Глава 13. Рассмотрение доводов стороны, утверждающей узаконенность маулида.
Сказал имам Суфьян ас-Саури: «Нет такого заблуждения, которое не было бы приукрашено»[44].
Сказал Муфаддаль ибн Мухальхаль: «Если бы нововведенец рассказывал тебе о своем нововведении в самом начале разговора, то ты бы остерегался и сторонился его. Однако, он начинает рассказывать тебе хадисы пророка , а потом незаметно переходит на свое нововведение»[45].
Довод.
Пророк и его сподвижники проводили маулид, но хадисы и сообщения об этом до нас не дошли.
Ответ:
Выше мы приводили некоторые из священных контекстов, опровергающие эти логические измышления. Но, исходя из того, что организаторов маулида больше интересуют слова ученых ханафитского мазхаба, нежели аяты и хадисы, мы приведем здесь правило, утвержденное в ханафитском мазхабе.
Ханафитский мазхаб построен на множестве основ и правил, одним из которых является следующее правило:
«Отсутствие священных контекстов о совершении какого-либо деяния указывает на то, что это деяние не совершалось, более того, указывает на то, что совершение этого деяния запрещено и является нововведением».Вот слова ханафитских имамов об этом:
Сказал имам Ибн аль-Хумам (умер в 861 г/х): «Отсутствие священного контекста достаточно для вынесения решения о неузаконенности деяния»[46].
Сказал имам Ибн ‘Абидин (умер в 1252 г/х): «Если не имеется священного контекста на узаконенность какого-либо деяния, совершение этого деяния является запретным». После этого имам Ибн ‘Абидин указал на множество книг ханафитского мазхаба, которые говорят об этом правиле[47].
Сказал имам аль-Акмаль аль-Бабирити (умер в 786 г/х): «Что же касается нас (т.е. ханафитов), то мы говорим: «Отсутствие священных контекстов о каком-либо деянии является доводом на то, что это деяние не совершалось»[48].
Сказал имам аль-Финжифири (1407 г/х): «Отсутствие указания на то, что пророк совершал какое-либо конкретное деяние, указывает на то, что он этого не делал». После этого он же сказал: «Что же касается утверждения того, что пророк не совершал какое-либо конкретное деяние, то оно бывает двух видов:
1. Явное заявление о том, что пророк не делал того-то и того-то.
2. Отсутствие контекста, указывающего, что пророк совершал то-то и то-то».
После чего он привел некоторые примеры и сказал: «И невозможно, чтобы пророк совершал что-либо и не передал этого никто, ни малый, ни взрослый, ни мужчина, ни женщина»[49].
Здесь остается только добавить, что отсутствие указания в хадисах или сообщениях (асарах), что пророк совершал какое-либо деяние, является гораздо более сильным доводом, чем явное заявление, что пророк не делал этого деяния. Потому что это говорит о том, что возможность совершения этого деяния пророком не приходила даже в голову, поэтому они нигде не указывали о том, что пророк этого деяния не совершал.
Для большей ясности приведем пример. Сподвижники сообщили, что во времена пророка не совершался азан на праздничный намаз. Они сообщили об этом потому что знали, что те поколения, которые придут после них, могут начать совершать азан на праздничный намаз, проведя аналогию с другими намазами. Но сподвижники нигде не сообщили, что пророк не праздновал своего дня рождения. Это потому что возможность справления рождества пророка им даже в голову не приходила, также, как им не приходила в голову возможность существования самолетов, компьютеров и т.п.
Что же касается доводов на это правило, то имам аль-Финжифири привел лишь два:
1. Слова Всевышнего: «Нет у них знания об этом». (45:24).
2. Слова Всевышнего: «Они лишь следуют предположениям и измышляют». (6:116).
Довод.
Пророк держал пост в понедельник, значит обращал внимание на свой день рождения[50].
Ответ:
1. Пророк обращал внимание на день недели, а не на дату рождения. Поэтому по вашей логике, было бы правильнее проводить мероприятия каждую неделю[51].
2. В хадисе пришло, что пророк выделял день недели, в который он родился уразой, а вы выделяете дату его рождения празднествами и едой.
Сказал Всевышний, обращаясь к иудеям: «Неужели вы просите заменить то, что лучше тем, что хуже?». (2:61).
В этом проявляется ваше сходство с иудеями.
Каково же положение того, кто последовал в своих деяниях за шиитами, причем крайними из них – фатимидами, и вместе с этим, стал подобен многобожникам-курайшитам и иудеям?!
Довод.
