Первые шаги к Богу МЫ ВОШЛИ В ХРАМ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Эта статья прежде всего призвана помочь человеку, впервые посетившему Православный Храм.
Первые шаги в храме
Если понять, что содержание храма — это та тишина, та глубина, в которой находится Бог, то понятно делается, почему человек, идущий в храм, еще только пускаясь в путь, настроен так, как он не бывает настроен, когда идет на работу или в гости. В храм собираешься с того момента, когда просыпаешься и знаешь: я иду на встречу с Живым Богом. И одеваешься по-иному, и готовишься по-иному, и стараешься, чтобы разговоров лишних не было, чтобы ничто недостойное не рассеивало той глубины, в которой только и можно пережить содержание храма. И по дороге идешь серьезно; идешь, как на встречу с очень значительным или с очень любимым человеком, не рассеиваясь пустыми мыслями…
Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия.
Внешний вида пришедшего в храм должен соответствовать и времени, и месту. Главное в одежде — чтобы она не смущала никого и не привлекала к себе пристального внимания. Недопустимы шорты, очень нежелательна спортивная одежда у мужчин (вы же не придете в такой на официальный прием и или на работу в офис — почему же допускать это в доме Божием?). Женщинам надо надеть юбку или платье, причем по возможности ниже колен и без вызывающих разрезов, благодаря этому вы будете себя чувствовать свободнее и избежите нареканий со стороны, лучше впишетесь в среду. Это довод для начала, а позже придет ощущение органичности такой одежды и ее красоты.
Собираясь в храм, лучше всего узнать о порядке богослужений в данном приходе: когда служатся литургии, когда вечерни и утрени (всенощное бдение), когда можно заказать частные службы (требы) — молебны, панихиды.
Впрочем, в Церковь можно зайти и помолиться в любое время — если она открыта.
Наш храм открыт по будням с 9 до 14 ч.
В субботу всегда вечером всенощное бдение. А оно заканчивается примерно в 19 ч.
В воскресенье обычно храм открывают уже в 7 ч. и закрывают примерно в 15 ч.
Итак, мы вошли в храм. Первые шаги
Вступая в него, мы говорим: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. И, переступив порог, останавливаемся, не спешим никуда, стоим мгновение, потому что мы вошли в удел Божий. Всё это пространство, всё это место посвящено Богу в мире, который Его отрицает, который Его не знает, в мире, где у Него нет ни места, где главу преклонить, ни гражданства, ни права жительства. В храме Он дома; это место, где Он у Себя и принимает нас как хозяин; это святое место, куда можно вступить только с такими чувствами, которые достойны и самого человека, и Бога, на встречу с Которым идешь.
Нужно учиться чувствовать сердцем, а не умом. Незнание обрядов и языка богослужения никак не умаляют наше участие в нем (хотя, конечно, затрудняют — но это как раз дело поправимое).
В Церкви бытует поговорка: «Ты не понимаешь (происходящего в твоей душе во время богослужения) — зато бесы все понимают (и бегут)». Воздействие соборной молитвы, благодати Таинств и святынь на глубины нашей души несравнимо важнее рассудочного осознания — и действенней на пути духовного возрастания.
И поэтому человек кладет на себя крест: Во имя Отца и Сына и Святого Духа… Я вошел в Божий удел во имя Божие, я не принесу в этот удел ничего недостойного Его. Вернее, все, что недостойно, должно быть здесь очищено, омыто покаянием и обновлением души».
Ни в коей мере не следует смущаться своей некомпетентности и возникающими, возможно, недоразумениями.
Тут же поправим, что крестное знамение есть самое важное молитвенное действие, как по своему значению, так и по своей благодатной силе. В крестном знамении содержится вкратце все христианское учение (Символ веры), ибо, изображая это знамение, мы в трех перстах правой руки выражаем свою веру.
Так сложенные персты кладя на лоб (чело) — просим освятить наш ум, наши мысли. Кладя на живот — просим освятить наше сердце, наши чувства. Кладя на правое и левое плечо -просим укрепить наши силы и освятить наши добрые дела. Так велико значение (смысл) крестного знамения!
О крестном знамении: как, зачем и в какие моменты Богослужения креститься не положено
Обратим особое внимание, что полагая крестное знамение, мы касаемся пальцами не груди, а живота. Иначе крест получается «перевернутый», и таким образом, происходит глумление над главной святыней христианства (верхняя часть вертикальной перекладины становится длиннее нижней). А это просто недопустимо. Необходимо также запомнить, что как нельзя произносить имя Господа нашего всуе, так и частое совершение крестного знамения не допустимо. Можно также заметить, как некоторые прихожане, еще не успев завершить крестное знамение, уже начинают совершать поклон. В этом случае крест, полагаемый нами на себе «ломается». Следует вначале завершить крестное знамение и лишь затем, опустив правую руку вдоль тела, совершать поклон.
