Приношения и милостыни в Ветхом и Новом Заветах
Послушайте историю из Божьего Слова,
Которую слышали цари, священники и пророки.
В ней будет жертва
И кровь потечет, чтоб оплатить цену греха.
Драгоценный Агнец Славы чудеснейшая история любви.
Сердце Божьего искупления человека.
Я поклоняюсь Агнцу Славы.
На кресте Бог возлюбил мир,
И тогда сотряслись все силы ада.
Никто там не смог понять,
Что они увидели Агнца Христа.
Драгоценный Агнец Славы, чудеснейшая история любви.
Сердце Божьего искупления человека.
Слава Агнцу! Чистый как снег, я стою,
Поклоняясь Агнцу Славы.
Привилегия великого даяния
Что мы можем сказать перед лицом такой великой любви? Отец решил любить нас, даже когда мы еще были Его врагами; Он послал Своего драгоценного безгрешного Сына умереть на кресте вместо нас, когда мы не заботились об этом; мы можем быть примирены с Ним, прощены, освящены, приняты как Его дети, наполнены радостью, благословлены — что мы скажем перед лицом такой великой любви? Наши сердца переполняются в хвале и поклонении. Мы хотим все сделать для Него, все, что можем, чтобы доставить удовольствие Его сердцу. Он так много заплатил, чтобы позволить нам стать его семьей, что мы хотим сделать все, что мы можем, чтобы углубить такие взаимоотношения — а это значит послушание в каждой сфере, включая сферу даяния.
Мы уже увидели, что Господь повелевает нам давать десятину, так как по существу десятина принадлежит Ему. Из любви Он обещал, что когда мы начинаем это делать, Он откроет отверстия небесные и благословит нас превыше всего, что мы можем представить.
Но десятина является лишь одной из тех привилегий, которые Он дает нам. Писание говорит о даянии Господу сверх десятины. И когда мы даем Господу сверх десятины в любви, мы переживаем еще больше изобилия Отца. Видите ли, когда мы даем Богу десятину, мы отдаем то, что уже принадлежит Ему. Но когда мы даем сверх десятины, мы даем Ему жертвенно. На самом деле иногда в Ветхом Завете о приношениях говорят как о «жертвах». Тем не менее, десятина никогда не могла быть названа жертвой, так как она уже принадлежит Богу.
Когда я даю десятину, я признаю, что Он является Господином моей жизни. Я почитаю Его своим имуществом. Я всем показываю, что я признаю Его всемогущим Богом, Царем царей и Господом господствующих. Но когда я даю Ему сверх десятины, я ощутимым образом изливаю на Него хвалу и поклонение.
Когда я даю десятину, я не только признаю, что Он является Господом моей жизни, я признаю Его Господом над всем — ну а я являюсь странником на этой земле. И когда я даю Ему сверх десятины, я также показываю Ему, что я так сильно люблю Его, что хочу, чтобы Он владел всем принадлежащим мне.
Когда я даю Господу Его десятину, я показываю, что признаю Его владение, Его господство и Его власть. Но когда я даю приношение Богу, я делаю это как признание того факта, что Он жертвенно дал из-за Своей любви и теперь я даю из-за своей любви.
Не делайте здесь ошибки. Десятина приносит большие благословения. Но кого не растрогает ребенок, который делает что-то дополнительное для своего отца просто потому, что любит его? Любой отец окружит такого ребенка еще большей любовью, не так ли?
Сейчас мы рассмотрим некоторые особые виды даяния, о которых говорится в Старом и Новом Заветах и которые даются сверх десятины. И снова я хочу повторить, что моей целью не является давать вам энциклопедическую, исчерпывающую и утомительную трактовку библейского свидетельства о приношениях и милостынях. Вместо этого я хочу уделить особое внимание некоторым ключевым сферам и побудить вас пережить благословение библейского даяния.
Даяние бедным
«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается... Дай ему и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно, и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое; ибо за то благословит тебя Господь Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:7-8, 10-11).
«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Пр. 19:17).
«Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Пр. 28:27).
«Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе хранилища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает; ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук. 12:32-34).
Эти места Писания ясно показывают, что Господь хочет, чтобы мы давали для облегчения нужды бедных. И в каждом из этих отрывков, где Господь призывает нас быть щедрыми, Он обещает благословить нас взамен.
