Память 2 / 15 сентября, в Соборах Новомучеников и исповедников Российских и Вологодских святых

В миру Лебедев Василий Павлович, родился в 1873 году в селе Старухино Беланинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика. В семье было восемь детей (среди его братьев - буд. иером. Арсений (Лебедев)). Отец, Павел Михайлович Лебедев, умер, когда Василию было всего семь лет, а старшему ребенку исполнилось четырнадцать. Мать, Аграфена Ивановна, осталась без средств к существованию. Василий с ранних лет познал, что такое нужда и горе.

В 1884 году окончил Боровичское духовное училище, куда был зачислен на казенный счет по крайней бедности семьи. Мать не имела матери­альной возможности помогать сыну, казенное содержание не всегда было достаточным, и здесь будущему священноиноку поневоле пришлось сурово поститься по сравнению со своими более обеспеченными товарищами. Утром перед занятиями ему зачастую приходилось ограничиваться куском хлеба и чашкой холодной воды и после этой скромной трапезы садиться за уроки. Эти обстоятельства не пробудили в его сердце зависти, но приучили к воздержанию, закалили волю и воспитали в нем чувство милосердия и сострадательность к людям.

Память 2 / 15 сентября, в Соборах Новомучеников и исповедников Российских и Вологодских святых - student2.ru
Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии

В 1894 году окончил Новгородскую духовную семинарию. Большое влияние на семинариста оказал преподаватель по истории раскола, священник Дмитрий Сперовский, который, когда Василий учился в 5 классе, принял монашеский постриг. Все свободные часы Василий отдавал изучению старопечатной литературы. На выпускном экзамене его, как выдающегося ученика, в течение сорока пяти минут экзаменовал архиепископ Феогност (Лебедев), который нашел успехи Василия в области знания раскола настолько значительными, что благословил отправить его на лето в Москву к архимандриту Павлу (Прусскому), настоятелю Никольского единоверческого монастыря, с целью подготовки Василия к миссионерской деятельности. По возвращении в Новгород он сразу был назначен на должность помощника епархиального миссионера. В его ведении находились три уезда Новгородской губернии - Крестецкий, Валдайский и Демянский.

1/ 14 апреля 1895 году принял монашеский постриг с наречением имени Варсонофий в Сретенской церкви Антониева монастыря (на территории которого находилась семинария), 9 / 22 апреля там же рукоположен в сан иеродиакона, а 30 апреля / 13 мая[242] - во иеромонаха.

О.Варсонофия зачислили в братию Антониева монастыря, но свой монашеский подвиг он нес не столько в келье, сколько в гуще народа.

Епархиальный миссионер

В том же 1895 года был назначен помощником на должность епархиального миссионера, а в 1896 году - епархиальным миссионером-проповедником Новгородской епархии.

Участвовал во Всероссийских миссионерских съездах: в Казани (1897), Киеве (1908), Петербурге (1912).

В 1908 г. в Новгороде были учреждены религиозно-нравственные чтения, которые стали проводиться регулярно в течение всего года два раза в месяц по воскресеньям, во время Великого поста - каждое воскресенье. Чтение состояло из двух бесед. Частыми участниками религиозно-нрав­ст­вен­ных чтений были епископ Тихвинский Андроник (Никольский), иеро­монах Петр (Зверев) и епархиальный миссионер иеромонах Варсонофий

В 1909 г. был приглашен в Москву старообрядцами на 1 Поморский съезд. Результатом его многолетних миссионерских трудов был переход многих старообрядцев к единоверию.

10 / 23 февраля 1909 синодальным указом был утвержден в должности епархиального миссионера-проповед­ни­ка с возведением в сан архимандрита.

С 1911 года стал наместником Казанского Спасо-Преображенского монастыря.

Благодаря усердным трудам архимандрита Варсонофия миссионерское дело в Новгородской епархии настолько расширилось, что потребовало постоянно действующих миссионерских курсов. В 1912 году такие курсы были проведены в Валдайском Иверском монастыре для духовенства Валдайско­го, Демян­ского и Крестецкого уездов, в городах – Новгороде, Тихвине, Бо­ро­ви­чах и Череповце, на станции Малая Вишера. На курсы часть священников вызывалась в обязательном порядке, невызванные священнослужители, а также миряне могли участвовать в занятиях по своему желанию. В программу курсов входили сектоведение, расколоведение, теория и практика живой проповеди.

