Думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог
уделил" (Римлянам 12:3).
Как это надо понимать? Однажды, опять же в России, мы занимались строительством молитвенного дома и нам помогал очень интересный мужчина. Он работал на большом заводе, был важный человек, его там любили и уважали. Один раз он сделал какое-то предложение для стройки, но мы отвергли его, и этот человек страшно обиделся и целый месяц не приходил вообще на строительство. Вы понимаете, он думал о себе очень высоко и не смог перенести пренебрежения к своему мнению. А что говорит Писание: "Думайте о себе по мере веры, какую Бог нам дал. Не думайте о себе более, нежели должно думать". А какую обычно даем себе оценку мы: "Вот, я здесь!.. На что они вообще надеялись до моего прихода? Сейчас как зайду, как возьму все в свои руки! А без меня они — как маленькие дети!" Я очень рад, что в мое отсутствие церковь остается церковью, и все двигается так же, как при мне, и ничего не меняется. Я счастлив, что у нас все лидеры имеют свою область служения и несут ответственность за нее. Мне легко от мысли, что каждый человек в церкви играет свою роль и не думает о себе более, нежели должно думать. И вот эту гармонию мы должны сохранить. Как, спросите вы? Очень просто: каждый из нас должен понимать, что тот другой, мой брат, или та другая, моя сестра, выше, чем я. Почему выше? Потому что он - мой брат, потому что она — моя сестра. Да! Поэтому не я выше, а он или она. И если каждый так думает друг о друге: "Она выше, чем я. Он выше, чем я", - то это правильное отношение. В круг таких верующих дьяволу никогда не пробиться, дорога туда для него закрыта. К сожалению, иногда можно услышать совсем другое: "Я была заместителем директора в обувном магазине. Да! А тут какая-то уборщица пришла! Лидером стала. Она даже читать-то толком не умеет! Представляете?" Давайте молится о том, чтобы в нашей среде не то, что слова, даже мысли такие не возникали бы. Кстати, я частенько читаю и пишу с ошибками, борюсь с этим и очень благодарен тем, кто меня исправляет.
Послушайте, однажды я взялся помочь одному интеллигентному молодому человеку перевезти его вещи в Дюссельдорф. Он сам был родом из Москвы и имел какое-то техническое образование. Пару раз он приходил к нам на служение и на этом основании обратился ко мне за помощью. Продуманный был молодой человек. Мы едем с ним на машине, и вдруг он спрашивает: "Александр, ты же не из Казахстана?" - "Нет", - говорю я, еще не понимая, куда он клонит. Он облегченно вздыхает: "Ну, слава Богу! А откуда ты вообще?" — "Из Смоленска". - "А, это возле Москвы, 400 километров не доезжая". - "Да." - "А я из самой Москвы. Короче, Александр мы с тобой не какие-нибудь там дети степей. Мы цивилизованные люди. Я вообще коренной москвич, понимаешь? А в церковь к вам пришел, вижу, у вас почти все из Казахстана или из Узбекистана, или вообще из Киргизии какой-то. Ну, о чем мне, москвичу, с ними говорить?" Я не верил своим ушам и думал: "Все, сейчас остановлюсь и выкину тебя вместе с твоими вещами. И пойдешь пешком, москвич ты наш драгоценный!" Друзья, берегитесь даже отдаленно быть похожими на этого молодого человека! Нам нужно научиться видеть себя именно так, как видит нас Господь.
Примеров такого ослепления великое множество. Помню, в 1987 году мы с женой в первый раз посетили Германию, побывали в тогдашней ГДР. На обратном пути немножко застряли на польско-русской границе. Стоим на таможне, ждем очереди, а сзади нас - новенькие, красивые "Жигули". За рулем — хорошо одетая, симпатичная дамочка.
Сидеть ей, видно, надоело, она вышла из машины, вся разукрашенная, с сигаретой в руке и кричит нам: "Вы откуда?" Мы говорим: "Из ГДР. Были по приглашению". "А я из Парижа!" - сообщает она. А выражение лица такое, чтобы мы сразу поняли, как нам сказочно повезло встретиться с ней. Мы с женой переглянулись: "Ну, здорово, да!" - и сели в машину. И потом, сколько двигались в очереди, я слышал то здесь, то там эту реплику: "А я из Парижа!" Она по всей таможне ходила и каждому встречному сообщала, что едет из Парижа. Понимаете, люди должны были непременно узнать, что рядом с ними свидетель чего-то совершенно особенного, великого. Из Парижа! Из Москвы! А вот Иисус родился в хлеву, возле маленькой гостиницы, на окраине небольшого города. Есть о чем подумать!
