Сатана по-прежнему обладает высоким саном
В Послании Иуды мы читаем, что архангел Михаил, ангел, имеющий великую власть и высокое положение на небе, «не смел произнести укоризненного суда» на сатану (ст.9), споря о теле Моисея. Даже в своем падшем состоянии дьявол является одной из самых разумных и высокоорганизованных личностей, сотворенных Богом.
Люцифер, дьявол это реальная личность
Дьявол не является влиянием, идеей или каким-то абстрактным замыслом. Он - личность. Ему даны личные имена и титулы (Опер. 20:2). Ему приписаны личные поступки и качества (Ис. 14:12-15). Иисус обращался с дьяволом как с личностью (Мф. 4:1-11) и вел войну против него как против личности (Лук. 13:16). Павел в своих посланиях описал сражение верующего с сатаной как с реальной личностью (Еф. 6:10-18). О дьяволе говорится как об обладающем личными характеристиками: сердцем, гордостью, речью, знанием, силой, желанием и похотями. (Полный список имен дьявола, использованных в Писании, см.в Дополнении.)
Кто такие бесы?
В нескольких местах Писание говорит об ангелах, которые стоят в одном ряду с дьяволом. В известном месте о Царстве Небесном, в Матфея 25:31-46, Иисус говорит об «огне вечном, уготованном дьяволу и ангелам его» (ст. 41).
Наиболее ясное описание находится в книге Откровения. Иоанну показывается видение «знамения на небе: ...большой красный дракон» (Откр. 12:3). Архангел Михаил и его ангелы сражаются с этим змеем. «И низвержен был великий дракон, древний
змий, называемый днаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и
ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:9).
В этом же отрывке говорится о драконе, увлекшем третью часть звезд с неба своим хвостом (ст. 4), и многие комментаторы истолковывают звезды как ангелов, т.е. сатана побудил третью часть небесных воинств взбунтоваться вместе с ним, когда он надменно попытался быть как Бог. Поскольку ангелов множество, «тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр. 5:11), истинное количество ангелов сатаны недоступно нашему пониманию.
Эти ангелы - бесы, или злые, нечистые духи, о которых говорит Библия. Их название происходит от латинского слова daemon, означающего «злой дух», и от греческого слова daimon, «божество».
Бесы не имеют возраста, из Библии мы узнаем, что по земле и в воздухе скитаются массы бесов. Поскольку они не умирают, они были в мире от начала времен.
Бесы - это личности
Эти бесы являются личностями без тел, и они высоко организованы. Как падшие духи, они желают обитать в теле, чтобы проявляться. Они рассержены на Бога из-за своего падшего состояния; их основной мотив - разрушать то, что Бог любит или творит, прежде всего человека.
В наших путешествиях мы слышали о бесовских духах, которые утверждали, что они Наполеон,
Александр Великий и другие мировые вожди. Они часто называют имена людей, в которых жили ранее. Когда кто-то, обладаемый дьяволом, умирает, тот дух немедленно ищет жилище в другом человеке. Он не может войти в жизнь просто любого человека, он должен найти того, у кого открыта дверь. Если он дух похоти, он ищет похотливого человека. Если он дух гнева, он хочет овладеть человеком, который плохо умеет владеть собой. Дух безумия будет желать войти в разум человека.
Павел предупреждал о бесовской силе
То, что бесы высоко организованы, можно видеть из заключительной части Послания апостола Павла к Ефесянам: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против миро правителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12).
В поднебесье сатана и его бесовские ангелы имеют свое жилище и базу для действий.
Иисус изгонял бесов
Иисус считал существование бесов само собой разумеющимся. Он сталкивался с ними постоянно, изгоняя их из людей (Мф. 15:22,28) и давая Своим ученикам власть освобождать людей (Мф. 10:1; Лук. 9:1; Марк 16:17).
Апостолы верили в существование бесов
Апостолы твердо верили в существование бесов. Матфей наводил на мысли об их организации под началом сатаны (Мф. 12:26) и говорил об их окончательном осуждении (25:41). Лука описал их натуру (Лук. 4:33, 6:18), их изгнание из людей (9:42) и их место обитания (8:27-33).
Иоанн также сказал об их месте обитания (Откр. 9:11), их деятельности (16:14) и провозгласил их
существование (9:20). Павел писал Тимофею, предупреждая его об «учениях бесовских» (1 Тим. 4:1).
