Спасение главы во времена революционных бесчинств
После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.
Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.
В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.
Глава святого Иоанна в наши дни
Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.
Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:
- Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
- С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
- Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
- Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
- Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).
На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика»[122]. Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.
Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.
События дня.
Всенощное бдение.
Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где в честь праздника было совершено всенощное бдение. Служил о.Сергий Лукин при пении бокового хора. Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[123] пел хор, он же пел величание на чине полиелея.
Паремии праздника. Паремия 1.Книга пророка Исаии [Главы 40, 41, 45, 48, 54.]: Тако глаголет Господь: утешайте, утешайте люди моя, глаголет Бог. Священницы глаголите в сердцы Иерусалиму, умолите его, яко умножися смирение его: разрешися бо грех его, яко прият из руки Господни сугуба согрешения своя. Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Богу нашему. На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвышай крепостию глас свой, благовествуяй Иерусалиму. Вознесите, не бойтеся: Аз Господь Бог, Аз услышу убогих Израилев, и не оставлю тех. Но отверзу от гор реки, и посреде поля источники, сотворю пустыню в луг, и жаждущую землю во источники водныя. Да возвеселится небо свыше, и облацы да кропят правду: да возсияет земля, и да прозябнет милость, и правда да возсияет вкупе. Глас веселия возвестите, и услышано да будет, возвестите даже до конец земли. глаголите, яко избави Господь раба Своего Иакова: и аще вжаждут в пустыни, источит им воду из камене. Возвеселися неплоды не раждающая, расторгни и возопий не болевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа.
Паремия 2. Книга пророка Малахии [Глава 3 и 4.]: Тако глаголет Господь Вседержитель: се Аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою, и приидет во храм Свой Господь, Егоже вы ищете. И кто стерпит день входа Его? Занеже Тому приити яко огнь в горниле, и якоже былие перущих, и очистит поядая и очищая, яко сребро и злато. И приидет к вам судом, и будет Свидетель скор на лукавыя, и на прелюбодейцы, и на кленущыяся именем Моим во лжу, и на лишающыя мзды наемника, и на насильствующыя вдовицы, и пхающыя сирыя, и на уклоняющыя суд пришельца, и на не боящыяся его, глаголет Господь Вседержитель. Зане аз Господь Бог ваш, и не изменю Себе: и вы сынове Иаковли, уклонистеся от закона и не сохранисте. Сего ради обратитеся ко Мне, и обращуся к вам, глаголет Господь Вседержитель: и ублажат вас вси языцы. И разумейте, яко Аз Господь, смотряяй посреде праведнаго, и посреде беззаконника в день он, воньже сотворю снабдение любящым Мя. Познайте убо, и помяните закон Моисеов раба Моего, якоже заповеда вам в Хориве, ко всему Израилю повеление и оправдание. И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде даже не приити дню Господню великому просвещенному, иже направит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему своему, да не пришед поражу землю вскоре, глаголет Господь Вседержитель, Бог Святый Израилев.
И русский текст: 1Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
2И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, 3и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.
4Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.
5И придет к вам для суда и будет скорым обличителем лжецов[124] и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.
6Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.
7Со дней отцов ваших вы, сыны Израилевы, отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: "как нам обратиться?"
8Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями.
9Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня.
10Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
11Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.
12И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.
13Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: "что мы говорим против Тебя?"
14Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?
15И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы".
16Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его".
17И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
18И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
Глава 4.
1Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
2А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; 3и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.
4Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.
5Вот, Я пошлю к вам Илию Фесвитянина пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
6И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил землю вскоре, говорит Господь, Святой Израилев .
Увы, местами перевод XIX века, сделанный, в значительной мере, не по Септуагинте, а по переводу, сделанному уже иудеями, распявшими Христа и отпавшими от Бога, сильно отличается, так что не везде слова в русском тексте удается даже идентифицировать со словами в славянском тексте….
Паремия 3. Книга Премудростей Соломоновых [Главы 4 и 5.]: Праведник аще постигнет скончатися, в покои будет. Осудит же праведник умираяй живущыя нечестивыя: узрят бо кончину праведнаго и не разумеют, что совещаша о нем. Яко повержет Господь нечестивыя безгласны ниц, и поколеблет их от оснований, и до последняго исчезнут в болезни, и память их погибнет: Приидут бо в помышление согрешений своих ужасни, и обличит их сопротив беззакония их. Тогда станет в дерзновении мнозе праведник, пред лицем оскорбивших его, и отметающих труды его. Видевше же его смятутся страхом многим, и ужаснутся о преславном спасении его. Рекут бо в себе кающеся, и в тесноте духа воздохнут, и рекут: сей бе, егоже имехом некогда в посмех, и в притчу поношения безумнии, житие его вменихом неистово, и кончину его безчестну. Како вменися в сынех Божиих, и во святых жребий его есть; Убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам. Беззаконных исполнихомся стезь, и погибели, и ходихом стези непроходны, пути же Господня не разумехом.
И русский текст: 7А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, 8ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: 9мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости.
10Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, 11восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его.
12Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый.
13Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; 14ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, 15что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.
16Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность - долголетнюю старость неправедного; 17ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; 18они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; 19и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет; 20в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лице их.
Глава 5.
1Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; 2они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его 3и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: "это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания.
4Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною!
5Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его - со святыми?
6Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас.
7Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали.
8Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием?
9Все это прошло как тень и как молва быстротечная.
Евангелие на бдении (от Матфея): 1В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе 2и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, 4потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 7посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 10и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
12Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
13И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
Народу в этот праздник в храме было не очень много, зато на исповедь пришло довольно много. В алтаре во время службы шла суета – алтарники носили хранящиеся в алтаре рипиды, а также приносили новые, помимо уже находящихся там.
Воскресенье, Сентября 10 2017 |
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/5338-vsenoshchnoe-bdenie-nakanune-prazdnika-useknoveniya-glavy-proroka-predtechi-i-krestitelya-gospodnya-ioanna |