Божественная литургия в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города Геленджика

17 сентября 2017 года, в неделю 15-ю по Пятидесятнице Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, совершил Божественную литургию в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города Геленджика.

Преосвященнейшему владыке сослужили: благочинный Свято-Вознесенского собора города Геленджика иерей Антоний Пульнов, протоиерей Владимир Сазонов, протоиерей Михаил Смирнов, протодиакон Евгений Габов и диакон Александр Лысенко.

По окончании богослужения Владыка Феогност обратился к прихожанам со святительским словом.

[1] Этолия (греч. Αιτωλία) — в древности область южной Греции, с юга омывается с юга Коринфским заливом, по другую - южную сторону которого находится полуостров Пелопоннес, южная точка страны.

[2] Эпи́р[1] (греч. Ήπειρος, Ипирос[2]) — географический и исторический регион в юго-восточной Европе, поделён между Грецией и Албанией. Эпир расположен между горной грядой Пинд и Ионическим морем, и протянулся от залива Влёра на севере до залива Амвракикос и развалин римского города Никополь на юге. Территория Эпира разделена между периферией Эпир, расположенной на северо-западе Греции и областями Влёра, Гирокастра и Берат на юге Албании. Крупнейшим городом является столица периферии Эпир в Греции город Янина, в то время как на территории Албании крупнейшим городом Эпира является Гирокастра.

[3] Хрисанф впоследствии стал известным историческим и церковным деятелем, немало сделавшим для возрождения православия в греческих землях.

[4] Κούμας Κ. Ιστορίαι ανθρωπινων πράξεων. Τομ. 12. Βιεννή, 1832. Σ. 555.

[5] Πετσάλη Θ. Οί μαυρόλυκοι. Αθήναι, 1948. Τομ. Β. Σ. 225.

[6] Нынешний Днепропетровск.

[7] Обучение в западной Европе не могло не оказать влияния на часть греческой интеллигенции: восхищение перед "прогрессом" западной цивилизации было практически абсолютным, и, как обычно бывает в таких случаях, исчезала возможность конструктивной критики и сознательного выбора. В среде образованной интеллигенции появляется некий дух "провинциализма", который, в свою очередь, приводит к пренебрежению собственным культурным наследием и всецелой привязанности к "чужому", которое становится непререкаемо лучшим и более совершенным. На наш взгляд, такой подход и система взглядов обусловлены, прежде всего, образованием, полученным в западной Европе: возвращаясь в Грецию, вместе со знаниями, приобретенными в западноевропейских университетах, ученики привозили и новую систему ценностей. О проникновении этих идей мы находим много свидетельств в источниках: "Безбожествуют те, которые учатся во Франции и после своего возвращения вводят в безбожие и других". Анастасий Гордиос (†1729) сообщает: "Если кто из восточных едет во Францию либо для учебы, либо для торговли, когда возвращается назад, становится другим, с растлившимися либо умом, либо нравами, либо и тем и другим".

[8] Вот что рассказывает о дальнейших событиях первый биограф святого Космы преподобный Никодим Святогорец: "Еще нося мирское имя Констант, праведный и в мирской одежде уже украшал себя благолепием монашеского образа, не щадил своих сил и трудов и приучал себя к совершенному подвижничеству. Но вот из этого славного и знаменитого училища удалились учителя, оно, к несчастью, снова опустело и пришло в упадок, тогда добрый Констант, удалившись оттуда, прибыл в святую обитель Филофееву. Там он принял монашеский постриг и с великим усердием преуспевал в иноческой жизни. Вскоре же, когда обители понадобился священник, по сильному убеждению и прошению отцов он был рукоположен во иеромонахи".

[9] Серафим был родом из Делвино, а следовательно, хорошо знал трагическую обстановку, сложившуюся в материковой Греции. Кроме того, до вступления на патриарший престол он был митрополитом в наиболее проблемных областях Греции: Фракии и Этолии. Предположительно, маршрут первого миссионерского путешествия Космы был разработан при участии патриарха, который с большим воодушевлением и одобрением отнесся к миссии, что тот на себя возложил.

