Молитва великомученику и целителю Пантелеймону
ПОКРОВ
№ 3 ноябрь 2016
Выпускается по благословению Епископа
Отрадненского и Похвистневского Никифора
Дорогие прихожане нашего храма и жители п. Мирный с 1 ноября и весь месяц в Храме Покрова Пресвятой Богородицы на аналое будет находиться икона с мощами Великомученика и целителя Пантелеимона. Приходите поклониться и помолиться Святому Целителю.
ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ЦЕЛИТЕЛЬ ПАНТЕЛЕИМОН
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.
В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.
Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.
После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.
После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.
Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.
Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.
В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены (сведения о них помещены 26 июля).
По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.
Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.
Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.
Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.
Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангаузе, в 1720 году при Гренгаме).
Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит "лев во всем". Второе имя, данное при Крещении, - Пантелеимон, то есть "всемилостивый", раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО
«Без милосердия, — учит нас святитель Иоанн Златоуст, — нельзя войти в Царствие Небесное». Но не всякого трогает беда ближнего, не очень-то щедра рука на подаяние — жажда наживы незаметно забирает в свой плен неустойчивых в вере. А ведь кто подает милостыню бедному, тот, как читается в псалме дает взаймы Самому Господу. В христианской этике сострадание определяется как сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь. Одна из форм милосердия — реальная помощь нуждающимся, умение поделиться с ближним. В обществе всегда будут люди, которые, в силу тех или иных жизненных обстоятельств, не в состоянии сами справиться со своей бедой (престарелые, инвалиды, многодетные, больные). Они нуждаются не только в доброжелательном отношении, но и в материальной поддержке. Будем же помнить об этом и посильно благотворить тем, кому нужна помощь.
Притча месяца «ПРОСТО НОСИ ВОДУ!»
Однажды Бог доверил одному своему служителю работу. Он дал ему семена и сказал посеять их в поле. После этого служителю было поручено ежедневно носить туда воду и поливать. Каждую неделю всё поле. И человек с удовольствием взялся за дело: день за днём изо всех сил он таскал воду, чтобы к концу недели успеть полить всё поле. Он ревностно делал это много недель. Его плечи стали натруженными от коромысла. Каждый день человек возвращался домой уставшим. Поначалу он делал это с большой радостью, осознавая, что тем самым служит Богу. И предвкушал, как вот-вот из тех семян вырастут прекрасные цветы. Но прошёл май, июнь, июль, август — а поле лишь поросло сорняками. И теперь человек возвращался домой не просто изнеможённым, но с чувством, как будто день прошёл впустую. Сатана заметил, что у человека поменялся настрой, стала проявляться подавленность, и решил поспособствовать этому. Он стал нашёптывать ему: — Ты уже так давно носишь эту воду, а всё без толку! Зачем ты так себя убиваешь? Это ведь просто бессмысленно! Займись чем-то другим, более плодотворным. Таким образом, он внушил человеку, что его старания бесплодны, и что он неудачник. Эти мысли отбили у человека желание продолжать порученную ему Богом работу. «Зачем так утруждаться, — думал человек, — я так долго работал на износ, а результата не видно. Лучше не буду перетруждаться, буду носить поменьше воды». Подумав так, он всё же решил обратиться к Богу в молитве и рассказать ему о своих переживаниях: — О Господь, я так долго и усердно служил тебе, я вкладывал все свои силы, чтобы выполнять задание, которое ты мне дал. Но до сих пор, хотя прошло столько времени, я не сумел вырастить на своём поле ни единого цветочка. Что я делаю не так? Почему у меня не получается? Тогда Бог ответил ему с пониманием и сочувствием: — Друг мой! Когда я предложил тебе это служение, ты с готовностью согласился. Я сказал, чтобы ты носил воду столько, сколько у