Бесы называют себя
Очень часто бесы называют себя. Библия отмечает несколько примеров. Один бес говорил мне, что он «змеиный дую», а другой сказал громко: «Я – ангел над кровью». Духи в бесноватом из Гадары назвались «Легион» (Марк 5:9).
Бесы – лжецы
Однако мы должны понять, что бесы - лжецы и могут не говорить правду о своих именах, количестве или силе. Очевидно, они различаются по злобе: одни могут быть «злее» других (Мф- 12:45).
Бесы различаются по силе
Они также различаются по силе (Марк 9:29) и, по-видимому, знают имена тех, кто запрещает им и изгоняет их. В Деяниях 19:15 злой дух сказал: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?»
Бесы веруют и трепещут
Бесы - это не мертвые люди, так же как ангелы - это не прославленные верующие, умершие и ушедшие на небо. Бесы верят в Бога, и, как говорит Иаков, они «трепещут» (Иак. 2:19). Их верование не есть вера, доверие и посвященность, скорее это знание.
Бесы имеют силу волн
Бесы имеют силу воли (Мф. 12:44); они противятся святым и имеют учения (Рим. 8:38, 1 Тим. 4:1); и они не пребывают в истине (Ин. 8:44). Но главное, что нам всем нужно помнить, это что они подчинены, находятся под верховной властью Господа Иисуса Христа. Петр напоминал верующим братьям первого века об этом, когда он писал об Иисусе:«Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились Ангелы и власти и силы» (1 Пет. 3:22).
Глава 3
Как Иисус
обращался с диаволом
Дьявол боится настойчивости, потому что он избегает частых поражений.
Амброзе
Иисус говорил о бесах больше, чем об ангелах. Он имел больше сказать об аде, чем о небе. Читая
Евангелия, легко замечаешь, что значительная часть времени Иисуса уходила на столкновения со злыми духами. Кажется, что они возникали повсюду. В первой главе Евангелия от Марка Иисус сталкивается не менее чем с пятью ситуациями, в которых был замешан сатана или злые духи. Третья часть главы 3 занята банальным проявлением бесов, и половина главы 5 описывает
классический случай гадаринского бесноватого (также называемого гергесинским). На протяжении всей книги «нечистые»», или злые, духи и их главный правитель - сатана, таятся неподалеку от места действий Иисуса, куда бы Он ни шел.
Нет сомнений, что этот мир полон бесов, как писал Мартин Лютер. Когда воплощенный Сын Божий, исполненный Духа Святого, ходил в праведной силе поселениям Галилеи и Иудеи, бесы начинали проявляться.
Бесспорно, Дух двигается в большей силе в наши дни, чем в предыдущие века, и бесы опять возбуждаются. Наблюдая за Иисусом, мы можем научиться, как обращаться с этими бесами.
Иисус сталкивался с бесами косвенно Духовная война, свирепствовавшая вокруг Иисуса, была
очевидной еще до того, как Он родился. Матфей написал, как царь Ирод сильно встревожился из-за вестей о том, что в его государстве должен родиться новый царь. Когда с Востока пришли маги,
спросившие, как им найти «родившегося Царя Иудейского, Ирод велел им держать его в курсе
событий. Он намеревался позднее избавиться от - того, то, как он боялся, заберет его престол. Обнаружив, что его обманули и что мудрецы не собирались вернуться, чтобы осведомить его, Ирод приказал солдатам напасть на Вифлеем и истребить всех младенцев мужского пола в возрасте двух лет и моложе.
Эта чрезвычайная мера не была поступком разумного человека! Отнюдь нет. Ирод был
вдохновлен дьяволом на совершение такой резни. Иисус, конечно, спасся, потому что ангел предупредил Марию и Иосифе о том, что нужно бежать в Египет на время.
Конфликт с сатаной проявился в дальнейшем в Назарете, где Иисус жил тридцать лет. Горожане
видели, как этот сын Иосифа рос и достиг зрелости.
Они не слышали, чтобы Он богохульствовал иди ругался, или причинял кому-то боль. Однако, когда Он вернулся в Назарет и выступил в синагоге (Лук. 4:16-32), они пришли в ярость, схватили Его и «повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (ст.29). Почему нормальные люди захотели убить хорошего, доброго земляка? Это было ненормально. Это дьявол искал погубить Его раньше времени.
