Первые шаги к Богу МЫ ВОШЛИ В ХРАМ. ЧТО ДАЛЬШЕ? Продолжение
Эта статья прежде всего призвана помочь человеку, впервые посетившему Православный Храм.
В нашем храме почти каждое воскресенье служатся молебны.
НА МОЛЕБНАХ МОГУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ И НЕКРЕЩЕНЫЕ В ПРАВОСЛАВИИ. ЗА НИХ ЖЕ МОЖНО И СТАВИТЬ СВЕЧИ, И ПОДАВАТЬ ЗАПИСОЧКИ НА МОЛЕБЕН (в отличии от евхаристии — Литургии) Молебны — это всегда хорошая помощь в решении сложных ситуации. Во время молебна священник молится о тех людях, которые указаны в записочках. (…еще молимся тебе, Господу Богу нашему, еже услышатися гласу моления нашего, и молитве и помиловати рабов Твоих (кто написан в записочках) благодатию и щедротами Твоими, и исполнити вся прошения их, и прости им вся согрешения вольная и невольная…и покрый их от враг видимых и невидимых, от всякия напасти, беды и скорби избавити, и подати здравие с долголетием… из последования Молебна).
Помимо того, что мы на молебнах просим помощи святых, важно и заказывать Молебены благодарственные, особенно после того, как наши проблемы успешно разрешились.
На молебнах часто бывает малое освящение воды. Для того, чтобы её набрать и принести домой, необходимо заранее позаботиться о таре.
Святая вода, как её использовать и что нельзя с ней делать?
Во время богослужения желательно по храму бесцельно не передвигаться, дабы не смущать молящихся; тем более, не следует разговаривать, кроме крайней необходимости, особенно громко.
Часто бывает так, что пришедшие в храм люди, увидев очередь к Святой Чаше, также присоединяются к этой очереди. Но этого делать нельзя. К Святому Причастию могут подойти только православные христиане и только те, кто исповедовался и готовился к принятию Святых Даров.
Вы можете подойти вместе со всеми, когда священник на солее держит Крест для целования. Это бывает в конце Божественной литургии.
Если идет молебен, вы также можете принять в нем участие (даже представители другого вероисповедания), подойти к Кресту, а также для окропления святой водой и помазывания святым маслом.
Нельзя заходить на амвон (возвышение перед Царскими вратами) и входить в алтарь, даже если в храме никого нет.
Центральная часть храма, где располагаются молящиеся, отделена от алтаря (там, где происходят все Таинства Божественной Литургии).
Алтарь означает небо, место особенного жилища Божия. Он же напоминает рай, в котором до греха жили первые люди. В алтарь могут входить, и то с великим благоговением, только лица, имеющие священный сан. Прочие без нужды не должны входить в алтарь, женский пол совсем не входит в алтарь для напоминания о том, что за первый грех первой жены Евы все люди потеряли райское блаженство.
Алтарь отделяется от второй части храма, где стоят все молящиеся иконостасом, который перед нами ставит образы нашего спасения. По одну сторону царских врат — икона Спасителя Христа, именно Спасителя, Бога, ставшего человеком для того, чтобы человек мог приобщиться Божеству и войти в полноту, в самые глубины Божественной тайны. По другую сторону святых врат — икона Божией Матери, которая говорит нам о том, что действительно от Девы родился Спаситель мира Христос; но не только: она говорит и о том, что это стало возможным, потому что в лице Божией Матери все человечество отозвалось на Божию любовь.
А по правую и левую стороны — иконы разных святых, которые говорят нам о том, что это не пустое обещание, что тысячи людей прежде нас прошли этим путем и действительно дошли до такой меры Бога познания, до такой изумительной красоты человечества, которая и нам возможна.
Верхние ряды иконостаса нам представляют образы пророков, дальше — апостолов, дальше — святых, и все они говорят о том же. И восходит весь этот путь к Кресту Господню: это путь. Христос нам сказал: кто Меня любит, пусть за Мной последует, и в другом месте Он говорит, что мы должны отказаться от себя, отвернуться от себя, потерять к себе интерес и взять на себя крест, то есть подвиг жизни, и следовать за Ним, куда бы Он ни пошел. А куда Он пошел? — Сначала на крест, но затем — в вечную славу.
Иконостас имеет три входа с вратами в алтарь. Средние врата называются — Царскими вратами, потому что чрез них проходит Тот, Кого мы называем Царь Славы и Господь господствующих и через них не позволяется входить простым людям, а только освященным.
Господь Иисус Христос входит образно, в виде Евангелия, которое вносится через эти врата, и в виде Святых Даров, приготовленных для Причастия. Когда открываются эти врата, первое, что мы видим, это престол. На престоле лежит Евангелие, которое представляет собой не только слово Христово, но и личность Христа; это Благая Весть о том, что Бог пришел в мир, стал человеком, и что спасение теперь внутри человеческого рода, а не где-то за его пределами. Лежит там и Крест, который говорит о том, какой ценой наше спасение нам дается…, и в это время ни в коем случае нельзя стоять спиной к открытым Царским Вратам.
