не вызывает сомнений. Толпа враждующих может некоторое время теснить Гада; окружая его как пчелы (Пс. 117:12), но Гад в конце оттеснит её (Быт. 49:19). Верующие больше, чем победители, они торжествуют над всеми своими духовными врагами, через Христа, который возлюбил их; и никакая тварная сила не может победить их (Рим. 8: 35-39). Итак, "благодарение Богу, Который всегда даёт нам торжествовать во Христе" (2Кор 2:14).
5. И наконец, природа святости доказывает стойкость до конца; если святость является служением, покорностью, сыновством и супружескими узами, тогда святые не могут отпасть полностью и окончательно.
(a.) Это служение. Служение Богу превосходит все остальные служения; люди берут слуг на год, учеников в подмастерья на несколько лет, но наш Небесный Господин приобретает нас на всю жизнь. Мы должны служить Богу в святости и праведности во все дни нашей жизни (Лук. 1: 74,75). Раб Божий подобен рабу в Израиле, которому должно было проколоть ухо, в знак вечного рабства (Втор. 15:17). Религия - это вечная обязанность.
(б.) Это покорность. Она признает Бога - нашим Царём, и наша преданность на всю жизнь; она не может отмениться (Матф. 19:27). Рождённые от Бога, по благодати Божьей, если родились подданными царства благодатного Господа и Царя, то и умереть должны, как Его подданные; в завете благодати нет отчуждения.
(в.) Это сыновство. Это качество выходит за рамки двух предыдущих характеристик; раб может освободится, когда время его закончилось; подданный может изменить своему земному государю, удалившись из своей отчизны; но сын не может изменить своего отца, и сын пребывает в доме вечно (Иоан. 8:35). Восхотев, родил Он нас Духом возрождения; заставляя нас идти к Нему с плачем и побуждать нас к мольбам, потому что он наш Отец (Иер 31: 9), и по причине отношений, существующих между Ним и нами, Он открывает нашим душам Свою отчую любовь (Гал. 3: 26). Потому мы устоим в благодати; Бог - Отец наш, и мы наречены чадами Божьими.
(г.) Это положение брачного союза, и это на всю жизнь (Ос. 2:19, Ис. 54: 5, Откр. 19: 7, Рим. 7: 1-4), и в этом состоянии, Бог ненавидит развод (Мал. 2:16).
6. Что касается самих святых, если имена их написаны на небесах; если они соблюдаемы для небес, как небеса содержатся для них; и если они сравниваются с тем, что не увядаемо и нетленно, они не могут полностью и окончательно отпасть.
(a.) Их имена написаны на Небесах (Фил. 4: 3; Дан. 12:1). "Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах." (Лук 10:20). Быть вписанным в книгу жизни, по необходимости означает неотступность, ибо из сей книги не возможно вычеркнуть или изгладить; сатана не может это сделать, поскольку книга выше его досягаемости; и Бог этого не сделает, потому что тогда его дело не было бы совершенным и славным, если бы в ней допускались изменения.
(б) Святые хранимы под двойной охраной; небеса для них, и они для небес; они силою Божиею через веру соблюдаемы ко спасению (1Пет 1:4,5) Христос - их Господь, Хранитель, и если бы намерение Бога было в том, чтобы хоть один святой погиб, то Он бы не даровал бы Христу всю власть на небе и на земле для спасения Своих детей и для спасения совершенного (Матф. 11:27, Евр. 7:25).
(в.) Святые уподобляются дереву, лист которого не вянет (Пс 1: 3); кедру на Ливане (Пс 91:13, Ос.14:6); горе Сион, которая не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124:1); дому, построенному на камне (Матф. 7:24). Они если и упадут, Бог поднимет их (Пс 36:24, Пр. 24:16). Господь с ними в старости (Ис. 46: 4) и является Вождём их до самой смерти (Пс. 47:15 ), да не погибнут вовек.
7. И наконец, окончательная неотступность святых, доказывается из непреложности завета благодати.
То, что утверждено на двух неизменных Личностях, и подтверждено неизменным Свидетелем, должно само быть неизменным, и завет благодати именно таков.
(a.) Он утверждается на двух неизменных основаниях, на Слове и клятве Бога. Когда Бог давал обещание Аврааму, Он поклялся Самим Собой, "желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твёрдое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду," (Евр 6:17-18). Слово Божье есть золото семикратно очищенное, которое не теряет своего веса, даже если бросать его в огонь тысячу раз. Обычно мы говорим, что слово честного человека - то же, что и клятва. Насколько же больше Слово Бога истинного, Который не может лгать? И это Слово подтверждено клятвой, когда Бог поклялся святостью Своей, что не переменит того, что вышло из уст Его.
(б) Он заключён между двумя неизменными Личностями (Мал 3: 6, Евр. 13: 8). В этом завете есть взаимное соглашение. Отец, в завете, даёт Христу народ (Иоан. 17: 6; 9: 12,24). Сын соглашается воспринять природу человека в полноту времени; и в этой природе покориться, возвеличить и утвердить закон, возмещая требования Справедливости за нас и вместо нас, пролить Свою собственную драгоценную кровь (Пс 39: 7,8, Евр. 10: 5-7; Eph 5: 26,27), которая, по сей причине, называется кровью вечного завета (Евр. 13:20).