[10] Ве́рия (греч. Βέροια [Veroia], библ. Вериa) — город в Греции, в Центральной Македонии (север Греции, на западе от Халкидонского полуострова). Расположен в 69 км. от Фессалоник (известным нам, как «Салоники»)

[11] север Греции и территория нынешней Республики Македония.

[12] Химара (алб. Himarë, греч. Χειμάρρα, Himarra) — город на юго-западе Албании, на побережье Ионического моря. Входит в округ Влёра и область Влёра.

[13] Акарнания (греч. Ακαρνανία) — историческая область на Западном побережье Центральной части Греции, в настоящее время ном Греции. Ограничивалась с севера Амбракийским заливом, с юга — Калидонским заливом, на востоке, по реке Ахелоос граничила с Этолией.

[14] Кефалини́я[1] (греч. Kεφαλληνία[2]), по другой традиции Кефало́ния[3][4] (греч. Κεφαλονιά[5][6]) — остров в Греции.

Остров Кефалония — наибольший из Ионических островов, у юго-западных берегов Греции.

[15] Страна до нашествия турок была христианской, но здесь, в отличие от Греции, Сербии и Болгарии, завоевателям удалось почти полностью истребить семена христианской веры и албанцы почти все приняли ислам (с XVII века)…..

[16] Несмотря на то, что православные, проживавшие в венецианских владениях, не были лишены доступа к образованию, Косма Этолийский считал необходимым распространение православной традиции и образования, свободного от влияния западной идеологии. Именно этим объясняется его деятельность по основанию школ на этих территориях.

[17] На трагическую ситуацию, сложившуюся в этой провинции, указывают свидетельства современников: "во многих деревнях <…> процветала такая безграмотность, что жители их узнавали о наступлении Пасхи лишь благодаря появлению красных яиц на базаре Берата". Благодаря своей настойчивости и самоотверженности проповедник смог переломить ситуацию. Он постоянно поддерживал в жителях тягу к знаниям, не оставлял вновь основанные школы, а следил за их функционированием и всеми своими силами стремился поддерживать и развивать их. В Северном Эпире проживали не только албанцы, но и значительная часть православных греков. Косма стремился укрепить их решимость сохранить православную веру. Он также укреплял единство и сплоченность населения и его решимость противостоять ассимиляции.

[18] Ζαχαρόπουλος Ν. Δωροθεος Βουλησμάς. Θεσσαλονίκη, 1969.Σ.26-27.

[19] Элладская Церковь и Вселенский патриархат (кроме Горы Афон), живут по григорианскому календарю.

[20] Волы́нь (укр. Волинь, польск. Wołyń) — историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

[21] Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (тат. Үзбәк, Üzbәk, ок. 1283 — 1341) — монгольский хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313—1341). Сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура, приходился племянником хану Тохте.

Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды.

В русских летописях известен как «Алабуга», «Азбяк» и «Озбяк».

[22] Тохтамы́ш (тат. Туктамыш хан, Tuqtamış xan; каз. Тоқтамыс, ум. 1406) — хан Золотой Орды в 1380—1395 годах, хан Тюменского ханства с 1400 года[1]), один из потомков Джучи, старшего сына Чингисхана. Сын Туй-Ходжи оглана, правителя Мангышлака, влиятельного царевича при хане Урусе.. После казни отца бежал. Позже Тамерланом был поставлен во главе войск и впоследствии захватил восточную часть Орды, а после падения темника Мамая – и западную. Именно по его приказу и был убит Мамай. Хан захватил и сжег Москву. Это произошло уже после победы русских над войсками правящего до него Ордой темника Мамая и бегства последнего…. После этого татары взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города.

После того, как один из ордынских отрядов был разбит Владимиром Андреевичем под Волоком, Тохтамыш ушёл в Орду, разграбив на обратном пути Рязанскую землю. Преемник Дмитрия Донского, его сын Василий I Дмитриевич купил в Орде ярлык на княжество нижегородское. Предпринимал езще несколько набегов на Русь, хоть больших набегов на Москву больше не начинал ввиду соперничества с Тамерланом, в ходе которого он был разгромлен и свергнут. Впоследствие убит в сражении с эмиром Едигеем в 1406 году.

