Память 31 августа / 13 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился в 1868 году в селе Черняево Дмитровского уезда Московской губернии в семье Василия Тимофеевича Смирнова, 47 лет прослужившего священником.
В 1883 году окончил Звенигородское духовное училище и несколько лет проживал вместе с родителями.
В апреле 1889 года поступил псаломщиком в Казанскую церковь в селе Котельники Московского уезда.
В ноябре 1910 года был перемещен на должность псаломщика во Влахернскую церковь в селе Влахернское-Кузьминки того же уезда.
18 / 31 марта 1912 года был рукоположен во диакона к этому храму.
В марте 1924 года был назначен в Николаевский храм в селе Аксиньино Звенигородского уезда.
21 сентября 1928 года был рукоположен в сан священника к Троицкому храму в селе Ершово Звенигородского района Московской области.
В 1932 году был переведен в Троицкий храм села Троицкое того же района.
В октябре 1937 года был арестован и через месяц расстрелян его родной брат, протоиерей Всеволод Смирнов, служивший в Успенской церкви в селе Дерменцево Волоколамского района Московской области.
Хозяйство отца Димитрия было обложено большим налогом, который с трудом удавалось заплатить. В 1937 году в связи с неуплатой очередного налога он был оштрафован, и поскольку штраф тоже не удалось заплатить, в феврале 1938 года у него было описано все имущество.
15 марта 1938 года следователи Звенигородского районного отделения НКВД вызвали на допрос несколько свидетелей, которые дали необходимые гонителям показания против отца Димитрия. Председатель колхоза в селе Троицком, в частности, сказал: "Как служитель культа, Смирнов разлагательски действует на колхоз. Так, в период весеннего сева, а также в уборочную и посевную кампанию он собирает в дни религиозных праздников в церкви колхозниц и колхозников, где ведет агитацию о том, что Бога надо бояться и любить, а колхозы нам все равно ничего хорошего не дают. В дни религиозных праздников колхозники на работу не идут, а идут в церковь, чем срывают колхозную работу и разлагают трудовую дисциплину. Летом 1937 года... все колхозники стали убедительно требовать, чтобы разрешили устроить молебствие о дожде. Несмотря на запрет со стороны сельсовета, молебен Смирновым был устроен тайно и все колхозники были в церкви и работа в колхозе не производилась весь день. В церкви он говорил: вот видите, дождя нет, все сохнет, это потому, что вы в своем колхозе забыли про Бога. Если будете забывать Бога и веру, то вы в своем колхозе умрете с голоду. 23 февраля 1938 года председатель сельсовета ходила описывать имущество у Смирнова за неуплату штрафа. В это время Смирнов сказал: берите, что хотите, мне теперь все равно, ведь советской власти грабить не привыкать".
22 марта священник был арестован и помещен в камеру предварительного заключения в городе Звенигороде, а потом переведен в Сретенскую тюрьму в Москве. На следующий день следователь допросил священника.
– С кем вы поддерживаете личную связь? – спросил он.
– Личные связи я поддерживаю с родным братом протоиереем Всеволодом Смирновым, ныне арестованным органами НКВД. Больше связи ни с кем не поддерживаю.
– Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности и высказывании террористических настроений против советской власти и руководителей партии, – и далее следователь начал зачитывать выдержки из показаний лжесвидетелей.
– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, – ответил отец Димитрий.
5 мая следователем были проведены три очных ставки между лжесвидетелями и священником Димитрием Смирновым. В его присутствии они подтвердили данные ранее показания.
– Признаете ли себя виновным в приведенных свидетелями фактах вашей контрреволюционной деятельности? – спросил следователь священника.
– Из всех приведенных фактов я подтверждаю только то, что я высказывал недовольство советской властью, поскольку она много налога берет со священников, а также что люди забыли Бога и веру, отчего и живут плохо, а также что я ходил по деревням и проводил молебны, возможно, что и говорил в отношении советской власти, сейчас не помню по своему старому возрасту... Что касается описи у меня имущества, то я говорил, что советская власть накладывает много налога, не по доходу… Что касается молебна о дожде, то я его служил и присутствующим на молебне говорил: вот видите, дождя нет, все сохнет, это потому, что вы, работая в колхозе, забыли про Бога, и если будете забывать про веру и Бога, то за хорошее будет хорошее, а за плохое – плохое.
5 мая 1938 года следствие было закончено. 9 августа 1938 года Особое совещание при НКВД приговорило отца Димитрия к ссылке в Казахстан сроком на пять лет.
Священник Димитрий Смирнов, очевидно еще находясь в Москве, умер 13 сентября 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 26 декабря 2003 года для общецерковного почитания.