Например, в Псалме 40 мы находим семь благословений, которые обещаны тем, кто думает о бедных. Слово Божье возвещает в стихе 2: «Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь». Здесь мы находим первое обещание: избавление от бедствий.
Стих 3: «Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его». Второе: Господь сохранит нас. Третье обещание в том же стихе: Господь обещает сберечь нашу жизнь, что означает долгую жизнь. Четвертое: Господь обещает нам, что мы будем блаженными на этой земле, у нас не будет недостатка и мы будем переживать истинное библейское преуспевание. Пятое: нас не отдадут на волю врагов наших.
Стих 4: «Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его». Шестое: Господь обещает укрепить нас во время слабости. Седьмое: Бог обещает исцеление во времена болезни.
Таким образом, Господь дает семь изумительных обещаний тем, кто заботится о бедных:
1. Избавление
2. Сохранение
3. Долгую жизнь
4. Преуспевание
5. Защиту
6. Силу
7. Исцеление
Даяние на определенные дела
Господь так много совершает в мире сегодня, Он дает силу мужчинам и женщинам большой веры совершать для Него бесстрашные подвиги. Но обычно честолюбивые планы требуют значительных средств. Когда вы будете вовлечены в дело Господне, вы узнаете об особых возможностях для продвижения Его дела через стратегическое даяние.
Скиния Господня, как она описана в Ветхом Завете, была великолепна на вид. Бог призвал Моисея построить ее, а Моисей призвал людей давать необходимые для строительства материалы, знания и опыт, как возвещено в Исходе 35:21-24:
«И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд; и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу; и каждый, у кого была шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, виссон и козья шерсть, кожи бараньи красные и кожи синие, приносил их; и каждый, кто жертвовал серебро или медь, приносил сие в дар Господу; и каждый, у кого было дерево ситтим, приносил сие на всякую потребность для скинии».
Но тут есть изумительный момент — сила Божья так захватила этих людей, что их пришлось удерживать от большего даяния: «И приказал Моисей, и объявлено было в стане, чтобы ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище; и перестал народ приносить. Запаса было достаточно на всякие работы, какие надлежало делать, и даже осталось» (Исх. 36:6-7).
Я верю, что мы снова увидим тот день, когда Божий народ будет давать на Божье дело таким образом, что служители и пасторы скажут, как Моисей сказал: «Достаточно!» Помните, что всемогущий Бог отдал Израилю богатство египтян, и Библия сообщает в Исходе 12:36, что они обобрали египтян.
Итак, почему Бог отдал Израилю богатства египтян? Не для того ли, чтобы они могли совершить покупки в пустыне? Или для того, чтобы построить в пустыне дом? Нет! Эти богатства предназначались для того, чтобы израильтяне могли построить скинию. Ведь даже когда они вошли в обетованную землю, говорит Слово Божье, они поселились в домах, которые им не пришлось строить. Почему? Потому, заявляет Слово Божье в Притчах 13:22, что «добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешников сберегается для праведного».
Мы снова увидим в церкви, как это обещание исполнится в наши дни, с тем, чтобы Царство Божие могло быть построено в жизни мужчин и женщин и Евангелие проповедано до концов земли. И заметьте, что Бог дал израильтянам богатство египтян до того, как они оставили Египет. И я верю, что богатство грешников также будет положено в наши руки еще до того, как мы оставим «Египет» — этот мир.
Даяние тем, кто питает вас
«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». Таково было поучение апостола Павла в Послании Галатам 6:6. Лично я верю, что нам нужно давать десятину через поместную церковь. Однако Господь поднял много прекрасных проповедников, которые преподают Слово через телевидение, радио, печать и собрания. Указание Писания очень понятно — если люди учат тебя, у тебя есть ответственность поддерживать их.
Но не только ответственность, а также и привилегия. Когда апостол Павел благодарил филиппийцев за их продолжительную финансовую поддержку для него, он отметил, что их дар был «как благовонное курение, жертва приятная, благоугодная Богу» (Фил. 4:18). И на их послушание Слову Божьему апостол Павел ответил: «Мой Бог да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Фил. 4:19). Я снова повторю: не важно, как усердно мы стараемся, мы не можем давать больше, чем дает Бог!