[23] Сева́стия (др.-греч. Σεβάστεια — священная, калька с лат. Augusta Августа) — многозначное географическое название. В данном случае, имеется в виду древний город, располагавшийся некогда в Самарии, в нынешнем Израиле.

[24] Вифиния (греч. Βιθυνία, лат. Bithynia) — историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Анатолии (Малой Азии) между проливом Босфор и рекой Сангариус. охватыает западную часть Черноморского побережья Малой Азии.

[25] Клавдиополь (Клавдиополис) – древний город, располагавшийся на северо-западе Малой Азии, в относительной близости от Черноморского побережья. Примерно в 2000 г. до н. э. город входил в состав государства Хеттов, около 500 г. до н. э. он был включён в состав государства Вифиния и назывался Вифиний. Историк Страбон упоминает его как эллинистический город, согласно Павсанию он был основан аркадианцами из Мантинеи в центральной Греции.

Во время римского владычества город носил имя Клавдиополис в честь императора Клавдия. Впоследствии он стал местом рождения одного из приближённых римского императора Адриана Антиноя.

Император Восточной Римской империи Феодосий II (408—452), сделал Клавдиополис столицей провинции Гонория, сформированной из Вифинии и Пафлагонии и названной так в честь римского императора Гонория[1].

После этого город долгие века (до 1325 года) находился под управлением Византийской империи. В 1325 году он был захвачен турками и получил название Болу, под которым известен и сегодня.

[26] Фарс (перс. فارس‎ — Fārs, или پارس — Pārs), Парс — вообще-то так называется провинция на юге нынешнего Ирана, являющаяся исторической областью древней Персии. Провинция Фарс — историческая родина персов и персидского языка, а также колыбель иранской государственности. Латинизированное название Персия происходит от древнеперсидского названия этой области — Парса или Парсуаш.

[27] 53,33905 км.

[28] ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года (Журнал № 105), http://www.patriarchia.ru/db/text/4304773.html

[29] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html

[30] Мизия (др.-греч. Μυσία, лат. Mysia) — в древности — область в Малой Азии, на территории современной Турции. Занимала всю северо-западную часть полуострова, между Пропонтидой и Геллеспонтом (пролив Дарданеллы) на севере, Эгейским морем на западе, Лидией на юге, Фригией и Вифинией на востоке. Считалась владением мифического родоначальника Атталидов героя Телефа. Это была горная страна с относительно малым числом городов. Название Μυσία, по Страбону, происходит от лидийского названия бука (μυσός), который обильно произрастал в районе мизийского Олимпа.

[31] Иераполь Фригиийский(также Иераполис или Гиераполис, тур. Hierapolis, греч. Ἱεράπολις, рус. священный город) — античный город, развалины которого находятся в 17 км от турецкого города Денизли (юго-запад Малой Азии)местонахождения Иераполиса — Памуккале.

[32] Ликаони́я (греч. Λυκαονία, лат. Lycaonia) — историческая область в Малой Азии, к западу от Каппадокии и к югу от центральной пустыни, покрытая невысокими горными цепями — отрогами писидийско-киликийского Тавра (юг Малой Азии).

[33] Трудно сказать, идет ли речь об Индии настоящей или об «Индии Эфиопской», которая часто подразумевается по «Индией».

[34] Страна простиралась между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата, что в нынешнем Ираке, а также до Средиземноморского побережья Малой Азии на западе, то есть нынешняя Армения – от силы, десятая часть ее исконной территории.

[35] Нынешний Ирак.

[36] Дара (греч. Δάρας) — важная византийская крепость на севере Месопотамии на границе с империей Сасанидов. Крепость играла большую роль в ирано-византийских войнах в VI в., под её стенами в 530 г. произошло знаменитое сражение при Даре. В настоящее время руины крепости расположены на юго-востоке Турции, на территории деревни Oğuz.

[37] Липа́ри (итал. Isola di Lipari) — вулканический остров в Тирренском море, самый крупный и населенный из архипелага Липарских островов. Остров расположен в 44 километрах к северу от Сицилии.

[38] Мессина – город на северо-западе острова Сицилия, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия).

