День памяти 4 /17 сентября, Собор Новомучеников и исповедников Российских.
Родилась в 1874 году. О жизни ее мы знаем совсем мало. Известно, что 17 сентября 1943 года она приняла мученическую кончину, пострадав за Христа от рук богоборческой власти. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года мученица Елена была причислена к лику святых.
События дня.
Всенощное бдение.
Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе. За прошедшую седмицу весь двор храма, включая хозяйственный, был заново заасфальтирован. Также продолжается ремонт и покраска стен храма, готовится также покраска стен барабана купола и главы над алтарной апсидой. В храме служил о.Николай Ларионов, чин полиелея возглавлял о.Евгений Кузнецов в сослужении о.Николая Ларионова и о.Антония Новицкого. Пели оба штатных хоров собора, а также хор воспитанников регентско-псаломщических курсов. Последние, как и в пошлый раз. читали все, что должно читаться на службе. При этом три хора антифонно, то есть, попеременно, пели не только стихиры, но и первый и второй антифоны на Великой вечерне всенощного бдения (103 псалом и 1 кафизму (в книгах пишется «кафизма вся», но на практике для краткости поются только первые и последние строки первых трех псалмов кафизмы)…). Воскресный антифон на полиелее целиком пел верхний хор… Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[307] пело духовенство в алтаре. Интересно, что воскресная служба была совмещена не с полиелейной службой святителю Иоасафу Белгородскому, например, а со службой святым князьям Петру и Февронии, чья дата не предусматривает какого-либо торжественного служения.
Евангелие на бдении (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба.
3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.
5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?
6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.
10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.
11И показались им слова их пустыми, и не поверили им.
12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
Каноны читались тем же порядком, как и в прошлый раз (Воскресению, Кресту Христову и Воскресению, Божией Матери и святым Петру и Февронии).
Об архиерейском служении в сам день ничего не было сказано, однако замечу, что появилось расписание на следующую седмицу, где обозначено время начала литургии 21 сентября – 10.00 – обычное время начала патриаршего богослужения….
Литургия.
В сам день я также был в Свято-Успенском соборе на поздней литургии, которую совершал о.Николай Ларионов в сослужении о.Антония Новицкого. Пел верхний хор собора, а также хор воспитанников регентско-псаломщических курсов.
Чтения литургии. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; 2но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, 6потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в
смертной плоти нашей, 12так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.
16Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, 18когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
Нет более точного наименования для немощного человеческого тела, чем «глиняный сосуд». Ибо тело это, как и сей сосуд, чрезвычайно легко привести в негодность. Достаточно, казалось бы, пустяка, и тело это получило повреждение, так что подчас те, чей труд сопряжен с большим риском, учатся специальным техникам, как сократить этот риск. Но естественная немощь человека усугубляется склонностью его ко греху, делающей его рабом греха и духов, толкающих к нему. Посему немощь телесная усугубляется немощью духовной, так что без помощи Божией человек не может делать ничего доброго и лишь с помощью Господней делается способен к этому…
Евангелие (от Матфея): 1Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
4Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
5Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14ибо много званых, а мало избранных.
15Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; 17итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20И говорит им: чье это изображение и надпись?
21Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
22Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
23В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: 24Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; 25было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; 26подобно и второй, и третий, даже до седьмого; 27после же всех умерла и жена; 28итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
29Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, 30ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 32Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
33И, слыша, народ дивился учению Его.