Ибн ‘Аббас рассказывал: «Когда посланник Аллаха прибыл в Медину, он увидел, что иудеи держат уразу в день ‘Ашура[52]. Пророк сказал им: «Что это за день, в который вы держите уразу?». Они сказали: «Это великий день. В этот день Аллах спас Мусу и его народ и потопил фараона и его народ. И постился Муса в этот день в знак благодарности Аллаху, поэтому мы тоже постимся в нем». Тогда посланник Аллаха сказал: «Мы ближе к Мусе чем вы». И пророк начал поститься в этот день и приказал поститься мусульманам».
(Хадис достоверный; Бухари 2004; Муслим 1130).
Их вывод: пророк начал держать пост в день ‘Ашура в знак благодарности Аллаху за спасение Мусы, мы также справляем день рождения пророка в знак благодарности Аллаху за его рождение[53].
Ответ:
1. Иудеи начали держать уразу в этот день только после того, как держать уразу в этот день начал пророк Муса. Так как же вы начинаете выделять день рождения пророка Мухаммада , тогда как пророк не показал вам примера в этом?!
2. Если бы в маулиде было благо, пророк бы узаконил его и сам бы его проводил, ведь как он мог узаконить уразу в день ‘Ашура и не узаконил празднества в честь своего дня рождения?!
«А твой Господь не забывает». (19:64).
3. Если внимательно посмотреть в священные контексты, можно увидеть, что Всевышний Аллах везде указывает нам на милость того, что Он послал к нам пророка , и везде упор делается именно на послание, а не на рождение. Это потому что само по себе рождение не так важно, в сравнение с посланием. И основное отличие пророка от людей заключается в том, что он посланник от Аллаха, а не в том, когда, где и как он был рожден[54].
Сказал Аллах: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним пророка из них самих».(3:164).
Именно поэтому повелитель правоверных ‘Умар ибн аль-Хаттаб начал вести летоисчисление мусульман с момента переселения пророка , а не со дня его рождения.
Довод.
Суфии приводят также историю от Ибн аль-Джазари: «Одному человеку приснился во сне враг Аллаха Абу Ляхаб. Этот человек спросил его: «Каково твое положение?» Абу Ляхаб ответил: «Я в Огне, однако, каждый понедельник мои мучения облегчаются. Это потому что я обрадовался рождению пророка и от радости освободил свою рабыню Суэйбу».
Их вывод: если даже неверующий получает пользу от своей радости по поводу рождения пророка , то что говорить о мусульманах, которые справляют день его рождения каждый год?!
Ответ:
1. Это сообщение недостоверно, так как тот, кто видел сон, не назван. Поэтому утверждение того, что кто-то вообще видел подобный сон не может быть подтверждено.
2. На основании снов в шариате ничего не узаконивается, в чем нет разногласий среди ученых приверженцев сунны (ахлю сунна).
Один из имамов ханафитского мазхаба Махмуд Шукри аль-Алюси (1342 г/х) сказал: «Шариатские постановления и религиозные поклонения устанавливаются только лишь Книгой Аллаха, Сунной Его посланника и единогласным мнением имамов сунны (иджма’). И это путь первых поколений этой общины. Поэтому не разрешается утверждение шариатского постановления, исходя из чего-либо, кроме этих трех источников…что же касается утверждения законности каких-либо поклонений посредством таких сказок и историй, то это путь иудеев, христиан и им подобных».[55]
3. Если даже представить, что этот человек видел данный сон, то этот сон является ложью, так как противоречит явным контекстам Корана.
Сказал Аллах: «А тем, которые не уверовали, уготован огонь Геенны. С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся. Так Мы воздаем каждому неверующему». (35:36).
Абу Ляхаб умер неверующим без разногласий, так как же ему облегчаются его мучения, тогда как Всевышний говорит, что мучения неверующих не облегчаются?!
4. Абу Ляхаб неверующий, а сообщения неверующих не принимаются единогласно.
Довод.
Первые три века хиджры мусульмане не нуждались в проведении маулида, так как они итак помнили о пророке , знали его жизнеописание и любили его.
Ответ:
1. Удаленность во времени от первых поколений мусульман не делает дозволенным нововведения. А иначе, посредством такой философии, можно было бы ввести в религию все, что угодно.
2. Сегодня имеется возможность выполнения всего, что узаконено в религии для того, чтобы сильнее полюбить пророка и постоянно помнить о нем.
Довод.
Почему большинство мусульман в различных мусульманских странах отмечает этот день, а вы, небольшая кучка, не празднуете? Разве может быть так, что меньшинство идет более верной дорогой, чем большинство?
Ответ:
Сказал Аллах: «Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они лишь следуют предположениям и только лишь измышляют».(6:116).
Довод.