Мы находим это также в случае с «бесноватым» из Гадары, человеком, имевшим в себе легион бесов (Марк 5). Согласно Библии, все боялись этого человека, боялись даже проходить тем путем. Чужеземцы и приезжие выбирали другую дорогу из-за этого дикаря. Когда Иисус проходил там, этот бесноватый с ревом выбежал на Него. Он хотел убить Иисуса. Но Иисус встал перед ним и спросил: «Как твое имя?» Когда духи назвали себя («легион: ибо нас много»), Иисус повелел им выйти.
Другая косвенная встреча с князем тьмы произошла, когда Иисус спал в лодке, а Галилейском море. Буря поднялась ненормально быстро. Писание говорит, что она появилась «внезапно». Как мы узнаем из книги Иова, дьявол имеет некоторый контроль над стихиями, и пока Иисус спад, сатана попытался пустил, лодку на дно моря. Несомненно, дьявол думал, что если он сможет
атаковать Иисуса косвенным образом, он сможет убить Его. Но, конечно, его попытка провалилась, ученики разбудили Иисуса. Он запретил шторму, и на воды опустилась великая тишина.
Дьявол пытался убить Иисуса также через ненависть и коварство религиозных лидеров. Я не верю, что те священники и фарисеи были обычными ненавистниками. Что-то сошло на них. Это началось с гордости. Они думали: «Так, если этот Иисус дальше тут будет. Он украдет наш престиж. Мы должны избавиться от Него!»
Дьявол помогал им до самого момента убийства Иисуса.
Сатана косвенно атаковал Иисуса также через Иуду, который предал нашего Господа. Лука отмечает, что «вошел же сатана в Иуду - (Лук. 22:3). Иуда не был настоящим врагом Иисуса, дьявол использовал его. Избегая прямого столкновения, он предпочел попытаться убить Иисуса обманом.
Прямые столкновения
Самый лучший пример прямого конфликта между сатаной и Иисусом - искушение в пустыне. И Матфей и Лука подробно описывают его (см. Мф. 4 и Лук. 4). Дьявол пришел к Иисусу, когда Он был один и готовился к Своему земному служению. Сорок дней Он молился и постился, и Его тело стало слабым. Дьявол подумал, что это будет момент наибольшей слабости Иисуса. Он не знал, что хотя плоти постящегося человека может недоставать сил, его дух может быть сильнее,
чем когда-либо.
Сатана, во-первых, подошел к Иисусу в области Его плотского аппетита. «Вот камень, - сказал он. – Если ты Бог, то преврати его в хлеб».
Сатана знал, что Иисус - Бог. В конце концов, Иисус создал его. Он знал, что Иисус - его Творец. Но дьявол - обманщик и лжец. Он сказал: «Если ты Сын Божий...»
Иисус ответил: «Написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»» (ст.4). Он стоял на Слове Божьем, цитируя дьяволу, место из Ветхого Завета и тем самым давая образец и пример для вас и меня. Мы должны отвечать на сатанинские атаки не нашим умом и не нашими чувствами, но Божьим Словом. Иисус выиграл первый раунд этого искушения, и мы тоже выиграем, когда будем применять Слово Божье.
Затем сатана попытался затронуть душу Иисуса. Взяв Его на самую высокую точку храма, он прошептал Ему в ухо: «Послушай-ка, Ты пытаешься быть евангелистом. Но Твоего имени еще не было на страницах Иерусалимских Новостей. О Тебе еще никто не написал сенсационную статью. Ты просто никто. Но сейчас прыгни с этого храма прямо на главную улицу Иерусалима и скажи: «Я спрыгнул сюда с высоты семидесяти двух футов и не ушибся!» Тогда все будут восхвалять Тебя, и корреспонденты Иерусалимских Новостей прибегут и напишут статью о Тебе. Тебе
нужна какая-то реклама, чтоб все узнали о Тебе».
Не думай, что дьявол не умен. Он умен. Но Иисус ответил немедленно: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего»» (ст. 7).