Даяние и чистота
Томас Брукс был прав, когда сказал: «Спасительная благодать делает человека настолько готовым оставить свои похоти, насколько раб готов оставить свою галеру, или узник — свою темницу, или вор — свои засовы, или нищий — свои лохмотья». Когда Божья благодать касается вас, когда Святой Дух живет в нашей жизни, когда жертва Сына Божьего становится реальной для нас, тогда жертвенное даяние нуждающимся становится естественным — и даже неизбежным. Как указывают нижеприведенные отрывки, там, где нет даяния, там нет подлинности, нет реальности.
Слово Божье говорит, что мы должны делиться с голодными нашим хлебом, приводить бедных в наши дома, одевать нагого и не прятаться от нуждающихся, и тогда Господь обещает:
«Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное» (Ис. 58:8-9).
Слово Божье далее говорит, что в пришествие Христа перед Ним будут собраны все народы:
«...И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мат. 25:32-36).
Я никогда не забуду тот момент, когда в 1995 году я встретил в Нью-Йорке мать Терезу. Она посмотрела на меня, подняла руку, показывая мне все пять пальцев, и сказала: «Когда ты даешь бедным, просто посмотри на свою руку и вспомни». А затем она сосчитала, сколько у нее пальцев:
«один два три четыре пять. Вы сделали это для меня».
Джим Пойнтер привел меня на мое первое служение с Кэтрин Кульман, и он является одним из моих самых дорогих друзей. Когда еще в семидесятых годах мы с ним как-то ехали в машине, он проиллюстрировал для меня этот принцип одной притчей, которую я никогда не забуду.
Однажды одной женщине позвонили по телефону около 9 часов утра. То был Иисус. Он объявил ей, что посетит ее дом в 3 часа того же дня. Конечно, эта новость очень взволновала женщину, и она немедленно бросилась на уборку дома, чтобы сделать его для Господа настолько приличным, насколько это возможно. Ведь Иисус придет в этот же день.
Час или два спустя, когда она убирала свой дом, раздался стук в дверь. Маленький мальчик-сирота попросил ее: «О, пожалуйста, госпожа, не дадите ли вы мне чего-нибудь поесть? Я не ел уже несколько дней!»
«Извини, малыш, но я слишком занята, чтобы помочь тебе. Видишь ли, Иисус придет сегодня ко мне в 3 часа, и я должна быть готова».
Позднее в дверь снова постучали. На этот раз это был пожилой джентльмен. В тот день на улице было очень холодно, а он был одет почти что в лохмотья.
Мужчина упрашивал женщину: «Пожалуйста, госпожа, не могли бы вы дать мне какую-нибудь ненужную одежду вашего мужа? Не могли бы вы мне помочь? Я очень замерз».
«Вам придется зайти попозднее, — ответила женщина. — Я сейчас очень занята. Иисус придет в 3 часа, и я просто должна подготовиться к его приходу».
Еще позднее в дверь женщины постучали в третий раз. Теперь это была молодая женщина с маленьким ребенком на руках. Она была вдовой, очень бедной и сильно нуждалась в пище, одежде и в приюте. Она сказала: «О, госпожа, я и мой ребенок так замерзли. Пожалуйста, помогите нам!»
«Нет, я просто не могу этого сделать сейчас. Я вижу, что у вас проблемы. Но у меня тоже проблемы: Иисус придет ко мне в 3 часа, и у меня нет времени делать что-нибудь другое, кроме как готовиться к Его приходу».
В 3 часа дом был готов к приходу Иисуса. Но в двери никто не стучал. Вместо этого снова зазвонил телефон. Это был Иисус. Женщина спросила: «Иисус, почему Ты не здесь? Все было приготовлено для Твоего прихода».
Но Господь ответил: «Я уже приходил три раза, и ты отсылала Меня, отвергая каждый раз».
Мой друг, никогда не забывай, что когда к тебе приходят бедные, это в действительности Господь Иисус, и ты должен обращаться с ними так, как обращался бы с Ним.
Я часто вспоминаю удивительную историю, которую со слезами рассказал мне мой друг пастор по имени Дон и которая также иллюстрирует этот отрывок.