4 / 17 сентября 1912 года в Новгородской епархии состоялся первый миссионерский съезд, и с этого времени такие съезды стали для епархии постоянным явлением.

Архимандрит Варсонофий был строителем многих единоверческих храмов, где после освещения совершал богослужение по древним книгам, что явилось действенной проповедью и призывом к старообрядцам присоединиться к православию.

О.Варсонофий явился одним из главных устроителей новой обители с необычным названием "Забудущие родители", как назывался скит на древнем кладбище в 30 верстах (32,004 км.) от Старухинского погоста в Боровичском уезде. Лесной скит впоследствии был преобразован в монастырь. В число насельников вошел младший брат о.Варсонофия - Арсений (Лебедев) (+ 1937).

Вот как описывает миссионерские труды и личность отца Варсонофия один из его современников:

«К обращению уклоняющихся от спасительного пути были направлены его труды. С этой же целью он стремился и к расширению своего миссионерского опыта участием в миссионерских всероссийских съездах: Казанском в 1897 году, Киевском в 1908 году и единоверческом Петроградском в 1912 году. Отец Варсонофий вынесенные отсюда познания ценил не как средство одолеть противника в споре, а как средство с бóльшим умением и сильнее влиять и на старообрядцев, изводя их из тьмы неведения, и на колеблющихся православных, укрепляя их в вере отцов. Во имя евангельского совета миссионерам быть мудрым, как змея, и простым, подобно голубю, отец Варсонофий поревновал и сумел попасть даже на первый поморский старообрядческий всероссийский собор в Москве в 1909 году и вынес оттуда много полезного для своего дела.

Если по своему душевному складу отец Варсонофий с самого начала деятельности был достаточно близок и понятен народу, среди которого жил и работал, то с течением времени эта близость увеличилась, он сроднился с народом, научившись ценить и понимать душу народную. Нужно было слышать его рассказы по возвращении из миссионерских поездок: это было точное воспроизведение жизни с ее характерными штрихами, даже обычный разговорный язык отца Варсонофия получил оттенок народной речи, а в случае нужды, например на беседах, он научился говорить подлинным языком своих слушателей и даже слушательниц. В этом понимании души народной и любви к ней кроется секрет возраставшего уважения к миссионеру даже среди врагов Церкви. Прекрасно изучив чин единоверческого служения, его напевы и произношение, отец Варсонофий побеждал врагов их собственным оружием, привлекая на эти служения многих поклонников старой веры. Он никогда не позволял себе, подобно некоторым, не в меру ретивым миссионерам, издеваться над народным невежеством, так как среди тьмы народной способен был видеть жгучий интерес к вопросам веры и человеческого спасения. Поэтому он относился к беседам и собеседникам всегда серьезно и выработал тот способ ведения бесед, который создавал в слушателях чувства не злорадного торжества у одних и оскорбления и обиды у других, а сокрушение о заблуждении братьев у одних, желание возвратить их к свету познания Христова и сознание своей неправоты или, по крайней мере, сомнения в своей правоте у других. Так велось дело у него в течение всех 22 лет его миссионерства».

В 1911 году состоялось Синодальное определение о бытии наместнику Казанского Спасского монастыря, архимандриту Варсонофию епископом Мамадышским, третьим викарием Казанской епархии. По личному ходатайству нареченного архимандрита назначение было отменено, и хиротония не состоялось.

Епископ Кирилловский

8 / 21 января 1917 года был хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Хиротонию возглавил архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), которому сослужили шесть архиереев.

До конца января владыка служил в храмах Новгорода, а потом уехал в Кириллов.

После революции епископ неустанно призывал народ к вере, к жизни в Церкви, звал народ, как детей, так и взрослых, учиться истинам веры в храме Божием, указывая на предосудительность изгнания Закона Божия из школ. Видя все ухудшающееся положение православных, он открыл в Кириллове Братство православных жен и мужей. Основные положения Братства были таковы: «Братство Кирилло-Белозерского монастыря имеет целью: поднятие религиозного духа и нравственности среди народа; сохранение чистоты веры православной; охрану православных церковных святынь и церковного имущества как достояния всего православно верующего народа, в частности, охрану местной святыни – Кирилло-Белозерского монастыря.