Мы никогда не должны верить диаволу. Мы не должны искушать Бога. То, что сказал дьявол, было правдой. (Вообще-то он цитировал Псалом 90:11,12, опустив для удобства ключевые слова!) Если бы Иисус упал, ангелы позаботились бы о Нем. Но Иисус сказал нечто более сильное: «Не искушай Господа Бога твоего».
Время от времени какой-нибудь журнал или газета помещают на своих страницах статью о людях, которые, следуя своей религии, берут в руки змей. Я жил какое-то время в джунглях, и ядовитые змеи были везде вокруг меня. Но я думаю, что для меня было бы искушением дьявола взять одну из них в руки. Я ел пищу, которая была ядовитой, и Бог исцелял меня, потому что я не знал, что она была ядовитая. Иисус сказал: «Не искушай...»
У дьявола был еще один фокус в рукаве, его «ход конем». Он попросил Иисуса просто склониться и поклониться ему. Сатана пообещал Ему « все царства мира и славу их» (ст. 8), но Иисус не поддался и не склонился.
Иисус пришел на землю именно с целью востребовать человечество обратно для Своего Небесного Отца. Но с этим третьим искушением сатана не собирался даровать то, что он предлагал, и Иисус знал это. Это был привлекательный путь напрямик, ещё одна ложь дьявола. Иисус ответил: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано...» (ст. 10), и дьявол оставил Его - на время.
Три обращения сатаны
Сатана искушал Иисуса в этих трех направлениях, и он приходит к нам теми же тремя путями. Его обращения кажутся привлекательными. Они кажутся естественными. Они рассчитаны на человеческие инстинкты самосохранения, самовосхваления и самостоятельных достижений. Берегитесь!
Иисус в действии
Господь Иисус опознавал бесовских духов. Он признавал некоторых глухими духами. Он различал немоту, немощи и безумие. Христос знал количество бесов, которых человек имел, Он мог выгнать одного и мог выгнать тысячу. Из Марин Магдалины Он изгнал семь бесов. Количество не имело отношения к освобождению. Когда Он говорил слово, бесы должны были уйти, и люди освобождались.
Стоит особо отметить, что когда Иисус повелевал сатане уйти, он слушался. Сатана должен был склониться перед более высокой властью. Когда вы или я повелеваем дьяволу уйти во имя Иисуса, он должен послушаться нас тоже. Мы имеем эту власть.
Из современных фильмов и книг об оккультизме и из обрядов некоторых исторических деноминаций мы можем заключить, что изгнание бесов это что-то сложное и что это для немногих избранных. Однако, когда мы обращаемся к Библии, мы видим, что верно противоположное. Иисус редко тратил на освобождение человека больше нескольких минут. Обычно все, что Ему нужно было сделать, это дать мастный приказ.
В Матфея 9:32, 33 какие-то люди привели к Нему «человека немого бесноватого». В следующем стихе говорится: «Я когда бес был изгнан, немой стал говорить». На другой день (как записано в Мф. 12:22) «привели к Нему бесноватого слепого и немого». Матфей просто говорит, что Иисус исцелил человека, восстановив его зрение и речь.
После Преображения Иисус вернулся к подножию горы и нашел Своих учеников пораженными и смущенными. Они рассказали Ему, что один человек привел к ним своего сына, который «в новолуния бесновался и тяжко страдал» (Мф. 17:15). У них не было веры, чтобы освободить его. Согласно повествования Матфея, немедленно «запретил ему Иисус: и бес вышел из него: и отрок исцелился в тот же час» (ст. 18). Правда, что Иисус действительно подчеркнул им чрезвычайную важность молитвы и поста (ст. 21), но суть в том, что Он не занялся длительным анализом и ритуалом. Он употребил Свою законную суверенную власть и освободил мальчика.
Наш пример
Это пример дм церкви сегодня. Иисус брал власть, приказывал бесам уйти и не тратил массу времени впустую, делая это. Мы должны делать то же самое. Он уполномочил церковь, говоря: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов» (Марк 16:17). Конечно, мы должны быть чистыми сосудами. Наши сердца должны постоянно омываться через послушание Его Слову. Мы должны исповедовать всякий известный нам грех и постоянно признавать, что наша позиция «под кровью Иисуса». И когда мы ходим, таким образом, мам нужно просто с верой повелевать злым духам выходить, и они послушаются.