Превозношение и обольщение — это великий враг, который разрушает церковь изнутри.Приходит в церковь человек с хорошим голосом и начинает сразу: "А я петь могу, не то, что вы. У меня образование есть, и опыт, и пятое, и десятое..." Сразу можно сказать, что не будет никому никакой пользы от этого таланта. А вот проблемы обязательно возникнут. Или появляется кто-то с родословной и тут же начинает растолковывать непосвященным: "Я настоящий, коренной немец, не такой перемешанный, как вы тут все. Не поймешь, что за народ собрался". Если взять меня, то по всем моим веточкам у меня нет нигде русской крови, так что я тоже могу гордиться!!! ...Или печалиться... Да поможет нам Господь скромно прожить нашу жизнь на этой земле, уважая друг друга.
Я как-то зашел в одну церковь и слышу люди шепчутся: "Ой, смотри, смотри, руководитель прославления идет! Давайте с ним сфотографируемся?" Подошли, сфотографировались. И такие гордые, счастливые. Послушайте, друзья, не имеет принципиального значения тот факт, какое я веду в церкви служение. Когда я исполняю роль пастыря, значит, я пастырь. Но вне этой роли я такой же брат (или сестра), как вы все.И я с удовольствием кушаю за отдельным столом, который мне поставили, но и за общим - нет проблем с аппетитом. И я с удовольствием плачу за свою еду и с удовольствием не плачу. Вы понимаете? Если люди хотят сделать что-то доброе для тех, кто у них служит в Слове, то это тоже по Библии. Писание говорит: "Отдавайте служащему в Слове особенное предпочтение". Я в этом не нуждаюсь, но вы в этом нуждаетесь, чтобы исполнить Слово. Но это не значит, что я стал лучше, чем брат Гоша из-за того, что я пастырь. Это не значит, что я стал лучше, чем сестра Кристина. Мое сердце перед Богом, и разница между нами в том, что я несу больше ответственности, чем Кристина. Берегитесь чрезмерного, особенного поклонения перед человеком: "Ой, смотрите: пастырь идет! Да это же сам Апостол пробуждения! Апостол, Апостол! Видите, я стояла с ним рядом, у меня даже фотография есть! ...Ой, это украинский помазанник идет! Видишь! Видишь!" Успокойтесь, он такой же человек, как и все. И он будет отвечать за все свои добрые и недобрые мысли и дела так же, как и мы все. И мы, и он должны достойно исполнить волю Божью. Он - служитель Божий, поэтому мы относимся к нему с уважением и отдаем ему особую честь, но точно так же обязаны мы отдавать честь братьям и сестрам по вере. Обязанности служителя церкви, даже самого высоко ранга, не делают из человека Бога, царя или князя. Он (или она) также остается всем нам братом (или сестрой). Я - брат, моя жена - сестра, и мои дети - братья и сестры, такие же, как все остальные. Думаю, это звание в церкви самое важное. И мы очень сильно любим наших братьев и сестер.
Глава 7
Конкуренция
Шестой принцип: избегайте конкуренции.Писание говорит:
"Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?" (1 Коринфянам 3:3-4).
Дух конкуренции, что это такое? "О, у меня в домашней группе уже больше людей, чем у сестры Даши. Да!" - "А вот я пою лучше, чем сестра Маша!" - "А я рисую лучше!" - "А я книг покупаю больше!" - "А я..." и т. д. Дух конкуренции в нашем случае — это постоянное превозношение своего "я". Это подсознательное желание, чтобы все остальные находились ниже меня, не достигли того, чего достиг я.
Да сохранит нас Господь от этого, особенно в Церкви. Охотно объясню, почему. Если вы выполняете какую-то работу лучше, чем ваш брат или сестра, то у вас есть больше основания славить Бога и благодарить Его за помощь. Надеюсь, вы понимаете: все, чтоу нас есть,- у тебя,у меня, - все пришло от Бога!Бывает, мне говорят: "Александр, ты хорошо ведешь служение. Очень интересно и поучительно", - признаюсь, такие слова - как елей на сердце. Пусть. Но, Боже упаси, воспринять эту оценку как мою личную заслугу. Ничего я не умею. А все, что есть, Господь дал, подарил. Иесли Он перестанет давать, все исчезнет. Надо очень хорошо понимать, что мы только сосуды, куда Бог наливает Свое масло. Мы - глиняные сосуды, которые Бог, по великой милости, наполняет. И вопрос в том, дырявые мы сосуды или целые. И если мы целые, то есть стараемся от чистого сердца, любим Господа, закрываем все отверстия, чтобы сохранить влитое Господом, то у нас многое получается.
Но чье это все, чем мы обладаем? Божье! Наполняет сосуды Бог. Это касается и помазания, и силы Божьей — мы тоже получаем их от Господа.
