Святитель Митрофан Воронежский, чудотворец
Дни памяти: 19 Июля / 1 Августа, 7 / 20 Августа (Обретение мощей), 4 / 17 Сентября (Второе обретение мощей), 23 Ноября / 6 Декабря (Преставление).
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 / 19 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.
Святитель Митрофан Воронежский |
Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о поставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Подвижник был, несмотря на нежелание, возведен в игумены Яхромской обители.
Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон. Позднее он давал обет окончить свою жизнь именно здесь и тут же желал быть погребенным.
Святитель Митрофан Воронежский |
Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 / 15 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким. Ранее Воронеж находился в составе Рязанской епархии, огромной по размерам, так что связь правящему архиерею с окраинами держать было трудно, а потому подчас там творился полнейший беспорядок, тем более, что именно туда, на окраину ссылались провинившиеся священники и монахи. Такой землей и была Воронежская епархия. Местные клирики и монахи настолько привыкли к вольнице, что часто устраивали настоящие бунты. Другим фактором было сильное влияние на те же монастыри светских лиц, казаков и других, нравы которых подчас действовали разлагающе. С этими негативными явлениями и надлежало бороться новому архиерею.
Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.
Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I.
Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Этим же вечером царь услышал звон колоколов, а зная, что в этот день нет особенных праздников, то решил узнать, на что ему ответили, что коли епископу Митрофану надлежит умереть, то он и решил отслужить перед смертью всенощное бдение. Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.
Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой
Благовещенский кафедральный собор в Воронеже сегодня |
молитвой — молитва об умерших.
Святитель Митрофан Воронежский |
Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь». В августе 1703 года святитель Митрофан заболел и, чувствуя, что болезнь его смертельная, начал готовиться к кончине. Он несколько раз принял таинство елеосвящения (соборование)[277], усилил свои заботы о нуждающихся, посылал щедрую милостыню в тюрьмы, помогал ссыльным и иноземцам, прощал оброки. Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины (10 / 23 августа 1703 года) святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».
С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 / 20 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.
В 1929 году собор и монастырь постигла участь многих храмов и обителей. Вначале власти запретили проведение в нем богослужений, а позже храм был окончательно закрыт, а мощи святителя были увезены в местный краеведческий музей. В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, а в 50 годы XX века – окончательно снесен, а на его месте возведен один из корпусов Воронежского государственного университета. 17 сентября 1989 года мощи святителя Митрофана были торжественно возвращены Церкви и переданы из краеведческого музея в Покровский собор Воронежа, где пребывали до 2009 года, когда они были переданы в Новый Благовещенский собор. В церковном календаре эта дата значится как второе обретение мощей В 1998 году решено было построить собор на новом месте и в том же году строительство было начато (новый собор не имеет сходства с предыдущим, а напоминает утраченный Владимирский собор Воронежа). В 2004 году в соборе была совершена первая литургия. 3 ноября 2009 года, накануне празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, в верхнем храме Благовещенского кафедрального собора прошла первая служба — всенощное бдение. Службу возглавлял митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Начиная с 4 ноября богослужения в Благовещенском кафедральном соборе Воронежской и Борисоглебской епархии совершаются ежедневно. Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года. По этому случаю 5 и 6 декабря в Воронеже проходили масштабные торжества, в которых приняло участие большое количество горожан и гостей города.
5 декабря состоялся крестный ход — из Покровского собора в Благовещенский перенесли святые мощи святителя Митрофана Воронежского, святителя Тихона Задонского и священномученика Петра, архиепископа Воронежского. После этого в новом храме состоялось праздничное Всенощное бдение.
6 декабря, в день памяти святителя Митрофана, состоялось официальное открытие Благовещенского собора. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий отслужил здесь праздничную Божественную литургию.
В дни торжеств рядом с собором была организована полевая кухня, где всех желающих угощали гречневой кашей с рыбой и горячим чаем.
По разным оценкам в ходе мероприятий, приуроченных к открытию собора, приняло участие до 10 тысяч человек.
18 сентября 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского кафедрального собора.