(в.) Он подтверждён перед неизменным свидетелем, Духом Святым. И хотя Отец и Сын — Сами Свидетели Друг Другу (Иоан. 5: 32,36,37), Святой Дух является свидетелем этого завета, соглашения и положения, которое было между Ними; поскольку у Христа больше свидетельства, чем у человека, так и завет Его имеет свидетельство вечного Духа. Таким образом, завет называется "вечным" (Евр. 13:20, Ис. 54: 8,10, Иер. 32:40) и "милостями обещанными Давиду верно" (Ис. 55: 3). Верными, со стороны Бога, Который не может не преуспеть исполнить Свою добрую волю избранным и, конечно же, верными со стороны святых, которые не пожелают уйти от Бога. Последнее в равной степени связано с первым; поэтому, хотя завет и позволяет падение, но всегда усматривает дар покаяние после падения, как было с Давидом, Петром и другими. Завет абсолютно обещает благодать неотступности и все, что сопровождает спасение избранным, вплоть до конца их жизни.
8. Если спасительная благодать имеет постоянную природу, и не подвержена тлению, тогда избранные не могут полностью и окончательно отпасть от неё. Спасительная благодать именуется "семенем", пребывающим в рождённых от Бога (1Иоан. 3: 9), "нетленным семенем" (1Пет. 1:23). Благодать никогда не изменяется, хотя приемлющие благодать, сами по себе - переменчивы. Спасительная благодать не может быть утрачена, хотя в проявлениях и действиях, она не всегда может быть очевидна для нас; однако прежние дары и опыт благодати могут быть утрачены. "Ты оставил первую любовь твою" (Откр 2:4), не само присутствие любви, ни все ее многоразличное действие, а лишь энергию, тепло и спонтанность, которые некогда проявлялись.
9. Израильтяне, которые являлись прототипом духовного Божьего Израиля, не могли продавать своё наследие в земле обетованной (Лев. 25: 23,24; 3Цар. 21: 3); и если так обстояло дело с образом, то так же должно быть и с реальностью.
Истинный христианин не может лишиться своего наследия на Небесах, ибо договор, закрепляющий это наследие, написан, запечатан и сама собственность частично передана верующим ещё в этой жизни. "И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня." (Иер 32:40), то есть неотступность до прославления. Христос "силен сохранить залог мой на оный день" (2Тим 1:12). Он не только наше наследие, наш близкий родственник, который выкупил наше заложенное наследство для нас; но Он также наше доверенное Лицо, Которое хранит небеса для нас и для небес; Он пребывает верным (2Тим. 2:13), как в привлечении нас, чтобы мы пришли к Нему, и в соблюдении нас, да не отступим от Него. Ныне Он посажен одесную Отца, ходатайствует от нашего имени и говорит: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира" (Ин 17:24).
10. Если отпадающие полностью и окончательно, не являются (и никогда не были) истинными верующими, то из этого следует, что истинные верующие не могут отпасть.
Истинность этого утверждения вытекает из Иоанна 8:31; где говорится, что только те истинно ученики Христовы, кто пребывают в Слове Его; а те, что полностью отпадают, имеют лишь вспышку временной веры, которая, подобно наводнению, заполняет землю, но вскоре сходит на нет. "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши" (1Ин 2:19). Все истинные верующие стоят в вере до конца (Евр. 3:6,14); только они и составляют дом Божий, только они причастники Христа, и никто более.
11. Одиннадцатый аргумент исходит из предмета и сущности молитвы.
Все, что не попросят истинно верующие у Отца во имя Христа, по Его воле, они, несомненно, уже имеют (Иоан. 14: 13,14; 1 Иоан. 5: 14,15); а они молятся о благодати неотступности. Церковь предстаёт, как восходящая от пустыни, опирающаяся на своего Возлюбленного (Песн. 8: 5); убеждённая в своей собственной слабости, она опирается на Силу Израиля (Пс 83:6) "поддержи меня, и спасусь" (Пс 118:117). "Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему" (Пс 118:25). "Твой я, спаси меня" (Пс 118:94) - сделай так, чтобы я устоял. Это - прошения верующей души, которая убеждена, что сила её совершается в немощи, что мудрость её - безумие по плоти, и вся сохранность её в поддерживающей деснице всемогущего Бога, без Которого она не сможет продержаться и мгновенье. Верующие молятся о неотступности, а сказано, что ищущие не напрасно ищут Господа (Ис. 45:19).
12. Последний аргумент в пользу стойкости святых до конца строится на согласии свидетельств многих мест Писания. "Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно" (Ис 40:8).
Д-р Мулен и другие насчитали количество отрывков Писания, которые говорят о стойкости святых - около шестьсот стихов; однако и двенадцати следующих будет достаточно (в качестве примера), чтобы утвердить учение, как истину Евангелия: Рим. 11:29; Иоан.10: 28,29; Лук. 22:32; Рим 8: 30,38,39; 1Иоан. 2: 19,27; 2Co 1: 21,22; Фил.1: 6; 2Тим.2:19; Мал. 3: 6; Иоан.14:19; Иер. 32:40; 1Пет. 1:3-5.
"Господня гора Сион (Псалом 124) непоколебима: [верующие] не могут быть отлучены от любви Божьей, в которой укоренились и утвердились, ни от завета благодати, ни из рук Христа, из которых никто не может их похитить. Никто не может сдвинуть их с Христа, Камня, на котором они стоят, как на твёрдом и вечном основании; ни вывести из состояния благодати, в котором они находятся, или освящения, которое связано с жизнью вечной, или из состояния оправдания, ибо перешедшие от смерти к жизни, никогда не войдут в осуждение. Они, подобно горе Сион, пребывают вовек. Пребывают в сердце Бога и в руках Христа; в доме Божием и в семье Его народа. Господь окружает их Своей любовью, охватывает их Своей милостью, охраняет их Своим особым провидением, наблюдает за ними день и ночь и хранит их Своей силой (как в крепости) через веру ко спасению" (Д-р Джон Гилл).
Итак, если все это истинно, как оно несомненно и есть, тогда вся церковь, безусловно устоит до конца и спасётся спасением вечным.
***
Возражения против учения о неотступности святых и ответы на них.