Награды
- благословенная грамота от патриаржа Тихона (1920)
- двойной орарь (1924)
- наперсный крест (1937)
Использованные материалы
- Максим Максимов, свящ. Священномученик Димитрий (Смирнов) // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. Т. 2. - Тверь, 2005 год, стр. 182-184.
- http://www.fond.ru/userfiles/person/763/1295639670.pdf
О дне сем.
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.
18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
Если бы был дан закон, могущий животворить, то праведность была бы от Закона. Но Закон не животворил не потому что он был плох. Все, что дает Бог есть хорошо. Однако человек склонен ко греху и скорей любит нарушать правила, чем исполнять, притом, даже каясь в грехе, человек неизбежно творит его снова, усугубляя свою вину пред Богом. До Христа у человека не было возможности разорвать замкнутый круг, созданный живущим в человеке грехом и лишь Христос дал возможность спасения…
Евангелие (от Марка): 1Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.
2Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
3Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
4Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.
5И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 6И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
7И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
8И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
10И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.
11И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
12Они пошли и проповедовали покаяние; 13изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и
Исцеляли.
14Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,- 22дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 23и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
30И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
31Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
32И отправились в пустынное место в лодке одни.
Господь посылает своих учеников из числа 12 на проповедь. В Евангелии от Матфея беседа Христа с ними приводится подробно. Здесь приводятся лишь слова о том, что Господь призывает их, идя на проповедь, надеяться не на себя, но на Бога. Это выражается в призыве ничего не брать в дорогу – ни запасов пищи, ни одежды. Любой из нас, отправляясь в такую дорогу, все это взял с собой. Однако Господь призывает не надеяться на себя, а доверять Богу, заботящемуся о человеке. Бог знает о нуждах человека, прежде чем он попросит о чем-то и лучше знает – что дать ему. Позже ученики признают, что отправившись на проповедь налегке, они ни в чем не имели нужду. Но главное, в Евангелии от Матфея приводятся слова, опущенные здесь – Господь требует, чтобы ученики ничего не требовали за проповедь и исцеления, совершаемые силой Божией: «что даром получили, даром и отдавайте». А в других Евангелия приводится и то, что Господь требует, чтобы они еще и говорили: «и прах, приставший к нам от вашего города, отрясаем вам, однако же знайте, что приблизилось к вам Царство Божие». То есть, ученики должны были подчеркивать, что им от местного населения ничего не надо, кроме их веры. Впрочем, желающие пожертвовать жертвовали, а потому ученики не терпели нужды, ведь Бог знает нужду человека и заботится о нем. Что же это означает для нас? Не должны ли мы сидеть и ждать, пока Бог сам нам все даст? Нет. Святитель Иоанн Златоуст жестко критикует это. Бог не призывает к этому, однако призывает не придавать излишнее значение своим умствованиям, а дать место попечению Божию о человеке. Впрочем, все это не имеет смысла без ключевой для этой темы фразы : «…Ищите же прежде Царства Божия и правды его и все прочее приложится вам…». Все это справедливо для человека, который все силы прилагает к спасению своей души и трудясь, принимает те плоды, которые дает ему Бог, не занимая ум излишней суетой и житейскими попечениями, отвлекающими от спасения и лишающими человека даже малого времени, которое он бы мог посвятить Богу…
И чтения праздника Пояса Богородицы. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
8Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.
9Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
15И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
Апостол объясняет своей пастве из евреев суть Крестного подвига Христа и его смысл…
Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Глава 11.
1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.
27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Марфа и Мария. Две противоположности. Одна – только слушает слова Христовы, а другая – хлопочет о столах, возможно, совсем не внимания тому, что говорит Господь. Однако она ясно видит, что ее сестра «бездельничает», не хлопоча вместе с ней. В итоге Господь укоряет ее, так как она совершенно утонула в своих житейских хлопотах…. Нельзя сказать, что все эти мирские дела не нужны. Все это нужно, но…. всему свое время. Нужно, разумеется, и Богу уделить время, не утопая в житейских делах, гоняясь от заботы к заботе, а в итоге – падая в конце дня без сил, не оставляя себе времени и сил даже хоть немного помолиться. Господь же говорит: «не ищите того, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все прочее приложится вам». Опять же, это не значит, запрета на труд. Совсем наоборот. Просто должно быть время для труда на себя и для труда ради Бога, но Бог должен быть на первом месте всегда. В Богородичные праздники этот отрывок всегда читается в знак того, что Матерь Божия всегда наиболее удачно сочетала это, не впадая в крайности – не игнорируя общения с Богом, но и не бездельничая, однако и этот труд сочетая с общением с Богом, в единстве с которым ОНА была всегда…. К этому призываемся и мы…