Иисус противостоял бесовской силе. Он не игнорировал ее. Он не держался на расстоянии от нее.
Он не боялся ее. Сейчас мы - голос Иисуса на этой земле. Мы - руки и ноги Иисуса. Мы должны быть готовы продолжать Его служение и изгонять бесов. Никогда не было такого времени, когда в этом была бы такая острая необходимость, как сейчас.
Кто-нибудь спросит: «Где те бесы, которых изгнал Иисус?» Они не в заключении и не в аду, как
некоторые воображают. Бесы, которых Иисус изгнал две тысячи лет назад, находятся в космосе ил и в какой-то пустыне, или они живут в каком-то человеке сегодня. Они желают обитать в людях, как я выяснил, когда предпринял первую попытку работать миссионером на острове Ява, среди языческого народа, жившего в духовной тьме. Но эти бесы не ограничены морскими островами. Оглянитесь вокруг себя и убедитесь. Наша работа подготовлена для нас.
Глава 4
Как я учился изгонять бесов
Посмотри, как много тысяч все еще лежат,
Связанные, в мрачной тюрьме греха,
И некому рассказать им о смерти Спасителя
И о той жизни, которую они могут обрести через нее.
Мэри Энн Томсон
«О Сион, поспеши»
Хотя я вырос в полноевангельской церкви, я не помню, чтобы слышал много проповедей об освобождении от бесовской силы. Я не могу припомнить, чтобы хоть раз слышал целую проповедь о дьяволе, его реальности и его делах. Если о нем говорили, то называли его
«старым пройдохой» и говорили, что у него есть рога и хвост. А если они запрещали дьяволу, то требовали, чтобы он шел обратно в ад хотя на самом деле он не в аду и никогда не был там. Это показалось бы очень необычным сегодня, но и тогда также было бы очень необычно, если бы проповедник произнес целую проповедь о бесах.
Когда мне было двадцать с небольшим, я присоединился к Хауэрду Картеру из Лондона, и мы
много лет путешествовали по разным странам, уча и проповедуя Евангелие. Мы провели три месяца на Яве, Индонезия, где у меня была первая встреча с одержимым человеком. Это была девочка двенадцати тринадцати лет, которая сидела на переднем ряду, на служении, где я должен был проповедовать.
Во время пения песен она соскользнула со скамьи и начала извиваться на полу, как змея. Из ее рта текла омерзительная зеленая пена. Она выглядела ужасно, и я почувствовал себя ужасно. Яванский служитель, однако, не обращал никакого внимания и вел служение дальше. Когда я поднялся проповедовать, внутри меня что-то пробудилось. Я был глубоко возмущен. Хотя я не сталкивался раньше с такими вещами, я твердо сказал: «Вернись на то место».
Эта индонезийская девушка не понимала английского, но дьявол в ней, очевидно, понимал. Она
мгновенно вернулась на свое место и сидела там неподвижно минут сорок, пока я проповедовал. Потом я помолился за кафедрой за ее освобождение во имя Господа Иисуса Христа. Борьбы не было. Она мгновенно исцелилась. Очевидно, по моим первым словам с кафедры дьявол понял, что я (через Христа) имею власть над ним.
При входе в одну церковь в другой части Индонезии ко мне подошла женщина, которая посмотрела на меня и сказала: «В тебе есть черный ангел, а во мне белый ангел».
Божья сила двинулась внутри меня, и вместо того, чтобы идти дальше к кафедре, я немедленно сказал ей: «Нет, черный ангел в тебе, это дьявол. Во мне белый ангел, Господь Иисус Христос. И так как мой ангел сильнее, я приказываю этому черному ангелу выйти из тебя, а тебе быть свободной».
У женщины сразу же началось что-то вроде судорог, через несколько минут она стала нормальной, какой она когда-то была. С того момента она была свободна. Она призналась, что много лет находилась под заклинанием колдуна. Теперь Христос освободил ее.
Меня не учили такому служению. Я не читал никаких книг на эту тему, кроме Библии, но когда я встретился с врагом, Дух во мне был затронут, и мое сердце протянулось к больным людям, чтобы помочь им и вернуть им здоровье.
Христос в конфликте
Пока мы служили повсюду на острове Ява, я встречался с дьяволом несколько раз. Самое главное, что я понял, было то, что не я лично участвовал в конфликте. Это был Христос во мне. Также не человек был причиной сражения, но дьявол в нём.
