Священномученик стефан ермолин
Память 2 / 15 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 22 мая / 4 июня 1891 года в селе Часово Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Сыктывдинский район республики Коми), в крестьянской семье. С малых лет был занят в крестьянском хозяйстве. Окончил начальную школу.
По неподтвержденным данным известно, что Степан участвовал в Первой мировой войне. В 1919-1922 годах служил в Красной армии, был командиром взвода, помощником командира роты. После демобилизации вернулся к крестьянскому труду.
В 1926 году был рукоположен во священника. В середине 30-х годов был священником Крестовоздвиженской церкви в местечке Нижний Конец Сыктывкара, ранее приписной к Усть-Сысольскому Троицкому собору.
В 1936 году по анонимному доносу был привлечен к ответственности органами НКВД за «спекуляцию церковными ценностями», но вскоре был оправдан. Зная о негласной слежке за ним, поддерживал теплые отношения со ссыльным духовенством, в том числе с епископом Вязниковским Германом (Ряшенцевым).
24 февраля 1937 года арестован в Сыктывкаре вместе с группой ссыльных священнослужителей по сфабрикованному групповому делу «Священной дружины». Всего по этому делу проходило 13 человек. 13 сентября 1937 года приговорен к расстрелу тройкой при УНКВД Коми АССР по статье 58.10, 11 УК РСФСР.
Расстрелян 15 сентября 1937 года в Сыктывкаре.
31 марта 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Коми АССР по 1937 году репрессий.
Канонизирован определением Священного Синода от 6 октября 2001 года.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...c**
- Жизнеописание на сайте Казанского храма г. Сыктывкара
- http://sobor.ucoz.ru/publ/7-1-0-14
МУЧЕНИК ПАВЕЛ ЕЛЬКИН
Память 2 / 15 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 23 июня / 6 июля 1876 года в селе Шошка Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, в крестьянской семье. Семья Елькиных была многочисленной, поэтому мальчика к себе на воспитание взял дед, проживавший в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар, столица Республики Коми).
Павел окончил приходскую школу, получил навыки кузнеца и слесаря. До революции работал в Петербурге на трубочном заводе.
С воодушевлением встретил известие о революции и свержении царского режима, стал одним из активных участников установления Советской власти в Коми крае. С 1918 года - член ВКП(б), красный партизан. Но уже в конце 20-х отошел от дел.
Жил Павел со своей семьей в местечке Кочпон, возле храма, был рабочим Сыктывкарского лесозавода. В 30-е годы в Сыктывкар жизнь прибила многих незаурядных людей. Пристанищем был храм, где находили свой приют и молились архиереи, священнослужители. Знакомство с ними перевернула жизнь коммуниста Елькина. Не последнюю роль сыграла и жена, исполнявшая в одно время обязанности старосты храма. Личное знакомство и дружеские отношения с епископом Германом (Ряшенцевым) также повлияли на веру бывшего коммуниста. Павел был в тесных отношениях с владыкой.
В 1929 г. он был исключен из партии "за связь со служителями культа, активный церковник".
Его также как и епископа Германа арестовали 24 февраля 1937 года. "При аресте отобрана троцкистская литература, буржуазно-националистическая литература на коми языке". Обвинялся в "участии в к/р церковной группе фашистского толка "Священная дружина" во главе с епископом Германом (Ряшенцевым)".
На время содержания в Сыктывкарской тюрьме «страдал пороком сердца, расширением легких». Осужден Тройкой при УНКВД Коми АССР по статье 58.10 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 15 сентября 1937 года в окрестностях Сыктывкара.
31 марта 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Коми АССР по 1937 году репрессий.
Канонизирован 12 марта 2002 года решением Священного Синода.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZ...p**
- Жизнеописание на сайте Казанского храма г. Сыктывкара
- http://sobor.ucoz.ru/publ/7-1-0-13
О дне сем.
Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 3Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
8Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Здесь апостол изливает всю свою боль, как духовный наставник, отвечающий пред Богом за судьбу своих духовных чад. Галаты (ученые считают этот древний народ потомками… кельтов, попавших каким-то образом из Европы), бывшие язычники, теперь познавшие Бога, теперь вдруг оказываются в сетях иудейских проповедников или иудействующих псевдохристиан. Вместо доверия Богу они порабощают себя уже отжившим обычаям и ритуалам Закона Моисеева, уже не имеющимдля христиан никакого смысла…
Евангелие от (Марка): 1Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.
2Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
3Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
4Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.
5И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 6И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
7И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
8И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
10И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.
11И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
12Они пошли и проповедовали покаяние; 13изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
14Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,- 22дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 23и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
30И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
31Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
32И отправились в пустынное место в лодке одни.
33Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.
34Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
35И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много,- 36отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.
37Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?
38Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.
39Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.
40И сели рядами, по сто и по пятидесяти.
41Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
42И ели все, и насытились.
43И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.
44Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
45И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
46И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
47Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
48И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
49Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
50Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, 52ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
53И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу. 54Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его, 55обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.
56И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.
Господь являет свою власть над стихиями и законами природы, сперва идя по воде, а потом – укрощая бурю. Ученики, подобно народу, тоже в массе остались глухи к чуду насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек, а потому оба этих чуда для них были чем-то новым. Один из Евангелистов также здесь приводит сцену того, как Петр пытается идти по воде, но проявляет сомнение и… едва не тонет, но Господь спасает его, укоряя в маловерии. Но вера всех их была тогда еще слаба и нуждалась в укреплении. Крепость она обретет после Пятидесятницы, после схождения на них Духа Божия. Что ни говори, сила нашей веры вряд ли отличается от веры учеников Христа в тот период, а потому этот отрывок и читается столько раз в год в изложении всех четырех Евангелистов… Господи, укрепи веру нашу!
Суббота 16 сентября.
И снова при отсутствии крупных праздников, памятных дат, приходящихся на этот день, исключительно много. Так, в этот день чтится память святителя Иоанникия, патриарха Сербского. Его житие я уже приводил в подборке статей за 12 сентября, когда чтилась память Собора Сербских святителей, а потому не буду повторяться. Также, в этот день отмеается память преподобного Феоктиста, спостника преподобного Евфимия Великого. Как повествует житие преподобного Евфимия, когда преподобный Евфимий удалился в Палестину и там поселился в пустыне близ Фаранской Лавры, где и встретил святого Феоктиста, подвизавшегося здесь. Живя в уединенной келье и свободный от всех забот, кроме угождения Богу постами и молитвами, преподобный Евфимий плел корзины из пальмовых листьев, чтобы никого не обременять заботой о себе. В это время между преподобным Евфимием и подвизавшимся поблизости другим отшельником, преподобным Феоктистом (память 3 / 16 сентября), возникла столь глубокая духовная близость, что у них все стало общим – мысли и образ жизни, словно они были одной душой в двух телах. Однако преподобный Евфимий превосходил преподобного Феоктиста кротостью и смирением, поэтому Господь сделал более явной Свою милость к нему и во всем даровал ему первенство.
Оба подвижника каждый год уходили на весь Великий пост в Кутилийскую пустыню близ Мертвого моря. Однажды Господь привел их к замечательной пещере, находившейся на склоне утеса. Они тотчас сделали ее своим жилищем и превратили в церковь Божию, освятив молитвами и песнопениями. Там они прожили некоторое время в полной безвестности, питаясь только произраставшими вокруг дикими травами. Далее же приведу описание других праздников дня.
Вскоре близ их начали селиться и другие жаждущие подвижнической жизни и возник монастырь, во главе которого и был поставлен Феоктист, а преподобный Евфимий удалился в Руфскую пустыню, поселившись в пещере. Но и там селились желающие жить под его руководством. Так образовывались новые монастыри. Преподобный же Феоктист подвизался, как игумен основанного им монастыря, до своей кончины. Он скончался и был погребен на руках своего друга – преподобного Евфимия, вернувшегося в монастырь. Еще стоит отметить
чтимую в этот день праведную Фиву, диакониссу[255], о которой пишется лишь то, что она упоминается в послании апостола Павла к Римлянам в (16, 1 - 2). О других праздниках речь пойдет ниже.