Глава 6. Затем Всевышний завершил Свое послание (Коран и Сунну), назвал их полными и запретил что-либо дополнять в них.
Всевышний Аллах не переставал посылать Свои предписания и установления, границы, приказы и запреты, пока не дал исчерпывающего разъяснения всякой вещи. Таким образом, Он довел Свою религию до совершенства, назвал ее полной и запретил что-либо дополнять в нее. Все это ясно понимается из следующих аятов и хадисов:
Сказал Аллах: «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас Ислам в качестве религии». (5:3).
«Мы ничего не упустили в Писании». (6:38).
«Всякой вещи Мы дали исчерпывающее разъяснение». (17:12).
Из этих аятов мы делаем вывод, что Всевышний Аллах не оставил ничего, кроме как разъяснил нам суть этого, будь то частными аятами и хадисами, либо же общими. Поэтому, тот, кто совершает какое-либо нововведение, а затем не находит основы своему деянию в шариате, косвенно обвиняет Аллаха, что Он разъяснил далеко не все, но оставил это благое деяние без указания на него. Если бы человек заявил это открыто, то стал бы неверующим безо всяких сомнений.
Абу Зарр рассказывал, что пророк сказал: «Не оставил я ничего, что может приблизить вас к Аллаху, кроме как повелел вам это (т.е. указал вам на это). И не оставил я ничего, что отдаляет вас от Аллаха и приближает вас к огню, кроме как запретил вам это».
(Хадис достоверный; ат-Табарани в «аль-Кабир» № 1647; Ибн Хиббан, 65).
Также ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что пророк сказал: «Посылая пророков, Всевышний Аллах обязывал их указывать общине на всякое известное им благо и предостерегать общину от всякого зла известного им».
(Хадис достоверный; Муслим 1844).
Из этих двух хадисов мы понимаем, что если деяние является благим и приближает нас к Аллаху, то на него непременно должно быть указание в Сунне пророка . Если же человек называет деяние благим, а затем не находит на него указания в Сунне, то он должен перестать называть его благим также, как должен удержаться от его совершения. Иначе, он косвенно обвиняет пророка , что он оставил данное благо без указания на него. Если бы человек заявил об этом открыто, то стал бы неверующим безо всяких сомнений.
Аль-‘Ирбад ибн Сария рассказывал, что пророк завещал им: «Поистине, тот, кто проживет из вас долго, увидит множество разногласий. Так держитесь же за мою Сунну и сунну праведных халифов, ведомых праведным путем, схватитесь за нее коренными зубами. И ни в коем случае не вводите никаких нововведений, ведь, поистине, каждое нововведение – это заблуждение».
(Хадис достоверный; Абу Дауд 4607; Тирмизи 2676 и сказал о нем: «Хадис хороший, достоверный»).
Обратите внимание на то, на что указал пророк для выхода из разногласий (как сейчас любят выражаться «чтобы фитны не было»). Он указал нам на две вещи, соблюдая которые, мы выйдем из разногласия и убережемся от заблуждения – крепко держаться Сунны и ни в коем случае не вводить нововведений. При этом, пророк не сказал: «Когда доживете до таких времен, крепко схватитесь за обычаи и традиции своих отцов, совершайте то, что вам кажется благим, даже если не найдете ничего, что послужит доводом на эти ваши деяния. Также, оставьте те деяния, на которые пришли указания в Сунне, чтобы фитны не было. При этом, давите всех, кто осмелится выразить вам свое порицание, вешайте на них позорные ярлыки, врите направо и налево, ну, а уж если и это не поможет, тогда можете этих смельчаков в милицию сдать!».
‘Аиша рассказывала, что пророк сказал: «Если кто-то введет в это наше дело то, что не из него, оно будет отвергнуто».
(Хадис достоверный; Бухари 2697; Муслим 1718).
Также ‘Аиша рассказывала, что пророк сказал: «Тот, кто совершит деяние, на которое не было нашего приказа, оно будет отвергнуто».
(Хадис достоверный; Муслим 1718).
Из этого хадиса мы понимаем, что любой, кто хочет совершить какое-либо религиозное деяние, должен иметь на это свое деяние приказ от пророка , а иначе это его деяние будет отвергнуто.