[39] Кала́брия (итал. Calabria, сиц. Calabbria, Calavria, лат. Brut(t)ium, Calabria) — административная область в Италии. Калабрия расположена в самой южной части Апеннинского полуострова, как говорят иногда образно, «в носке итальянского сапога».

[40] Беневе́нто, (итал. Benevento, неап. Beneviento, лат. Beneventum) — город в итальянском регионе Кампания, северо-восточнее Неаполя, административный центр одноимённой провинции.

[41] Эдесса (греч. Έδεσσα, арм. Ուռհա, Едесия) — древний город, предшественник современного города Шанлыурфа (тур. Şanlıurfa) на юго-востоке Турции. Столица Осроены, важный центр раннего христианства.

[42] Под «Каррией» подразумевается Харран или Ка́рры (аккад. Harrânu — «развилка»; ивр. ‏חָרָן‏‎; др.-греч. ῾Ελληνὀπολις (Греческий город), Κάρραι; арм. Հառան; лат. Carrhae; араб. ‎ и осман. حران‎) — древний город в северной Месопотамии, впервые упомянутый в хеттских документах из Богазкёйя, а затем в Ветхом Завете и ассирийских царских надписях. В настоящее время — административный центр одноимённого района в турецкой провинции Шанлыурфа, на границе с Сирией. Харран — один из древнейших городов мира. Известен уже из эблаитских текстов.

Не раз упоминается в библейской книге Бытие. Там умер и был погребён отец Авраама Фарра (Быт. 11:32). В этой земле также жил Лаван, брат Ревекки (Быт. 27:43). Земля Харран имела торговые сношения с Тиром (Иез. 27:3) и была покорена ассирийцами (4Цар. 19:12).

[43] Напомню, ариане отрицали Божество Христа, считая Его лишь человеком, хоть и особым.

[44] Фиваи́да (греч. Θηβαΐδα Thēbaida, Θηβαΐς Thēbais) — старинное название области в Верхнем Египте (область близ северного побережья Красного моря); термин происходит от греческого названия его столицы Фив. В состав Фиваиды входило тринадцать номов.

В правление Птолемеев Фиваида образовала отдельный административный район, центром которого были Фивы. Правителем этой области был стратег, в обязанности которого входило наблюдение за навигацией в Красном море. Во время Римской империи император Диоклетиан создал на основе Фиваиды провинцию, которую охраняли два легиона — I Максимианов и II Надежный Флавиев. Позже Фиваида была поделена на две провинции — Верхнюю и Нижнюю. Название фигурирует в легендах о первых христианских отшельниках.

[45] Оксиринх (греч. Ὀξύρυγχος, «город остроносой рыбы») — греческое название древнеегипетского города Пемдже на западном берегу канала Иосифа, близ современной Эль-Бахнасы, в 160 км к юго-западу от Каира.

[46] О святителе Варсисе известно, что он состоял в переписке со святителем Василием Великим.

[47] Галатия (др.-греч. Γαλατία; лат. Galatia) — страна в центральной области возвышенности Анатолии (современная Турция). Галатия граничила на севере с Вифинией и Пафлагонией, на востоке с Понтом, на юге с Ликаонией и Каппадокией и на западе с разваливающейся Фригией, восточная часть которой захвачена галатами. Анкира, ныне Анкара, современная столица Турции, принадлежала Галатии.

[48] Килики́я[1][2], также Кили́кия (арм. Կիլիկիա, др.-греч. Κιλικία, лат. Cilicia) — в древности юго-восточная область Малой Азии у восточной части Средиземноморского побережья полуострова.

[49] Обычно встречается утверждение, будто тут имеется в виду апостол от 70 Кифа. Однако разве логично, называть «столпом» апостола, даже имя которого сегодня не очень известно? А вот, апостола Петра действительно логично назвать столпом, как ПЕРВОВЕРХОВНОГО АПОСТОЛА, тем более, что «Кифа», как я уже замечал, слово арамейское, переводящееся, как «камень», а именно камнем господь нарек Симона, брата Андрея, притом, в Евангелии от Иоанна прямо говорится, что Господь нарек апостола именно арамейским словом. Но греческий язык был первым европейским языком, на который было переведено Евангелие, поэтому сей апостол нам более известен, как «Петр», от греческого «пэтрос» - «камень». Тем более, что святитель Иоанн Златоуст прямо указывает, что встречающееся у апостола наименование «Кифа», указывает именно на Петра. Здесь этого нет, да и далее Петр именуется прямо. Однако считать, будто здесь имеется в виду апостол от 70 Кифа, все же нелогично.

