Заговоры от волоса (коли выпадает)
115. «Тридевять колосьев, возьмите свои волосья от рабы Божией (имя)».
116. «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй. Освободи, Господи, от щерботы, от ломоты и от всякого вражеского приключения. Именем Христовым, знамением Господним и Животворящим Крестом изыди, волос, на ржаной колос, на слизкий щелок, на крепкий камень, из раба Божия (имя) из его тела, из его крови, из его костей. Выйди, волос, на мха, на болота, где люди не ходят и птицы не гнездятся, там сядь и неподвижно сиди, на людей не ходи. Аминь, аминь, аминь».
117. «Выходите, волоса, на девятью девять колоса, мужчинские, девичьи, молодичьи, собачьи, кошачьи, коровьи, лошадиные, свининые, медвединые, волчьи, лисичьи, заячьи, овечьи и других зверей невидимых, но имеющих волоса – серые, черные, белые, рыжие, русые, длинные, короткие, из раба Божия (имя), крещеного, порожденного, по сей час, по сию минуту, от худого глазу, от лихого глазу, от подшуту и от нечистого духу. Аминь».
118. Заговор произносится на деготь или воду, под условием не ходить в баню я никогда не есть щучины. Пред наговором приготовляется сосуд с дёгтем или водой и тремя углями. Знахарь читает шепотом: «Встать, благословясь, выйти, перекрестясь, в чистое поле, широкое раздолье. В чистом поле, в широком раздолье лежит белый камень, на этом камне сидит красная девица. Подьте, все уроки, на темные леса, как черные грязи (при этом отплевывает в сторону, дует в жидкость, опускает 1-й уголь и продолжает), от ветру, от вихоря (опускает 2-й уголь), от злого мужика (опускает третий), от бабы-наговорщицы (имя). Создай, Господи, милости Божией (крестит 1-й уголь три раза), доброго здоровья (крестит 2-й уголь), Господи, буди милостив мне грешному» (крестит 3-й уголь). Заговор повторяется семь раз.
Заговоры от укушения змеи
119. «На реке Смородине – калиновый мост, на том мосту стоит дуб-Мильян. а в том дубе змеиный гроб, а в том гробу змеиный зуб и яд. Змея домовая, змея полевая, змея гноевая, змея межевая, змея курчевая, змея лесовая, змея подколодная, змея водяная, змея полетучая, змея шкуропея, унимай своих слуг. вынимай свои зубы и яд с белых костей, с черных бровей, с ясных очей, с жил, с поджил, с ногтей, с подногтей, с буйной головы, с горячей крови, с ретивого сердца (имя), а не вынешь – убьет тебя Михаил Архангел каленой стрелою, я – словесами, Пресвятой Богородицы с помощью»[24].
Три раза сказать, с каждым разом на три шага отступать назад и плевать в левую сторону.
120. «Мать Пресвятая Богородица, Дево Пречистая. Пошла Мать Пресвятая Богородица. Дева Пречистая, в чистое поле. В чистом поле стоит дуб-кряк, под тем дубом-кряком лежит перина, на той перине Катерина-Змея. Змея-Катерина, много ль детей народила, в поле под межами, в лесу, под кручами, в воде, под песками. Вынь свое жало с (имя), а не вынешь свое жало, пойду я к Иисусу Христу. Господу Богу, к Илье св. Попрошу я Иисуса Христа, Господа Бога, Илью св. – нашлёт на тебя тучи грозные, мечи острые, весь твой род и племя выжжет и выпалит и корень выведет. Во имя Отца и Сына». Повторить три раза.
121. «На море-окиане на большом Буяне, стоит дуб-стародуб, под этим дубом-стародубом лежит камень Белороб, на этом камне– Белоробе сидит Змей-Скороспей. Ты, Змей-Скороспей, у тебя много детей: тридевять уденёнков, тридевять козюлёнков. тридевять золотых мединцов и тридевять трёярных шадушов, и тридевять переярных козюль, и тридевять переярных шадышей, и тридевять переярных ужаков, и тридевять переярных медынцев, и тридевять переярных желтобрюхов, и тридевять огненных змеев, и тридевять переярных полозов. И гаркнет Змей-Скороспей: Собирайтесь змеи все и лесовые, и полевые, луговые, рубежовые, межевые и водяные, и болотные, и дворовые, и подколодные. Выньте своё жало из красного мяса. Если вынете свое жало, то вас сырая земля примет, ясное солнце обогреет. А если не вынете свое жало, то вас сырая земля не примет и ясное солнце не обогреет. Не я вас породила, не я вас на свет пустила, а вас на свет пустила Пресвятая Богородица, которая Иисуса Христа породила». К словам заговора знахарь прибавляет: «А которое слово забыл, тому слову аминь».
"На море-окиане на острове Буяне,
Стоял дуб, в этом дубе свито гнездо.
В том гнезде живёт змея-царица.
Уж ты, змея-царица,
На что ты распустила свою майность.