Помню, когда первый раз мне доверили молиться за людей, я увидел, что они стали падать от силы Божьей точно так же, как и у пастыря. Сразу мелькнула мысль: "Вот это да! О, я такой же, как он!" Остынь, дорогой! Если надо, можно еще ведро холодной воды на голову вылить! Все очень просто: Дух Божий действует через каждого человека по вере. Но пастырь как был пастырем, так им и остался. А я как был служителем в церкви и помощником, так им и остался. Падают ли у меня люди от силы Божьей или стоят, наполняются Духом Святым или нет, исцеляются или уходят с недугом, есть у меня пророчество или нет, - ничего не меняет моего положения, моя ценность в церкви остается прежней. Это просто дары. Конечно, когда я выполняю определенную работу, связанную с моим положением, то я заслуживаю в этом качестве особого к себе отношения со стороны окружающих. Писание подтверждает это: "Кому честь, тому честь; кому слава, тому слава" (Римлянам 13:7).Каждый человек на основании своего положения имеет право на определенное уважение и почет, и должен их получить. Но не заблуждайтесь по поводу того, что положение само по себе автоматически сделает вас более ценным для братьев и сестер.
Этот же принцип распространяется и на давний спор о том, кто выше по положению - мужчина или женщина. И мужчина, и женщина в глазах Божьих абсолютно равноценны. Моя жена не дороже перед Богом, чем я, а я не дороже в Божьих глазах, чем она. Иисус пролил Свою кровь за нее так же, как и за меня. Но наше положение разное: Бог поставил меня первым, а, ее - второй. Это сделал Господь, это принципы Божьи. Поэтому жена не имеет права совершать по отношению к мужу определенные, унижающие его действия. А если делает - это беззаконие, которое должно быть прекращено! Но, равным образом, и муж не имеет права совершать по отношению к жене подобные действия. Иначе он будет виновен в беззаконии. Нужно верно, по Библии, понимать равноправие мужчины и женщины. Каждый человек от рождения, будь то мужчина или женщина, получает право на жизнь и право на спасение - вот в чем выражается равноправие. Но вовсе не в том, например, что женщина, если она где-то руководитель, автоматически получает право командовать повсюду. Это здорово, если женщина начальник и отдает правильные приказания на производстве. Но когда она приходит домой, надо быть послушной мужу. "Нет! Не хочу!" - воскликнет она. Хочешь, не хочешь, это принцип Божий. А мужчины не должны привыкать к тому, что жена все делает. Удобное положение: "Я первый, я первый! Но ни за что не берусь, пускай она все решает. Пускай все несет и за все отвечает!"
Глава 8
Братолюбие с нежностью
Седьмой принцип называется: с нежностью.Писание говорит:
"Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте" (Римлянам 12:10).
Библия нам дает принципы того, как взаимодействовать друг с другом, какие должны быть отношения в церкви, например: "Прощайте друг другу, будьте милостивы друг к другу, снисходите друг к другу..." и т. д. Есть еще много иных мест, где говорится об этом. К сожалению, их нельзя привести все для примера: потребуется слишком много время. Но вот этот принцип — относиться друг к другу с нежностью - мне нравится больше всего, потому что с нежностью я обращаюсь только к тем, кого я очень сильно люблю. Нежно... Ты боишься его оскорбить, ты боишься его обидеть, ты боишься сделать это даже в мыслях. В почтительности друг друга предупреждайте. Что такое почтительность? Уважение. Кому достанется первый стакан воды? Все хотят пить, но я самый быстрый, прибегаю первым. И выпиваю этот стакан. Исполнил ли я Слово Божье? Нет! Вот если я опередил других, налил стакан, но отдал его брату, тогда я исполнил волю Божью. Так должно быть.
В нашем молодежном лагере летом имел место такой эпизод. Когда на столы выставили фрукты в первый раз, молодые люди набросились на эту красоту, самые проворные набрали, сколько могли, а последним оставили пустые тарелки. Это была первоначальная реакция живота. Потом им сделали замечание: "Смотрите, другим не досталось!" На следующий день мы наблюдали чудеса: стоит полный стол овощей и фруктов, никто ничего не берет, потому что каждый оставляет другому. Слава Богу, наша молодежь быстро воспринимает принципы Божьи. В этом смысле мы можем брать с нее пример.
Друзья, мы вместе с вами разобрали, что такое покаяние и почему оно так важно для каждого, кто обратился к Богу. По примеру Неемии и с помощью его опыта мы долго и основательно возводили прочные духовные стены. Также мы разобрали с вами, какими принципами должен руководствоваться христианин в общении с братьями и сестрами. Вот, наконец, длинный путь, начатый нами вместе, близок к завершению. И я очень надеюсь, что теперь уже ничто не помешает вам стать сильным и победоносным христианином. И принести достойный плод во славу Господа! Аминь!
*******
Автор благодарит читателей за терпение и внимание, с которыми они отнеслись к его книге. Он будет очень рад, если чтение заставит кого-то по-настоящему задуматься о самых главных вопросах жизни. А если прочитанные страницы побудят к тому же принять ответственное и правильное решение, автор будет считать, что задуманное удалось: семена пали на благодатную почву.