тебя хватит сил — и ты делал это. Я никогда не говорил, чтобы ты во что бы то ни стало вырастил целое поле цветов. Почему же сейчас ты приходишь ко мне удручённым, думая, что ты подвёл меня? Разве это действительно так? Посмотри на себя. Ты стал таким сильным и ловким. Твои руки стали крепче, а твои ноги стали выносливыми. И благодаря постоянным усилиям ты стал сильнее, и твои возможности сегодня намного превосходят те, которые у тебя были до того, как ты начал работу. Теперь ты знаешь, как поливать, чтобы не размывать почву, и чтобы воды хватило везде, Да, ты действительно не вырастил цветов, но я ожидал от тебя в первую очередь не этого, а послушания, веры и упования на меня. И ты это делал. Я доволен тобой. И поэтому завтра на твоём поле расцветут первые цветы. Ты просто не заметил, как среди сорняков взошли их ростки с бутонами. |
Одежда для посещения храма
Из бесед с настоятелем храма Воскресения Христова архимандритом Сергием (СТУРОВ) и настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиереем Вадимом Бурениным: — Как должен выглядеть православный человек? Вот захожу я в храм: нелепые, пыльного цвета одежды, стоптанные башмаки. А на работе, в театре — картинки писаные. А помню, в детстве, в Сибири, когда шли с бабушкой в церковь, — она извлекала из сундука самые лучшие одежды, потому как в гости к Богу шла, а это — праздник. И до революции люди шли в храм принарядившись. Так почему нынче даже молодые девушки похожи на старушек или унылых мышек? Разве это нужно Богу или Церкви? — После десятилетий владычества советской власти люди пришли в Церковь, утратив о ней всякое понятие. И многие искренне считают, что чем безформеннее и грязнее юбка, тем лучше, а красивая одежда, мол, в церкви неуместна. Наши предки поступали правильно, приходя в храм в лучших своих одеждах. У них и в душе был праздник, и ликование от встречи с Господом. И люди неверующие или других вероисповеданий видели, что наша вера — радостная, светлая. А нынешние прихожане найдут что поплоше и радуются, что «создали образ православного человека». Глупость и лицемерие. Такое поведение вызывает тревогу за человека, ибо его духовное устроение нуждается в серьёзном исправлении. Из ответов становится ясно, что не стоит бояться следовать моде и одеваться для похода в церковь мрачно, особенно молодым девушкам. Православная девушка в платке имеет полное право выглядеть модно и подбирать одежду для посещения храма в соответствии с последними веяниями моды. Не у каждой посетительницы храма возникает вопрос «Какой платок одевать в церковь?» просто потому, что выбор небольшой или платок вообще единственный.
Недавно мне задали вопрос: «Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви? На какой праздник каким цветом женщине желательно одеть платок? Может быть и в одежде должны на разные праздники присутствовать разные цвета. Когда одевают белый платок? Когда черный платок?»
Женщины, регулярно посещающие православные храмы, имеют в своем арсенале платки десяти различных расцветок, резонно полагая, что цвет платка верующей женщины должен соответствовать церковно-литургической символике.
1. Платок белого цвета надевают в церковь в дни великих праздников: Рождество, Пасхальная утренняя служба, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение, а также белый платок положен во время обрядов крещения и погребения.
2. Платок красного цвета надевают в церковь на все последующие службы на Пасху до самого праздника Вознесения, а также и на службы о мучениках.
3. Платок желтого, золотого или оранжевого цвета надевают в церковь по воскресным дням и в дни апостолов, пророков и святителей.
4. Платок зеленого цвета надевают в церковь в дни Святой Троицы, на Вербное Воскресенье, в Понедельник Святого Духа и в дни памяти преподобных.
5. Платки голубого или синего цвета надевают в церковь в дни праздников Пресвятой Богородицы (Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Ризоположение, Покров, Успение, Введение и др.).
6. Платок фиолетового цвета надевают в церковь в дни памяти Животворящего Креста Господня (на Крестопоклонную неделю Великого поста, Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, на Воздвижение) и на воскресные службы в дни Великого поста
7. Платок черного цвета надевают в церковь в дни постов и во время траура.