Для осуществления этих целей Братство устраивает религиозно-нравственные чтения и беседы; заботится о религиозно-нравственном обучении и воспитании подрастающего поколения; употребляет согласно духу Евангелия все меры морального воздействия для заступления гонимой Церкви Христовой; занимается делами благотворительности; наблюдает за сохранностью старинных храмов, икон, церковной утвари и принимает меры против их порчи и истребления; оказывает поддержку сродным по цели организациям; привлекает в число своих членов истинных сынов святой Православной Церкви путем распространения своих идей, в целях согласованности».

Память 2 / 15 сентября, в Соборах Новомучеников и исповедников Российских и Вологодских святых - student2.ru
Сщмч. Варсонофий Кирилловский

Мученическая кончина

14 сентября 1918 года был арестован красноармейцами по возвращении из поездки в Горицкий женский монастырь, где он осматривал местные древности. Причиной ареста послужила проповедь, произнесенная в Ильинской церкви Кирилловского уезда в день храмового праздника св.пророка Божия Илии.

Был расстрелян 15 сентября 1918 года на учебном стрельбище в предместье г.Кириллова, на 2-й версте по старой горицкой дороге у горы Золотухи, неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря. Вместе с владыкой были расстреляны священник Иоанн Иванов, игумения Ферапонтова монастыря Серафима (Сулимова) и четыре мирянина — Николай Бурлаков, Анатолий Барашков, Михаил Трубников и Филипп Марышев.

Перед казнью, до тех пор, пока владыка не закончил молитву, красноармейцы не могли его расстрелять. Он шёл на расстрел, раскрыв руки крестом, в него не попала ни одна пуля. Тогда палачи в ярости бросились на священномученика и закололи его штыками.

Тела мучеников положили в общую яму, которую заставили вырыть купцов-заложников. Дважды монахи Кирилло-Белозерского монастыря получали от властей разрешение выкопать тело владыки и перезахоронить его отдельно в своем монастыре, но красноармейцы выстрелами прерывали работы. Тела казненных так и остались лежать в одной яме на месте расстрела.

Собранные материалы расстрела были представлены в Комиссию по гонениям, созданную по решению Поместного Собора 1917-1918 гг. Обстоятельства ареста и расстрела обнаруживают удивительную картину неотступной веры и великодушного мужества, проявленных епископом Варсонофием и игуменией Серафимой.

Мощи и почитание

Гора Золотуха в годы советской власти была превращена в свалку костей забитого скота.

В 1960-х годах на месте их могилы был построен свинарник, затем устроен карьер.

17 декабря 1998 г. на месте расстрела мучеников был установлен крест.

Летом 2000 г. на Золотухе начались поиски останков мучеников с привлечением специалистов из отдела криминалистики Генеральной Прокуратуры; в следующем году работы продолжила экспедиция, возглавляемая игуменом Дамаскином (Орловским). Останки найдены не были.

Священномученик Варсонофий был прославлен как местночтимый святой Вологодской епархии в 1999 году, а на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года, вместе с пострадавшими с ним, причислен для общецерковного почитания к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Награды

  • наперсный крест (1902, за миссионерскую деятельность)
  • орден св.Анны II степени (1912)
  • орден св.Владимира IV степени (1916)

Сочинения

  • "Беседы с новгородскими сектантами-пашковцами-баптистами"

Литература

  • Протоиерей Валентин Парамонов, Александр Грошев, Анна М., инокиня Александра (Орлакова), Наталия Орлакова.
  • Новгородские епархиальные ведомости. 1895. № 9. С. 520-522; 1904. № 13. С. 93; 1909. № 8; № 14-15. С. 429; № 19. С. 541; 1911. № 12. С. 379; 1912. № 22. С. 779; № 38. С. 1314; 1914. № 1-2. С. 39-40; № 25. С. 818-819; 1917. № 1. С. 17-18, 24-25; № 4. С. 195-199; 1918. № 16, 20.
  • Прибавление к Церковным ведомостям. СПб., 1917. С. 45-47.
  • Газ. «София». 1993. № 8.
  • РГИА. Ф. 833, оп. 1, ед. хр. 26, л. 157-158.
  • ГАРФ. Ф. 550, оп. 1, д. 117, л. 5, 7-9.
  • ГАНО. Ф. 480, оп. 1, ед. хр. 4941, л. 1401-1402.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPqJk...CE*
  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5» Тверь. 2001. С. 209-230
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...775
  • Биография на сайте "Русское Православие" http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_5130
  • Житие: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4771.htm

Наши рекомендации