[50] Декаполис (греч.: deka, десять; polis, город; в славянском и русском переводе Библии — Десятиградие) — группа из десяти античных городов восточнее Иорданской долины, с юго-западного плато Голанских высот до современного Аммана. Города не образовывали союз и не были политическим объединением, но являлись группой на базе языка, культуры, расположения и политического статуса. Города Декаполиса являлись центрами греческой и римской культуры на фоне оригинальной семитской (набатейской, арамейской, иудейской). Каждый город имел определенную степень автономии и самоуправление. Имена этих городов: Дамаск, столица современной Сирии. Дамаск был значительно севернее других городов и, по мнению некоторых, являлся «почетным членом».

Филадельфия (Равва Аммонитская), современный Амман, столица Иордании. Рафана (Абила) на территории современной Иордании. Скифополь, современный Бейт-Шеан, на территории Израиля. Гадара, на территории современной Иордании. Гиппос, на территории современного Израиля. Дион, на территории современной Иордании. Пелла, на территории современной Иордании. Гераса, современный Джараш, Иордания. Каната, на территории современной Сирии.

[51] Другие источники утверждают, что икона была преподнесена князю Юрию Долгорукому…

[52] Это был период сражений между католиками-крестоносцами, захватившими Палестину (и насильственно насаждавшими там католичество, притесняя православных) не без поддержки и участия Византии – с одной стороны; и арабскими правителями, захватившими Ближний Восток, а также турками-сельджуками, захватившими Малую Азию – с другой.

[53] Есть несколько другая трактовка. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана. "Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы". Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения (Сказание о Владимирской иконе Богом, изд. 1849 г.).

[54] Никомидия (др.-греч. Νικομήδεια, ныне Измит, İzmit, в светских источниках с 1918 года, в пику «поповским баяням» читают, как «Никомедия», несмотря на то, что буква «ита» (а не «эта») дает именно звук «и») — древний город в Малой Азии, центр области Вифиния. Располагался на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря.

[55] Вифиния (греч. Βιθυνία, лат. Bithynia) — историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Анатолии (Малой Азии) между проливом Босфор и рекой Сангариус. охватыает западную часть Черноморского побережья Малой Азии.

[56] Невья́нск — город (до 1919 частновладельческий посёлок Невьянский Завод) в России, административный центр Невьянского городского округа Свердловской области (северней Екатеринбурга). Один из старейших городов Урала, центр народного промысла Невьянской иконы. Город широко известен благодаря главной архитектурной достопримечательности Урала - Невьянской наклонной башне.

[57] Фисгармо́ния, или гармо́ниум (др.-греч. φῦσα — (кузнечный) мех, и др.-греч. ἁρμονία — гармония) — язычковый клавишный-пневматический[1] духовой музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струей воздуха, который накачивается ножными педалями, при нажатии клавиши и открытии клапана.

[58] "Выпускники Черниговского духовного училища 1888 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/chernigovdu.html

[59] "Выпускники Черниговской духовной семинарии 1894 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/chernigsem.html

[60] "Выпускники Киевской духовной академии 1914 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kievda.html

[61]Холм — историческое русское название города Хелм, в настоящее время находится на территории Польши.

[62] Впоследствии это будет предъявлено о. Роману Медведю следователем НКВД как контрреволюционная деятельность, прозвучит обвинение в том, что он индивидуально исповедовал матросов и тем самым подрывал их веру в «правду» революции. На самом же деле о. Романа допустили исповедовать только после суда, когда приговор был вынесен, и на обстоятельства дела он уже влиять не мог. К тому же о. Роман сделал все, чтобы не были наказаны невиновные и чтобы не умножалась болезненная подозрительность.