…В течение целой недели мы, может быть, не жили достойно себя. И вот когда в воскресный день мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и, как мытарь, сказать: Господи, будь милостив мне, грешному! Я пришел в место, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Ты можешь меня научить Своим словом, очистить Своим действием, изменить, обновить до конца… вот с чем мы должны входить в храм — все, не только те, которые крещением в него входят, но и те, кто вступает в него каждое воскресенье или даже каждую службу. Даже священник должен приходить, останавливаться и говорить: Господи, будь милостив мне, грешному! Я вхожу в область, которая словно огнем горит; как бы мне не сгореть! Я буду произносить слова такие святые, что они могут обжечь мои уста, зажечь мою душу — или испепелить ее, если я их произношу недостойно, с ложью и лицемерием, с отсутствием правдивости… Я встречу Христа в этом храме: подойду к иконе, поцелую эту икону, — как я ее поцелую? как Иуда поцеловал Христа, когда хотел Его предать? или как ребенок целует мать? или как в благоговении мы целуем руку человека, которого уважаем больше всех на свете?..
«Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к церковной лавке. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…
Обычно, подходя к святым иконам, мы ставим перед святым образом свечу. И это правильно. Свеча — это как символическая жертва Богу и образ нашего моления.
Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.
Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Около церковных суеверий много, и все они бессмысленны.
Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.
Свечи ставят на специальных подсвечниках перед образами (иконами) Спасителя, Матери Божией, святых. При этом – еще раз напомним! — следует всегда помнить, что объектом моления и поклонения является не вещество иконы, но на ней запечатленный образ (нашу душу возводящий к первообразу).
Сколько поставить свечей — это дело каждого и зависит от душевного порыва. Можно и одну свечу поставить, при этом сделать это с глубоким благоговением и верой.
Свечи «о здравии» можно ставить на любом подсвечнике в храме перед иконой.
Для свечей «за упокой» по традиции в храме отведено только одно место — это канун — настольный подсвечник прямоугольной формы с Крестом или специальный плоский ящик с песком.
Также ставить свечи в храме и молиться как о живых, так и об усопших можно перед любой иконой, в любом месте храма. Ставя свечу о здравии или о упокоении, мы приносим Богу малую посильную жертву, но ведь мы можем поставить свечи и перед угодниками Божиими, и им принося жертву, а также и свою горячую мольбу быть ходатаями пред Богом о наших ближних – и живых, и усопших.
Прикладываться к иконам, святыням и ставить свечи в Православной Церкви может человек любого вероисповедания, а также и люди не крещенные. То же относится и к тем людям, за кого ставятся свечи.
О свече, кому, как, кому и с какой молитвой её поставить. Вопросы и ответы о свече
Свечи обычно приобретают в так называемом «свечном ящике» (прилавок с церковными товарами). Они бывают разной стоимости. разница лишь в том, что чем больше свеча, тем дольше она горит. На некоторые службы, такие, ка Пассия, Соборование, Службы Страстной Недели и некоторые другие службы, стараются взять большую свечу, так как стоят с ней все Богослужение, а потом уносят её домой.
В лавке часто продают еще «Иерусалимские свечи». Эти свечи действительно привезены из Иерусалима и их фитильки обожжены Благодатным Огнём. Поэтому такие свечи часто берут, чтобы возжечь их в своем доме, или в храме.
Часто передают свечи в алтарь. Такая свеча будет использована в Богослужении и, чаще всего, будет зажжена именно в алтаре. Это своеобразная жертва на храм. Так как для совершения Богослужения всегда необходимо какое-то количество свечей, которые возжигают в Алтаре, на Святом Престоле и т.д..
И, постояв несколько мгновений, идешь, как в любом доме, к Хозяину — к святому образу Христа Спасителя. К Нему-то мы и идем первым делом с поклоном, кто-то становится на колени, кто кланяемся до земли, кто делает просто поясной поклон и все это в знак глубочайшего почтения, благоговения, трепета внутреннего; ставим свечу, которая символизирует наше горение. И мы целуем эту икону. На церковном языке это называется прикладываться: человек губами прикладывается к образу, целует его. Некоторые люди, целуя икону, всегда говорят: Да не лобзания Ти дам, яко Иуда!..
Причем Спасителя Христа, Божию Матерь, святых — в лицо не целуют. Целуют либо руку, либо Евангелие, которое держит Христос, либо ноги, как знакособого своего смирения и благоговения, но к лицу не прикасаются. Это большая дерзость.
Для человека, редко или тем более впервые входящего в храм, лики по его стенам — собрание незнакомых, путь образ красоты (а иногда просто и странности, потому что к языку иконы надо тоже привыкнуть, понять его), но все же буквально не знаешь, к кому обратиться.