34А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38сия есть первая и наибольшая заповедь; 39вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
После притчи о брачном пире, в которой Господь недвусмысленно намекал на фарисеев, обличая в богоотступничестве, те решили уловить его в словах, но это никак не удавалось. Ответ же Христа саддукеев произвел впечатление и на фарисейскую партию, так что некто из них, как замечает один из Евангелистов, даже воскликнул: «Учитель, ты хорошо сказал!» И тут снова некто из них искушал Его, спросив о том, какая же из заповедей больше других. А так как счет всевозможных правил и предписаний в Законе Моисеевом идет на сотни, то вопрос представлялся довольно затруднительным, на что и рассчитывал спрашивающий. Но Господь отвечает им достаточно известными им словами. Первая фраза – отрывок из 6 Главы Второзакония: «4Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». Евангелие от Марка подчеркивает, что Господь прямо цитирует эту фразу из этой книги Моисеевой. Вторая фраза – отрывок из 19 Главы книги Левит: «18Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». То, что эти слова были достаточно знакомым самим фарисеям, понятно по тому, что один из фарисеев в диалоге с Христом, сам цитирует эти заповеди. Так что неверно думают те, кто говорят и пишут, что Господь сказал этим нечто новое. Просто Господь напомнил об этих фразах и отметил, что в этих двух правилах можно заключить и все другие заповеди. Любящий Бога – не будет отступать от Него, произносить имя Его всуе или создавать себе на земле или на небе кумиров и поклоняться им, наконец, будет чтить и день седьмой и праздники Господни. Любящий же ближнего – не будет делать ему зла, а напротив – стремиться делать добро. Короче говоря, любящий Бога и человека – исполнил все заповеди. Итак. л- превыше всего, ибо сам Бог – есть любовь. К ней призываемся и мы, ибо без нее достижение совершенство, к которому мы призваны, невозможно….
По окончании службы проповедь говорил о.Антоний. Поздравив с воскресным днем, он сперва говорил о нынешнем Евангельском чтении. В это воскресение нам предлагается чтение, повествующее о том, как ко Христу приходит некий законник, как его назвал Евангелист, то есть, богослов иудейский. Он искушает Христа, испытывает Его на знание Закона. задавая вопрос о том, какая заповедь – больше. В законе же только предписаний разных насчитывается 365, по числу дней в году, а еще есть несколько сотен разных запретов, так что вопрос представлялся трудным. С этим расчетом он и задал вопрос, рассчитывая поставить Христа в затруднительное положение. Но Господь отвечает им кратко и емко: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь, вторая же – подобная ей – возлюби ближнего твоего, как самого себя…». И в ответ Господь задает им вопрос о Христе – чей Он сын. Те, зная из Писания о том, что Христос произойдет из рода царя Давида, ответили: «Давидов». Господь же в ответ спрашивает их – как же Он сын давида. когда Давид в 109 псалме называет Его Господом. Они, не принявшие Христа, как не принявшие Его слова о Себе, как о Сыне Божием, Единосущном Отцу, не могли ничего Ему на это ответить. Они не могли себе представить, что Бог мог воплотиться и прийти в мир, дабы спасти род человеческий. Этим Господь обличает их. Итак, мы начали говорить со слов Христа о любви. Воистину, как заповеди о любви есть выше всех заповедей, так сама любовь – превыше всего. Без нее невозможно спасение, а имеющее ее – исполнил все заповеди. И к ней призываемся и мы. Тем более, интересно, что в этот день мы празднуем еще один праздник в честь благоверных князей Петра и Февронии Муромских, учрежденный сравнительно недавно. Они, сочетавшись браком, прожили в нем в любви и согласии, дав пример подлинной брачной жизни, став, таким образом, покровителями брака. Поистине, совпадение это знаменательно. Правда, к несчастью, очень часто люди, сочетавшись браком, потом разводятся, находя кучу причин. Из них самая нелепая – «не сошлись характерами». Но в браке сочетаются два совершенно чужих друг другу человека, с разными характерами, разным интеллектом, привычками, а потому каждому-то из них, если они хотят жить в согласии, придется в чем-то уступать. Только при наличии любви и взаимного смирения можно сохранить брак. Итак, да стремимся к этой любви.
После этого вышедший о.Николай сказал, что в 12.00 в строящемся храме святых благоверных князей Петра и Февронии состоится молебен. Также он напомнил о предстоящем 21 сентября – в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, патриаршем богослужении. Служба начнется не ровно в 10.00, а в 9.30….
На молебне, к несчастью, мне побывать не удалось, а потому о нем рассказать я не смогу….
Воскресенье, Сентября 17 2017 |
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/5377-bozhestvennuyu-liturgiyu-v-kafedralnom-svyato-voznesenskom-sobore-goroda-gelendzhika |