[63] Матросы, специально откомандированные, помогали о.Роману во время службы.

[64] Город на севере Карелии

[65] Екатеринослав – ныне Днепропетровск на Украине. Недавно переименован в Днепр.

[66] Нике́я (греч. Νίκαια) — древний и средневековый город в Малой Азии на месте современного турецкого города Изник.

Город был расположен на берегу озера Изник, что близ Мраморного моря (между проливами Босфор и Дарданеллы), а с суши ограничен высокими холмами, что создавало наилучшие условия для обороны города во время осады. Стены высотой около 10 м, вырытый перед стеной глубокий ров и около 100 крепостных башен обеспечивали надежную оборону.

[67] СардикилиСердика– римское название современной Софии, столицы Болгарии. В VIII веке до н. э. на месте существовавшей здесь ранее неолитовой стоянки возник фракийский город. Захватившие его в I веке нашей эры римляне дали ему название Сердика по имени населявшего эту местность фракийского племени. В I—IV веках Сердика — столица римской провинции Фракия. Он был любимым городом императора Константина I Великого (306—337 годы) Императорский двор долгие годы находился здесь и отсюда управлял империей. История сохранила слова императора: «Сердика — это мой Рим», сначала он хотел устроить здесь столицу Римской империи — «Новый Рим», но стратегическое место Византий всё-таки победило. В результате религиозной реформы императора Константина I Сердика становится и местом пребывания епископа. Здесь в 343 году в соборе св. Софии состоялся Сердикийский собор, которой церковь рассматривает и как продолжение I Никейского собора. В 357 году римский историк Аммиан Марцеллин определил город как «большой и неприступный». В 809 году его занимают болгары, давшие городу название Средец. СXII века город начинают называть Софией по имени главного собора – Святой Софии, Премудрости Божией. С XIV века это название закреплено официально.

[68] Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. 1. М., 1880. С. 282

[69] Сократ Схоластик. Церковная история

[70] Цыпин Владислав, протоиерей. Церковное право

[71] Ныне – Срем (серб. Срем, хорв. Srijem, венг. Szerémség) — плодородный участок Среднедунайской низменности между реками Дунай и Сава, лежащий частью в Хорватии (Вуковарско-Сремская жупания), а большей частью — в Сербии (Сремский округ). Главным городом был Сирмиум – ныне Сремска-Митровица в сербском крае Воеводина.

[72] Греко-русская транскрипция имени, ибо по латыни оно звучало и звучит. как Либерий или даже Либериус.

[73] Вя́тичи — восточнославянский племенной союз, населявший в VIII—XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей)[1][2]. Оставались язычниками очень долгое время, дольше других.

[74] Вероятно, Анубис…

[75] Карательный отряд, выступивший на подавление сопротивления, почти весь состоял из латышей. Возглавлял его некий Гарин, выходец из дворян Нижегородской губернии.

[76] Убийство произошло близко по времени с убийством сщмч. Михаила Воскресенского и 27 крестьян соседнего села (та же карательная группа), случившимся в понедельник, 9 сентября. Ближайшие воскресенья приходятся на 8 и 15 сентября.

[77] Возможно, в 1882 году. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика.

[78] Храм во имя Святой Параскевы был построен в деревне Кайгородской в 1860-х годах, после чего она получила статус села.

[79] Получил статус города в 1919 году

[80] Григорий (Яцковский Гавриил; 1866—1932), архиепископ. Епископ (1908). С 1917 г. епископ Екатеринбургский. Архиепископ (1922). Организатор раскола (дек. 1925), названного по его имени «григорианским». Запрещен в священнослужении митрополитом Сергием (Страгородским). Именовал себя «Блаженнейшим митрополитом». Умер вне общения с РПЦ

[81] Использованы материалы: Кривощеков И. Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии с общим историко-экономическим очерком, приложением карты уезда в границах по административному делению России в 1734 году. Пермь, 1910.
Мурзинская волость Верхотурского уезда. Контрреволюционная агитация // Уральский рабочий. 1918. 14 июля (№ 137).
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.
ГАСО. Ф. 612. Оп.2.Д. 10; Помянник 1919 года. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д.16854.
Воспоминания И. П. Денисовой, дочери священномученика Павла Фокина.
Воспоминания В. Н. Фокина, внука священномученика Павла Фокина.
Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1912. № 13, 51.
Уральская жизнь. 1918. 20 окт. (№ 190), 22 окт. (№ 191).
Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 16-18.
Пермские епархиальные ведомости. 1899. № 14.