Когда мы подходим к иконе с тем, чтобы выразить свое отношение к изображенному на ней святому, Матери Божией или Самому Господу Иисусу Христу, мы, по слову Иоанна Дамаскина, обращаемся не к дереву и краскам, а к Первообразу. Мы, касаясь губами досок, адресуем поцелуй Самому Христу, Пресвятой Богородице и святым, изображенным на иконах.
К иконе можно подойти, перекрестясь, сотворив поясной поклон и мысленно обратиться со своими словами, своей проблемой, просьбой. Будьте уверены, что Вас слышат и обращайтесь со святым образом как с живым.
Вы можете поставить свечу или молитвенно постоять даже перед иконой совершенно незнакомого Вам святого и от души сказать: «угодник Божий, не знаю тебя, не знаю кто ты, но помолись о моей беде, чтобы Господь помог». Почему не прямо Господу? Можно и прямо — когда сердце может прямо кричать к Богу, пусть прямо к нему и кричит! — но когда мы просим святых, мы привлекаем и их любовь, они нам становятся родными, а мы им.
Некоторые христиане, обращаясь к святому образу, прикладываются к иконе лбом, чувствуя таким образом особое уединение. Это не порицается. Прикладываясь к иконе лбом, мы просим освятить наши мысли, ум, помочь решить наши проблемы и принять наше покаяние. Главное, молитва должна идти из глубины сердца и не нести в себе желаний причинить кому-то зло.
Если для Вас еще непривычно, трудно прикладываться к иконам, не насилуйте себя. Лучше постойте молча перед образом — это даже важнее, чем поставить свечу. Посмотрите на него, а он, образ, пусть посмотрит на Вас. Это не художественное преувеличение. Икона — окно в Небесный мир, окно в вечность. Вот, кстати, и ключ к характеру древних иконных изображений, их непохожести на «реализм»: они изображают не земную, а небесную реальность, изображают события и личности святых в вечности.
Прикладываться к иконам нужно до начала службы или по ее окончании, чтобы хождением по храму не нарушать общего строя богослужения и не мешать людям молиться, не наводя на себя чей-то гнев. Когда вы
бродите по всему храму во время Богослужения — это всегда мешает, тем более, что во время богослужения есть моменты, когда нужно полностью сосредоточится на том, что происходит в алтаре и ходить, грубо говоря — «нельзя». В таком случае, подойдите к тем иконам, которые расположены в том зале, где сейчас нет службы. К остальным иконам подойдёте в другое время. «Все да будет у вас благопристойно и по чину», — наставляет Писание.
В самом центре храма всегда расположена храмовая икона — образ Спасителя, святого или церковного события, которым посвящен данный храм (икона св. Николая, если Церковь Свято-Никольская; икона праздника Рождества Господня, если это Рождественский храм и т.д.). У нас — это икона Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
Впереди и вправо от храмовой иконы всегда располагается икона Спасителя, впереди и слева — Богородицы. Остальные иконы, как правило, располагаются на стенах и вдоль стен. Лежат иконы на специальных столиках.
Женщинам при этом надо запомнить, что нельзя целовать иконы и крест накрашенными губами.
Обычно в храм идут для молитв в прошении ходатайства Господа, Божией Матери или какого-либо угодника Божия при решении важных жизненных проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, приобретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека. Если для Вас важно найти среди икон определенного святого, попросите об этом дежурную в храме.
При входе в каждый православный храм мы видим лавку или ларек, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме?
Для молитвенного поминания принято подавать «поминальные записки», в которых перечислены имена (без отчеств и фамилий) наших близких, которых мы хотели бы вверить соборной молитве Церкви. Отдельно подаются записки «О ЗДРАВИИ» (на молебнах) и «О УПОКОЕНИИ» (на панихидах).
И то, и другое поминание совершается на литургии, причем это поминание в Таинстве Тела и Крови Христовых наиболее благодатно и, следовательно, действенно.
Поминальные записки — что это и какие они бывают?
Как правильно написать и подать записку
Общие правила написания (сокращения)
Как совершается поминовение по запискам? Как заказать разовое поминание о Здравии или Упокоении или 40-уст, год?
Заупокойное поминание в нашем храме совершается в зале с левой стороны, там, где расположен настольный подсвечник прямоугольной формы с Крестом — Распятием; такой подсвечник называется канун. Иногда он выглядит иначе — плоский ящик с песком. Там и ставятся свечи о упокоении.
Поставив свечу о упокоении можно прочитать эту молитву:
« Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (раба твоего)…(их имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».
Как заказать Панихиду и зачем?
Как договориться об Отпевании и когда НЕЛЬЗЯ отпевать
Обращаться к священнику следует «батюшка» или «отец» (имя).