Много лет назад в одно Пасхальное воскресенье он обедал в ресторане с группой служителей. Вдруг в ресторан вошел пожилой мужчина. У него был потрепанный вид, а его одежда совсем не соответствовала Пасхальному воскресенью, когда каждый надевает самое лучшее. Официантка решительно выгнала его из ресторана, предполагая, что у человека с такой внешностью нет денег.
Дон видел, что произошло, поэтому он подозвал эту официантку и спросил у нее, почему она выгнала того человека. «О, — ответила она, — не думайте о нем. Он просто бездельник».
Дон спросил официантку: «Ну а если я заплачу за его обед, вы его обслужите?»
«Конечно», — ответила она безразлично.
Дон нашел того мужчину стоящим у ресторана.
«Сэр, пожалуйста, вернитесь и покушайте, я заплачу за ваш обед».
«Вы не должны платить за меня», — ответил пожилой мужчина.
«Поверьте, я должен это сделать. Я служитель. Я христианин. Сегодня Пасха, и я хочу накормить вас. Пойдемте», — ответил Дон.
Итак, Дон привел мужчину в ресторан, усадил его за стол и позаботился о том, чтобы у него был принят заказ. Затем Дон вернулся к своему столу и обеду с друзьями.
Дон проследил, как официантка подала тому человеку обед, и вернулся к разговору со своими друзьями. Несколько минут спустя он мельком взглянул на стол, где сидел мужчина, и обнаружил, что тот исчез.
Смущенный, Дон подошел к официантке и сказал: «Мадам, я же сказал вам, что заплачу за его обед. Зачем вы его снова выгнали?»
«Я не выгоняла его, — ответила она. — Я не знаю, куда он делся».
Дон и другие служители искали его по всему ресторану. Они заглянули в туалет. Они искали его на автостоянке. Они осмотрели всю окрестность поблизости от ресторана, но мужчину нигде не нашли. Они все были в большом смущении. Мужчина бесследно исчез, даже не притронувшись к еде. Салфетка, вода, столовое серебро — все осталось нетронутым.
Наконец они закончили обедать и разошлись по домам. В тот вечер Дон молился. Вдруг он безошибочно почувствовал чье-то присутствие в комнате. Он повернулся — перед ним стоял тог мужчина, которого он видел в ресторане, — та же одежда, та же борода, все то же самое — это был тот самый человек.
Глядя Дону в глаза, пожилой мужчина сказал: «Я был голоден, и ты накормил меня» — и исчез в прозрачном воздухе. С того момента и далее жизнь Дона уже никогда не была прежней. Он был преобразован, и Бог начал самым удивительным образом благословлять его и его семью.
«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мат. 25:40).
Даяние и слава (пример македонян)
Да, библейское даяние благословляет других. Да, библейское даяние благословляет нас. Но никогда не теряйте из виду тот факт, что библейское даяние завершается благодарением Богу, как заметил апостол Павел во Втором послании к Коринфянам 9:10-15, где он возвещает:
«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его!»
Когда люди переживают библейское даяние, их сердца переполнены благодарением Богу. И когда все больше и больше людей послушны в своем даянии, слава Господня все растет, растет и растет.
О, Его руки — благословляющие руки! А как Ему нравится вознаграждать жертвенную верность Его детей! Джон Буньян, этот гигант веры, в простом куплете хорошо описал жизнь благословения, которая доступна вам и мне, если только мы слушаемся Господа:
Жил-был человек,
Кое-кто назвал его безумным
Чем больше он давал,
Тем больше он имел.
Глава 10
Малахия — бремя Господне
Одним из тех моментов, которые я так усердно старался подчеркнуть в этой книге, является любовь нашего небесного Отца к Своим детям. И что самый простой способ понять это и затем победоносно жить христианской жизнью — это любить Господа, позволить Ему любить вас и затем послушанием ответить на Его любовь. Преимущество и благословение такого вида взаимоотношений любви превосходят всякое описание.
Господь посвятил Себя тому, чтобы поставить вас на библейский путь благословений. Ведь Он уже так много пожертвовал, чтобы вы стали на него, как заявляет апостол Павел в Послании к Римлянам 8:32: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»
Никогда не забывайте Господнего посвящения поставить каждого из нас на библейский путь благословении. Все же иногда мы так решительно противимся этому, что Бог вынужден быть строгим с нами, чтобы мы перестали вредить себе и лишать себя того изобилия, которое Он хочет даровать нам.