[82] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территорию нынешних Архангельской и Вологодской областей, а также республики Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделенную на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.

[83] Рязанские епархиальные ведомости, 1902 год, № 13 - 14

[84] Сборник Рязанского губернского статистического комитета, Рязань, 1900, с. 293; Сборник РГСК, Рязань, 1902, с. 30; РЕВ за 1904, №№ 11, 14

[85] Цицеров Александр Михайлович, страница сайта храма свт. Николая Патриаршего Подворья: http://nikchram.ru/index/cicerov_aleksandr_mikhajlovich/0-38

[86] Повязки на лбу и руках с цитатами из Писания.

[87] Ехидна, Эхидна (др.-греч. Ἔχιδνα, буквально «гадюка»), напомню, в греческой мифологии – мифическое существо, представляющее из себя змею с человеческой головой. Как бы иудеи ни гнушались язычниками, но с распространением после завоеваний Александра Македонского греческой культуры, а особенно – после римского завоевания, греко-римское влияние теперь было повсюду. В славянском Евангелии это слово стало обозначать просто ядовитую змею, однако оригинальное значение все же знать полезно…

[88] Декаполис (греч.: deka, десять; polis, город; в славянском и русском переводе Библии — Десятиградие) — группа из десяти античных городов восточнее Иорданской долины, с юго-западного плато Голанских высот до современного Аммана. Города не образовывали союз и не были политическим объединением, но являлись группой на базе языка, культуры, расположения и политического статуса. Города Декаполиса являлись центрами греческой и римской культуры на фоне оригинальной семитской (набатейской, арамейской, иудейской). Каждый город имел определенную степень автономии и самоуправление. Имена этих городов: Дамаск, столица современной Сирии. Дамаск был значительно севернее других городов и, по мнению некоторых, являлся «почетным членом».

Филадельфия (Равва Аммонитская), современный Амман, столица Иордании. Рафана (Абила) на территории современной Иордании. Скифополь, современный Бейт-Шеан, на территории Израиля. Гадара, на территории современной Иордании. Гиппос, на территории современного Израиля. Дион, на территории современной Иордании. Пелла, на территории современной Иордании. Гераса, современный Джараш, Иордания. Каната, на территории современной Сирии.

[89] Ктесифон (греч. Κτησιφῶν (Ktēsiphōn), пехл. Tyspwn, перс. تیسفون‎ (Tisfun), араб. قطيسفون‎ (Qaṭaysfūn), арм. Տիզբոն (Tizbon[1])) — один из крупнейших городов поздней античности, располагался примерно в 32 км от современного Багдада ниже по течению Тигра и занимал площадь 30 км². Во II—VII вв. Ктесифон служил столицей Парфянского царства, а затем — царства Сасанидов (то есть, Персидского царства).

[90] То есть, принял зороастризм – древнюю персидскую религию, исповедующую божество – Ахура Мазду и всевозможных духов, а также культ священного огня.

[91] Напомню, монофизитство – ересь, исповедующая во Христе лишь одно Божественное естество вместо двух: Божественного и человеческого.

[92] Волы́нь (укр. Волинь, польск. Wołyń) — историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

[93] Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». М. Фасмер связывает вершок со значением «верхняя фаланга указательного пальца»[1]. В. Г. Лебединская полагает, что развитие значения слова шло от значения «верхушка» к значению «небольшой излишек, который появился сверху в процессе насыпания зерна» и далее как «мера длины»[2]. С учётом современного соотношения между метрическими и английскими единицами для вершка следует[5]:

1 вершок = 4,445 см = 44,45 мм. Таким образом, указанные в тексте 6 и 5 вершков – это 26,67 и 22,225 см., соответственно.