8. Платок тёмно-красный, бордовый, или багряного цвета надевают в церковь в день Великого Четверга.
9. Платок "в цветочек" надевают в церковь женщины, помогающие в церкви, для грязной работы.
Для тех женщин, которые нерегулярно посещают храм, достаточно рекомендовать завести три разных платка.
1. Платок светлых тонов (однотонный, в цветочек с рисунком; излишне упоминать о том, что в храм нельзя надевать платки с различной символикой или неприличными надписями и картинками) - белый, светло- голубой, бледно- розовый и т. п.; такой платок надевают на праздники.
2. Платок темных тонов - черный, темно- серый, коричневый, темно-синий, темно-зеленый, и др.; такой платок надевают в пост и в дни траура.
3. Еще какой-нибудь платок. Цвет может быть самый разнообразный. Этот платок надевают на все остальные дни.
Зачем в церкви одевать платок?Часто задаются вопросом почему православные женщины носят платок. Одни считают, что это просто дань традициям или определенное требование поведения женщины в храме. Другие считают, что в этом есть какой-то символизм. Конечно, определенные традиции следует соблюдать, как и правила этикета в обыденной жизни. Но в церкви практически во всем есть какое-то значение. Необязательно всё знать, но лишним не будет.
Православная девушка в платке указывает на свой семейный статус, указывает на власть над нею мужа, его защиту и покровительство. Так было во времена апостолов.
В семье мужчина является образом Христа, а женщина – Церкви. Такое «тайное» значение имеет покрытая платком голова женщины.
Теперь вы знаете, что платок на голове женщины в православном храме не просто дань традиции, а имеет глубокое значение.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ЦВЕТА
Всякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном богослужении, непременно обращал внимание на красоту и тожественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся.
Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность – белый цвет и противоположность последнего – черный. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней
Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, — символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.
Красный цвет, вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также – цвет крови, и поэтому в красных и багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.
Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням как дням Господа – Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.
Зеленый цвет – слияние желтого и голубого. Он принят в дни преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа.
Голубой или синий – цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это – цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.
Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указывающий, что Крест открыл нам дорогу в небо.
Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.
В Храме с 9 до 14 часов ежедневно работает церковная лавка в большом ассортименте: православная литература, иконы, цепочки, крестики, освященный мед с пасеки Храма, подарки к праздникам
Поминальные обеды
По всем правилам и канонам.
Принимаем заказы.
Печем пироги на заказ.
Обращаться по телефону: 8905 3000 737
«Вечность для вечного!"
Что такое любовь? Человеку, который никогда не испытывал этого чувства и нельзя объяснить!
Можно конечно попробовать припомнить фразы из вкладышей жвачки «Love is…», но это будет совсем не то. Любовь это не то, что показывают нам в так называемых «молодёжных комедиях». Там любовь изображается в виде поцелуев, постельных сцен, и пошлых фраз. Но настоящая любовь ведь она совсем не такая! В ней нет ни капли эгоизма. Она соединяет двух людей в единое целое, и их когда-то очень одинокое и грустное «Я» становится радостным и совместным «МЫ»! Когда влюблённые люди смотрят друг на друга, то их глаза светятся счастьем. Время для них одних ускоряется, и тогда кажется, что даже целой вечности будет мало, чтобы налюбоваться вдоволь небесной красотой своего любимого! Сердце при этом бьётся так бешено, что врачи, услышав такой громогласный пульс, пришли бы в ужас! Руки сами собой тянутся к любимому, чтобы нежным прикосновением и ласковыми объятьями приблизить любимого к себе. С любимым не задумываешься о словах и своём поведении, потому что вам вместе так весело дурачиться и говорить разные глупости и точно знать, что тебя поймут! Каждый из нас обязательно встретит своего единственного человека, с которым захочется прожить до конца не только эту временную, земную жизнь, но и вымолить у Господа совместной вечности в раю! Ведь без любимого рай покажется адом! автор статьи Александр Знаменский
Газета содержит Священные изображения и тексты. Просим Вас бережно относиться и не использовать газету для хозяйственных целей. Если она стала Вам не нужна, передайте ее почитать друзьям, родным, соседям или принесите обратно в Церковь.
