Каин, Авель и десятина (Быт. 4)
Итак, Бог установил принцип десятины с Адамом, а Адам, в свою очередь, преподал это Каину и Авелю, потому что Писание возвещает:
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4:1-5).
Мне нравится, как это объясняет Р. Т. Кендалл:
«Десятина в любом случае действует больше в духовном плане, чем на любом материальном уровне. В этом нет никаких сомнений. Она высвобождает Дух. Она открывает другие средства в нашем наследстве во Христе, которые иначе были бы наглухо закрытыми. Вот почему Адриан Роджерс сказал: "Цель десятины — испытать Бога", ибо десятина — это "Его способ развить веру в Него". Доктор Роджерс рассказывает историю о человеке, который заставил своих сыновей работать на кукурузном поле в то время как другие мальчики купались в плавательном бассейне, играли и всячески развлекались. Кто-то вразумлял того человека: "Почему
ты заставляешь своих мальчиков так усиленно работать? Тебе не нужно столько кукурузы". Мужчина ответил: "Сэр, я не выращиваю кукурузу, я воспитываю мальчиков"».
Бог использует десятину не д ля того, чтобы добыть деньги, как если бы они были Ему нужны; Он использует ее, чтобы воспитывать Своих детей. В Эдемском саду Бог использовал принцип десятины, чтобы научить Адама послушанию. С этой же целью Он открыл этот принцип детям Адама, и они совершили приношение Господу.
Однако Он принял приношение Авеля и в то же время отверг приношение Каина. Почему так? Некоторые считают, что жертва Каина была неприемлемой, так как был проклят плод земли. Я не верю, что это является правильным объяснением, поскольку, в конце концов, вся сотворенная вселенная была под проклятием. Другие считают, что Авель принес свою жертву в вере, а Каин нет, ибо Писание заявляет: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр. 11:4).
Но я верю, что в этом трагическом описании есть что-то еще. Хотя и правда, что «без веры Богу угодить невозможно» (Евр. 11:6), также правда и то, что вера без любви пуста: «Если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:2-3). Я верю, что Отец всмотрелся в сердце Каина и обнаружил только черноту ревности и гнет обязанности. С самого начала времен Бог хотел, чтобы мы сначала отдали Ему наши сердца, затем наши десятины. Нигде это не выражено более величественно, чем это сделал Давид:
"Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).
Наш драгоценный Небесный Отец всегда смотрел на сердце. Недаром Давид охарактеризован как «муж по сердцу Божьему», хотя он и совершил ужасные грехи. Однако когда дело касалось фарисеев в Новом Завете, чьи сердца были неправы перед Богом, Господь Иисус видел это сквозь их внешнюю пышность и самоправедность:
«И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение» (Лук. 20:45-47).
А вот как Слово Божье повествует о другом эпизоде:
«Взглянув же, Он [Христос] увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лук. 21:1-4).
а В то время как фарисеи и богатые люди устроили зрелище из своей религиозности и своих даяний, Господа тронуло сердце этой бедной вдовы. Наши дары Богу бесполезны, если они не рождены в сердечности любви Духа.