[94] Гали́ция (также Галичина́[1][2][3]) (укр. Галичина, польск. Galicja, нем. Galizien) — историческая область в Восточной Европе, примерно соответствует территории современных Ивано-Франковской, Львовской и большей части Тернопольской (кроме северных районов) областей Украины (без Закарпатья) и югу Подкарпатского воеводства Польши (Перемышльская земля).

[95] То есть, жертвователь, «спонсор», как мы бы сказали.

[96] В миру Никитин Леонтий, родился в 1872 году в Ядринском уезде Казанской губернии в чувашской крестьянской семье.

В 1895 поступил послушником в Черемисский Михаило-Архангельский монастырь.

В августа 1902 года пострижен в монашество.

В октябре 1907 года рукоположен в сан иеродиакона.

В феврале 1908 года переведен в Зилантов Успенский монастырь.

22 марта / 4 апреля 1909 года рукоположен в сан иеромонаха.

С апреля 1909 года - временно исполняющий обязанности казначея. Духовная консистория указом от 18.09 (1.10).1909г. за N13299 назначает иеромонаха Лаврентия заведующим Аштавай-Нырскою Николаевской черемисскою общиной (монастырем), но он отказывается от назначения, опасаясь, что по немощи своей не сумеет достойно управлять общиной. Оставшись в Зилантовом монастыре, он был утвержден в должности казначея, каковую исполнял с 1 / 14 февраля 1910 года до кончины.

[97] В миру Кузьмин Семен, родился в 1870 году в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии в семье чувашей-крестьян.

Окончил курс сельской школы.

Овдовев, 25 марта / 7 апреля 1903 года поступил в Черемисский Михаило-Архангельский монастырь Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, 20 декабря 1904 (это было бы 2 января 1905) года зачислен послушником.

7 / 20 апреля 1907 года принял монашество с именем Серафим.

20 июля / 2 августа 1910 года рукоположен в сан иеродиакона.

В 1913 году рукоположен в сан иеромонаха.

В 1914 г. был призван на военную службу и исполнял обязанности пастыря при полевом подвижном госпитале. О.Серафим всей душой отдавался заботам военного пастыря, стремясь утешить страждущих, ободрить словом надежды раненных, отсечь последние сомнения и исповедовать умирающих.

По возвращении с фронта в 1916 г. назначен исполняющим обязанности ризничего того же монастыря.

В июле 1918 года переведен в Зилантов Успенский монастырь.

[98] В миру Федор Александров, родился в 1864 году в семье крестьян Казанской губернии.

В 1904 году поступил послушником в Зилантов Успенский монастырь.

В августе 1910 года был пострижен в монашество архимандритом Сергием (Зайцевым).

24 декабря того же (6 января 1911) года был рукоположен в иеродиакона архимандритом Сергием.

[99] В миру Карягин Лаврентий, родился в 1870 году в Ядринском уезде Казанской губернии в семье чувашей-крестьян.

В 1901 году поступил послушником в Раифский монастырь.

С февраля 1907 года - послушник Свияжской Макарьевской пустыни.

В июне 1909 года прибыл в Казанский Успенский Зилантов монастырь.

20 декабря 1909 (2 января 1910) года был пострижен в монашество архимандритом Сергием (Зайцевым).

[100] Родился в 1880 году в Казанской губернии, чуваш.

Поступил послушником в Макарьевский монастырь Казанской губернии.

9 / 22 октября 1909 г. перемещен в Зилантов Успенский монастырь

[101] О нем указывается лишь то, что он исполнял обязанности псаломщика.

[102] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территорию нынешних Архангельской и Вологодской областей, а также республики Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделенную на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.

[103] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[104] Напомню, что проскомидия (в переводе – «приношение») – это первая часть литургии, когда священник готовит Агнец – куб, вырезаемый из специальной просфоры. Также одна просфора посвящена Божией Матери. Далее вынимаются частицы в честь Небесных Сил, всех святых, а также о верующих – живых и усопших.

[105] Кори́нф[2], (др.-греч. Ϙόρινθος, греч. Κόρινθος, Коринтос[3]) — древнегреческий полис и со<

Наши рекомендации