Православная газета выпускается прихожанами нашего храма
Следующий выпуск православной газеты «Покров» выходит в декабре месяце
Газета выходи один раз в месяц и распространяется бесплатно тираж 500 экземпляров
ПОКРОВ
№ 3 ноябрь 2016
Выпускается по благословению Епископа
Отрадненского и Похвистневского Никифора
Дорогие прихожане нашего храма и жители п. Мирный с 1 ноября и весь месяц в Храме Покрова Пресвятой Богородицы на аналое будет находиться икона с мощами Великомученика и целителя Пантелеимона. Приходите поклониться и помолиться Святому Целителю.
ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ЦЕЛИТЕЛЬ ПАНТЕЛЕИМОН
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.
В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.
Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.
После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.
После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.
Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.
Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.
В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены (сведения о них помещены 26 июля).
По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.
Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.
Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.
Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.
Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангаузе, в 1720 году при Гренгаме).
Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит "лев во всем". Второе имя, данное при Крещении, - Пантелеимон, то есть "всемилостивый", раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.
Молитва великомученику и целителю Пантелеймону
Святый великомучениче и целебниче Пантелеймоне! Моли Бога о нас (имена) и не допусти долее оставаться в нас болезням, коими болим душею и телом! Исцели те язвы и струпы, кои причинены нам страстями нашими. Болим мы леностию и расслаблением - исцели ны. Болим влечением и пристрастием к земным предметам - исцели ны. Болим, о святый Пантелеймоне! Болим забывчивостию: о деле спасения, о наших грехах и немощах, о наших обязанностях - исцели ны. Болим злопомнением, гневливостию, ненавистничеством - исцели, о целебниче Свято-Афонский и всемирный. Болим зависитию, гордостию, надменностию, превозношением, при всей скудости и непотребстве - исцели ны. Болим многими и разными припадками плотоугодия: чревоизлишеством, невоздержанностию, многоядением, сластолюбием - исцели ны. Болим сонливостию, многословием, празднословием, осудливостью - исцели ны, о святый Пантелеймоне! Болят наши очи греховными воззрениями, болят наши уши слушанием пустословия, злоречия, наветов - исцелины. Болят руки нерасположением к молитвенному воздеянию и к подаянию милостыни - исцелины. Болят наши ноги нежеланием поспешно идти в храм Господень и стремлением к хождениям по стогнам и к посещениям домов мирских - исцелины. Болит, зело болит язык наш, уста наши: пустословием, празднословием, злоречием, отвращаясь от молитвословий и славословий, или произнося их небрежно, рассеянно, без внимания, без понятия - исцелины, о милостиве! От главы до ног болим мы: болит в нас разум непонятливостию, неразумностию и безумием; болит в нас воля, отвращаясь от святых занятий и стремясь к делам вредным и богопротивным; болит в нас память, забывшая наши прегрешения и содержа в себе неутратно согрешения и оскорбления ближних наших; болит в нас воображение, не умея и не желая живо представить нам нашу смерть, вечную муку грешных, блага Царствия Небесного, Божий гнев, крестные страдания Христовы, Его распятие - исцели ны, о святый Пантелеймоне! Все в нас болит. Немоществует и душа наша вся со всеми ее силами и способностями. Немоществует и тело наше все со всеми его членами. Исцели ны, о святый Пантелеймоне, Целебниче безмездный и любвеобильный Врачеватель, слуга Пресвятыя Богородицы, и не оставь наше окаянство в толицех недугах и в толицей немощи: да исцелясь твоею благодатию, прославлю Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа и Пресвятую Богородицу, тебе на служение болящим посылающую, и возблагодарю твою, о святый Пантелеймоне, цельбоносную святыню во веки. Аминь.