Ни одному родителю не нравится наказывать своих детей. В действительности многие это ненавидят. Однако корректирующая, положительная строгость иногда является единственным средством, как убедительно объясняет автор Послания к Евреям:
«...И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:5-11).
Книга Малахии, последняя книга в Ветхом Завете, является криком души Отца, крайне рассерженного на Своих своенравных детей. Народ израильский перестал серьезно воспринимать принципы и осуществление даяния, которые мы рассмотрели в предыдущих главах. Бог пытается «достучаться» до Своих мятежных и смущенных детей.
Вследствие этого в книге употреблен жесткий язык — сильный и вызывающий — какой можно было бы услышать, если бы кто-нибудь записал один из ваших «резких» разговоров с ребенком. Но несмотря на жесткий язык, нежное сердце Отца все же любит их. В сущности, основное послание Книги Малахии таково: «Я хочу благословить вас, но не могу, когда вы не слушаетесь Меня».
В нашем совместном изучении даяния я четко выделил нежный аспект любви Отца и те обещания, которые Он предлагает верным даятелям. В этой главе мы рассмотрим жесткий аспект любви Отца — наказание, которое мы навлекаем, когда перестаем серьезно воспринимать Отцовские повеления в сфере даяния. Но как и большая часть Писания, послание Господне в Книге Малахии становится ясным только тогда, когда мы исследуем его целиком.
Малахия. Глава 1
Бремя Отца
Бремя слова Господня для Израиля, сказанное Малахией (ст. 1).
Каждый родитель страдает, когда видит, как его ребенок делает выбор во вред себе. Так и Господь. На протяжении всей своей истории народ израильский уклонялся от описанного во Второзаконии пути послушания и благословения (гл. 28). Но поведение Израиля не столько разгневало Господа (хотя Он и был гневен), сколько опечалило Его. Бог хотел самого лучшего для Своих детей — Он хотел, чтобы они делали правильный выбор. Это желание так сильно тяготило Его сердце, и слова были такими строгими, что они составили «бремя Господнего слова для Израиля». Эти слова тяготили Его сердце, и Он хотел высказать их, потому что сильно заботился о Своих детях и знал, что если они не изменятся, их постигнет бедствие. И поэтому Он пришел к ним со Своим бременем.
Я вас люблю
«Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: "в чем явил Ты любовь к нам"» (ст. 2).
Никогда не теряйте из виду тот факт, что книга Малахии начинается заявлением о любви. Многие сразу обращаются к третьей главе, где говорится об откровении Бога и проклятии, или к четвертой главе, заканчивающейся проклятием, так что они упускают из виду сердце любви, которое видно во всей этой книге и которое дает контекст словам, которые могли бы показаться грубыми вне его.
Когда мы исправляем наших детей, первое, что мы обычно делаем, это стараемся упрочить в их сознании уверенность, что мы любим их и что наша строгость исходит от сердца любви. В Книге Малахии Бог сделал то же самое. Как вы видите из ответа израильтян, они находились так далеко от общения с Господом, что даже не знали о всех тех проявлениях любви, которые они получили от Него. И поэтому в слепом гневе Израиль выпалил: «В чем явил Ты любовь к нам?»
Божий ответ был сжатым и емким: «Тем, что избрал вас».
«Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: в чем явил Ты любовь к нам? — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни. Если Едом скажет: мы разорены, но мы восстановим разрушенное, то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда» (ст. 2-4).
В пылу своенравия израильтяне забыли: все, что они имели, пришло к ним от доброй руки их драгоценного Бога и единственное, что отделяло их от никчемности судьбы Исава, был Божий выбор. Господь возлюбил Иакова не потому, что он был более привлекательным, чем Исав. Он возлюбил Иакова, ибо таков был Его суверенный выбор. Поэтому Бог тряс Своих детей за плечи и пытался напомнить им: «Единственная причина того, что вы не испытываете сейчас Моего гнева, это то, что Я выбрал не наказывать вас. Если вы были бы Исавом, вы были бы засохшим куском хлеба».