Я обнаружил, что причин для страха нет. Я заметил, что хотя они и кричали и метались, они не пытались навредить мне или прикоснуться ко мне. Изгоняя бесов, я был в полной безопасности. В большинстве случаев я замечал, что бесы хотели убежать и уклониться от столкновения со мной. Они часто говорили: «Нас здесь нет, мы ушли. Оставь нас в покое». Они не говорят правду.
Мой Гибралтар
По мере того, как я стремился подкрепить это служение Словом Божьим, Великое Поручение нашего Господа Иисуса Христа (Марка 16:15-18), в котором Он повелел Своим ученикам изгонять бесов, стало моим Гибралтаром.
Похоже, что почти каждый день у меня раздаются телефонные звонки от кого-то в Америке, кто борется со злым духом и ищет помощи. Почти каждый день ко мне приходят письма от тех. кто мучим дьяволом. После того, как я побывал гостем Пэта Робертсона в программе «Клуб 700», я получил около 2500 писем от слушателей, и большинство из них спрашивали об освобождении.
Эти люди нуждались в освобождении. Философия не может освободить их. Консультация пастора не может освободить их. Психиатрия не может освободить их. Один психиатр из Чаттануга однажды привел с собой своих четверых пациентов. Он был не в состоянии добиться излечения и хотел, чтобы я возложил руки и помолился за них.
Церковь пыталась наложить запрет на служение изгнания злых духов. Служители пытались убежать от ситуации и передали больных психиатрическим лечебницам, чтобы забыть о них. Однако есть постоянно растущая нужда в служении освобождения людей - в Духе.
Те, кто возглавляет армию Иисуса Христа, должны уметь не просто молиться за больных, но они должны уметь достигать духа человека и освобождать его от зла, разбивая силы сатаны в его духе и разуме. Однако прежде чем они смогут делать это, они должны знать, как различать духов и распознавать их присутствие.
Глава 5
Где обитает сатана
Не оставляй ни (иного незащищенного места, ни одной слабости души;
Возьми всю добродетель, всю благодать и укрепи все.
Иди от силы в силу, борись, сражайся и молись;
Попирай все силы тьмы и побеждай в день доброй брали.
Чарльз Весли
«Встаньте, солдаты Христа».
Нельзя надеяться раскрыть тему бесовской силы, не ожидая одного вопроса больше всех других: может ли христианин иметь беса? Может ли злой дух войти и овладеть верующим?
Полемика по этому вопросу не утихает из-за проблемы признания и определения. Кто такой
христианин? Что может случиться в его жизни?
Библия категорически утверждает в Иакова 4:7: «Противостаньте дьяволу, и убежит от вас.» Вот
позиция рожденного свыше верующего. Иисус Христос в Своем последнем поручении Церкви сказал: именем Моим будут изгонять бесов...» (Марк 16:17).
Христианину не следует бояться дьявола, ему следует свергать его с престола, изгонять его.
Однако человек, который, считая себя христианином, ходит к гадалкам, гадает на блюдечке и полагается в водительстве на гороскопы, является открытой дверью для входа лукавого. Почти каждый поклонник и верховный жрец колдовства в Бразилии скажет вам, что он христианин. Вот что я имею в виду под определением. У апостола Павла не было страха перед бесами или их силой, но у сыновей Скевы был. (См. Деян. 19:13-17.)
Мы говорим об этом в одной из нижеследующих глав, но сначала нам следует рассмотреть «жилища бесов», о которых спора нет. Сам сатана и бесы, которые служат ему, населяют страны этого мира и добиваются господства над ними. Он назван «богом мира сего» по веским причинам. Его духи, которых никто не может счесть, населяют атмосферу планеты Земля. Его присутствие можно почти увидеть и почувствовать в тех местах этого мира, куда Евангелие Иисуса Христа не входило бросить вызов его позициям. Библия говорит, что древний Вавилон стал «жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу» (Откр. 18:2). В описании Исайи о происхождении
дьявола (Ис. 14) последний обвиняется в «попирании народов» (ст. 12). Люцифер, как он назван в этом месте («денница, сын зари» в русском Синодальном переводе, - прим. перев.), «колебал землю, потрясал царства» (ст. 16).