Кто имеет право входить в алтарь? По древнему церковному уставу — только те люди, которые посвящены на служение алтарю, на служение Церкви; то есть не всякий туда входит полноправно. Входят туда епископ, священник, диакон и поставленные священнослужители и церковнослужители, те, которые Церковью избраны для того, чтобы совершать это служение. Женщинам входить в алтарь запрещено!
Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое возвышение – солея. По солее проходят священнослужители и церковнослужители во время определенных моментов службы. Заходить на солею прихожанам не разрешается. Иногда она даже отгораживается низкой перегородкой.
На солее, перед Царскими вратами имеется небольшой выступ – амвон. С амвона совершается причащение, читается Священное Писание, произносятся проповеди. Как и на солею, на амвон не заходят миряне.
Как известно клиросы расположены они с левой правой и левой сторон храма. Место расположения клиросов четко не регламентировано. Они могут располагаться даже на солее (как это у нас в храме), но входить туда могут только служители Церкви: регенты, певчие, пономари и некоторые другие работники храма.
И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ.
Первый — вновь и вновь повторим — ничего не бойтесь и не смущайтесь. Ваше незнание церковных обрядов не является препятствием в отношениях с Богом. Он Сам видит, зачем и как вы к Нему пришли, и, несомненно, принимает вашу безыскусную молитву. Даже если вы поначалу что-то сделаете «не как положено», если вам сделают замечание или даже обругают, — не смущайтесь, знайте, что это попущено Господом, чтобы проверить вашу веру и смирение: пришли ли вы к Богу или себя показать.
Отсюда вытекает и второе: имейте терпение, не торопите события духовной жизни по принципу «все или ничего»; все придет, но только со временем… «терпением вашим спасайте души ваши», — сказал Господь (Лк. 21, 19). Третье — имейте доверие к Богу, к святым отцам, к 2000-летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ. Без доверия нет веры.
Не соблазняйтесь вам непонятным, неубедительным и, возможно даже, неприятным — не судите сходу, вручите суд весь Богу, а сами откройте свое сердце тому, что вам уже сейчас близко, и примите в себя этот дар Божий.
Об остальном говорите себе: «Если мне это сейчас непонятно, значит, мне это пока не нужно».
Так, например, многие «новоначальные» соблазняются непонятностью для них церковнославянского языка. Но почему же тогда, пожив несколько лет церковной жизнью, те же люди, как правило, становятся убежденными защитниками сохранения этого богослужебного языка? Да потому, что со временем открывается то, что не видно с первого взгляда, — чудная красота и духовная насыщенность этого чистого, созданного святыми отцами духоносного языка.
А то, что пока вы не все понимаете из церковных молитв — не расстраивайтесь; как мы уже говорили, душа способна «впитывать» благодать богослужения и молитвы и без полного участия в этом рассудка (поэтому, кстати, так важно верующим родителям читать вслух молитвы при своих
младенцах и приносить их в Церковь на службы). А время придет, проявите терпение и настойчивость на пути к Богу — и все станет на свои места, и засияет бесконечной глубиной и красотой премудрость православного богослужения .
И, наконец, четвертый совет, в сущности, вытекающий из вышесказанного: будьте настойчивы в достижении своей цели на пути к Богу. Не опускайте рук после первых разочарований и неудач. Излечение и спасение души — труд более кропотливый, чем излечение тела, и не нужно ожидать на этом пути одних восторгов и успехов. Даже «сто раз на день падая — сто раз вставай» — учат наши святые, и именно через эти падения ведет путь к победе. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), — вот утверждающее слово Самого Спасителя, и только с пониманием этого можно приступать к духовному деланию.
Все вышесказанное не отменяет необходимости учиться. Для этих целей существует множество пособий, как-то: «Первые шаги в православном храме» и «Закон Божий» (есть в церковной лавке Храма), объяснение литургии и всенощного бдения и т.п.; в настоящее время они вполне доступны. При этом, безусловно, незаменимой школой христианской жизни является непосредственное участие в богослужениях и живое общение в Церкви.
Когда мы начнем понимать, что происходит на богослужении в каждый конкретный момент, мы ощутим ни с чем не сравнимую радость общей молитвы, радость общения с Богом. Все осваивается постепенно и в свое время — не нужно ничего бояться, смущаться своего незнания, все станет на свои места, когда должно: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
В Храме с 9 до 14 часов ежедневно работает церковная лавка в большом ассортименте: православная литература, иконы, цепочки, крестики, освященный мед с пасеки Храма, платки, шарфы, палантины, подарки к праздникам
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ПРИХОЖАН НАШЕГО ХРАМА!!!
Владимира Барабошкина, Зинаиду Агееву, Антонину Нехорошкину,
Надежду Ветчанову, Любовь Минюшкину, Валентину Шабынину, Любовь Белякову
Желаем благ от всей души, любви без меры. Пусть жизнь, продлясь, в годах оставит славный след и пусть не ослабеет в жизни Божья вера. И пусть хранит Господь от бурь и бед. Свеча не гаснет, укрепляется надежда, Пусть радость будет в сердце и блаженный мир, Всегда пусть будут белоснежными одежды, чтоб в трубный час Господь позвал на брачный пир.