Заговор при появление первых регул (месячных)
159. «Трава калган служила верой и правдой, как носила Мать Пресвятая Богородица не себе великую кровь, – так и ты уничтожила бы кровь у рабы Божьей (имя) и не усилила бы великую кровь».
Заговор над роженицей
160. «Золотник, золотник, русский царь, встань на месте, царь на кресле, встань на месте, крест на голове, – где тебя мать родила, где оставила».
Заговоры от вывиха
161. "Становой сустав, стань на свой стан[28], со всех костей, со всех мозгов, со всех жил, со всех пожилков, из буйной кости, из красной крови, из раба Божия (имя)".
Прочесть три раза и столько же раз ударить по больному месту щиколоткой руки, сказав: "По сей день, по сей час, по сию минуту". Заговор этот повторять три раза в день.
162. «Шел Бог по горам, по долам, шестом подпирался, шатром накрывался, кость к кости прилагал, кровь к крови приливал, от вывиха избавлял. Спаси, Господи, раба (имя). Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Заговор произносят по три раза, в течение трёх зорь, утром и вечером. При этом, во все время заговора, знахарь держит свои руки на больном месте, вложив три пальца одной в промежутки трёх пальцев другой.
Раздел II
Заговоры из книги Мансикка В. "Заговоры Пудожского уезда Олонецкой губернии"
Мансикка В. Заговоры Пудожского уезда Олонецкой губернии // Sborník filologický. Vydává III. Třída České akademie věd a umění. Praha: Nákladem České akademie věd a umění, 1926. Sv. VIII. Č. 1. S. 185–233.
В представлении этнографа Олонецкий край вырисовывается обетованной землей народно-поэтической старины. Если он решил посетить этот отдаленный край с целью собирать там этнографические материалы, то уже подъезжая к его живописным озерам, к порожистым рекам и дремучим лесам, он как будто ощущает близость первобытной жизни с ея вековыми преданиями. Он приезжает в Олонецкую деревню полный приятных ожиданий и уверенный в том, что он найдет там еще много интереснаго, несмотря на громадное влияние школы, железных дорог и изменившихся, благодаря городской культуре, жизненных идеалов. Отчасти он действительно прав: представители вековых, «эпических» традиций и стариннаго уклада жизни еще не все вымерли. Еще заметны следы древняго миросозерцания: дом, поле, лес, вода населены в воображении народа многочисленными духами, от которых человек находится в полной зависимости. Местами звучит еще монотонный напев былины и исторической песни. С захолустнаго кладбища доносится еще заунывный, полный отчаяния голос причитающей женщины. В зимний вечер можно еще слушать стараго, пользующагося широкой известностью сказочника, который своими сказками очаровывает наполняющих избу внимательных слушателей. Еще можно встретить бабу-знахарку, с таинственным и серьезным видом произносящую из рода в род передаваемые заговоры, и старика-колдуна, котораго соседи страшно боятся за его мнимое сношение с нечистой силой…
…Существует целый ряд заговоров, в которых сравнение следует считать риторическим, отвлеченным. Особенно популярны такия искусственныя и выдуманныя сравнения, когда в заговорах изображается что-нибудь трудно исполнимое. Кроме того, отвлеченное сравнение, не имеющее никакого отношения к действию, часто встречается в заговорах с эпическим элементом.
Одним из наиболее популярных магических средств является вода. В заговорах, которые так или иначе отражают обряд, особенно выдвигаются ея правильное течение, обилие и очистительное свойство. Когда роженицу поят водой, обращают внимание на ея правильное течение.
В природе таится неизсякаемый запас магической силы. Из жизни природы знахарь черпает свои лучшие средства и символы. Камень приобретает у него смысл неустрашимости и неподверженности болезням. С другой стороны подчеркивается значения камня, как средства для добывания всесильнаго огня. Серебро является символом чистоты. Соль служит прекрасным символическим средством для устранения явлений порчи. В любовном заклинании внимание обращается на ея крайнюю необходимость в человеческой жизни.
Растительная сила природы не знает по представлению знахаря никаких преград. "Белая береза", родоначальница того веника, которым знахарь пользуется в бане, не боялась "в чистом поле ни дождя, ни бури". Свойство золотистой нивы склоняться но не сломиться приходит на ум человеку, который во избежание спинной боли во время жатвы обводит соломой вокруг себя. Даже готовый хлеб, как продукт матери-природы, обладает достаточной силой, чтобы противодействовать злому влиянию: к нему не льнут ни призоры, ни переговоры.
Из других популярных символов есть еще те, которые имеют отношение к огню. Огонь пользуется широким распространением в любовной магии, в которой он является представителем внутренняго огня, горящих чувств. Сюда относится обряд над печиной, нужный для того, чтобы новый хозяин полюбил своего новаго жильца, хотя мысль заговорщика здесь как будто отвлекается в сторону, благодаря двойному значению слова "печься".
Распространенным магическим символом является также безымянный палец. В заговорах, передающих словами смысл символа, внимание знахаря поглощено тем несложным наблюдением, что этому пальцу "нет имени".
Из области жизни животных заслуживает внимания символы раздора и несогласия кошки и собаки. Поэтому шерсть этих животных упоминается, как изобразительный символ, в "остудном" заговоре, где действие сопровождается соответствующим сравнением. Можно думать, что для заговоров даннаго типа подобныя сравнения являются наиболее характерными. В любовных "приворотах", в свою очередь, фигурирует рыба: как рыба не может жить без воды, так бы такая-то не могла жить без такого-то.