Первый вопрос: Что есть спасительная благодать?

Ответим вначале, чем она не является: это не благодать природы или естественная благодать, которая имеет два значения. (a.) В первозданном состоянии. Дар первоначального знания и праведности, который был дан душе по её сотворению в первозданной чистоте естества. (б.) В падшем состоянии. Язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, и тем показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в соответствии с тем, делают они доброе или злое (см. Рим 2:14-15).

2. И это не сверхъестественная общая благодать, которая называется сверхъестественной, поскольку не обретаема силой природы или свободной волей; общая, поскольку даётся как избранным, так и неизбранным. Как одарённость в ремёслах, переданная Духом Веселиилу и Аголиаву: "и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством," (Исх 31:3). Дары служения, причастником каковых был и Иуда Искариот. Первоначальная радость в слышании Слова, как у слушателя каменистой почвы (Матф 13:20); также интерес к Слову у Ирода, который много делал, и с охотою слушал проповедь Иоанна(Мар. 6:20). Это вкушение небесных глаголов даётся и рабам, и сынам, и отличается от спасительной благодати в объектах, природе, действенности, свойствах, продолжительности, действии и результате.

(а) В своих объектах. Спасительная благодать, присуща только избранным, её сфера не шире избрания.

(б) В своей природе. Общая благодать исходит от Христа Искупителя, но не как их Искупителя; и от Духа Христа, помогающего, но не внутри пребывающего.

(c) В своей действенности. Общей благодати может быть достаточно только для общего исповедания, в котором есть "образец ведения" (Рим. 2:20) и "вид благочестия" (2Тим. 3: 5), но она не обновляет сердца и не поднимает грешника выше обычного состояния. Под действием её, человек может многое сделать для Бога ("каменистые" слушатели) и даже несколько пострадать для Бога (слушатели "в терние"), и все же не иметь ту особую благодать, "которую мир не может принять"(Иоан. 14:17), которая живёт, животворит и царствует, так что грех не может господствовать (Рим. 6:14). Дары - это как неживая благодать, но благодать есть дар жизни.

(г.) В свойствах своей природы. Общая благодать - лишь украшение, но не суть христианина; дары, действительно, могут украсить благодать, но только благодать освящает дары, подобно тому, как золото украшало храм, но именно храм освящал золото (Матф. 23:17). Ибо превосходные дары, и власть греха, вид благочестия и господство греха - могут жить и сосуществать вместе.

(д.) В продолжительности. Мы признаём, что общая благодать может перестать действовать в человеке; это не тот дар, который является непреложным, как Божье действенное призвание (Рим.11:29). Наибольший поток духовных даров может уменьшится до размера меньше, чем капля воды, в то время, как наименьшая капля спасительной благодати возрастает до реки. Таким образом, Дух (в дарах правления и власти) отошёл от Саула (1 Цар. 16:14); так и служебные дары (как наличие руки и правого глаза, Зах.11:17) могут прекратиться и иссохнуть.

(е.) В своём действии и результате. Общая благодать усугубляет осуждение. Как тонущий корабль, который, чем больше нагружен золотом, тем глубже тонет; так и люди, чем больше имеют даров без благодати, тем глубже погружаются в ад. Поскольку тому, как у блудницы могут быть дети, но от них нет ни пользы, ни утешения, поскольку они незаконнорожденные; так и дары оторванные от благодати, такие как ложная надежда, вера, любовь и т. д. (если мы не едины со Христом и не обручены Ему) никогда не заканчиваются радостью. Мы можем тешить себя мыслями об обретении прекрасной Рахили (как делал это Иаков), доколе утро пробуждения не покажет, что это лишь слабая глазами Лия.

3. А теперь, в качестве положительного определения, скажем чем является сверхъестественная спасительная благодать. Это освящение Духа, которое обновляет в нас образ Божий, руководит и укрепляет нас к послушанию и послушанию даже конца. Сие всемогущее действование в сердцах избранных, сообщает им непрерывную череду всех духовных благословений, которые ведут их до состояния славы. "А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил." (Рим 8:30) Он "призвал нас к участию в наследии святых во свете," (Кол 1:12). Благие эти проистечения сопровождают спасение, являясь постоянными следствиями; как в оправдании и усыновлении, так и в призвании, освящении и неотступности до прославления. Эта благодать отличается от славы не в качестве, а лишь в степени; благодать есть слава воинствующая, а слава есть благодать торжествующая. Посему она называется "богатством благодати Его" (Еф. 1: 7) и "богатством славы" (Рим. 9:23). Это та благодать, которая не может быть полностью и окончательно утрачена. "Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную." (Ин 4:14)



Наши рекомендации