По пням, по колодам,
По лугам, по болотам,
По стёжкам, по дорожкам,
Луговых, лесовых,
Полевых, межевых,
Дворовых, тынных,
Подтынных, колодных,
Подколодных, навозных?
Вынь жало змеиное.
Козюлиное, из раба (имя).
Ежели не вынешь, то я тебе голову снесу.
Заговариваю не я,
Заговаривает царь Давид, и мать Елена.
Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его".
Заговор произносится над водой, которую знахарь дает выпить больному.
122. "На синем море, на окианской пучине, плавал камень.
На том камне сидел Симеон желтоголовый.
Симеон желтоголовый,
прекрати мою боль,
остановив…"
Заговоры от шала (собачьего бешенства)
123. «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь. Хлеб сквозь дуб проймаю, от шалу отгоняю. Сам Господь Бог от шалу отгонял, хлеб в дуб клал, своей рукою и печатью печатал».
Заговор произносится над хлебом и повторяется три раза, а если прошло много времени после укушения, то 12 раз. При словах: "хлеб сквозь дуб проймаю" – нужно хлеб из одной руки передать в другую.
124. «На церкви крест и над крестом крест (три раза), кресту крещусь и кресту кланяюсь. Шел Бог с ордою, назад оглянулся – шал минулся».
125. «Крест, хранитель всей Вселенной, крест креста церкви, крест царям держава, крест верным утверждение, крест ангелам слава и дьяволам язва. Раба Божия (имя), во веки веков, аминь».
Произнести три раза и каждый раз погружать в воду крест, затем дунуть на больного три раза, крестообразно, и также крестообразно сбрызнуть ему грудь. Окончить так: "Христианский дух, а вражий недуг прочь от (имя)", и при этом еще дунуть три раза, крестообразно.
126. «На море, на окияне, на острове Буяне, стоить гора Арарат, а на той, на горе, на Арарате, лежит заповедный камень, на том на камне сидит дедушка седобородый, белобородый. Я тебе кланяюсь, молюсь, избави меня от собаки, от кусаки, от разношерстной, белошерстной».
Заговор произносится над водой, которая после выпивается.
127. «На море, на океане, на острове Буяне, стоит гора Юра, на той, на горе, на Юре, сидит бел-старичок, седа борода, бела борода. Низко спокланяюсь и прошу избавить меня от собаки бескорыстной, одношерстной, чтобы рану затянуло и на улицу не мануло, по сей час, по мой наговор».
128. «Царь-огонь, железо-серп разгорается, царю-огню поклоняется. Арепей-трава прилипчивата, арепей-трава отлипчивата, отлипает от злого зуба, от лихого духа, от бешеной собаки, от всех недугов. Михаил Архангел, сохрани и помилуй».
Заговоры от кровотечения
129. Заговор повторяется трижды. «Аминь» не говорится.
"Едет Иисус Христос на карем коне,
Конь карь, стар и стал:
Так и кровь стань у раба Божия (имя).
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа".
130. «Вставал я рано утром, умывался водою ключевою, утирался тонким пряденым полотенцем и пошел из избы в двери. Из дверей в ворота и выхожу в чистое поле. В чистом поле Сам Иисус Христос ездит на белом коне и сечет руду и камень, и из этого камня нет ни руды, ни крови. У раба Божия (имя) нет ни крови и ни руды».
Зажимают рану и, по окончании заговора, три раза дуют и плюют.
131. «Встану я, раб Божий (имя заговаривающего), благословясь, перекрестясь, умоюсь ключевою водою и пойду на крутую гору. На крутой горе стоит Божия церковь, и в той церкви стол-престол, на столе-престоле сидит царица Небесная, держит булатную иголку, шелковую нитку; шьёт она, подшивает, вот я взмолюсь ей и покорюсь: зашей матерь Божия, Царица Небесная, у раба Божия (имя) эту кровь и руду, чтобы нет её и не было».
132. «Во имя Отца и Сына, И Святаго Духа. Илья-пророк катается на огненной колеснице на горе Хориве. Он сходит с горы Хоривы, заключил небо и землю, все моря, озера и реки, источники, наточники и ключевники, на 3 года, на 6 месяцев. И я прошу, Илья-пророк, иди ко мне на пособ и на помочь, заключать, унимать у раба Божия (имя и отчество) кровь и руду, и рану. Будьте мои слова крепки и лепки, долговечны и памятны, крепче, вострее вострыя сабли и жарче жаркого огня. И кой меня учитель учил и коих слов не доучил, все будьте в статье ключом заперты. Ключ в море, замок на небеси, во веки слов. Аминь».
133. "Встану я, раб Божий (имя), благословясь, перекрестясь, и попрошу Ивана-Отсечения честные главы: как у него, когда палачи отрубали св. голову, не было ни крови, ни руды[25], так бы и у этого раба (имя) кровь унялась о не слышал бы он ни тоски, ни болезни".
134. «Благослови, Господи, красную руду заговорити у раба Божия (имя). Святый Яков, хватай копья, затыкай, замыкай раны: не пухло бы, не болело бы, не щемило бы, не шла бы руда. Аминь. Во имя Отца и Сына, аминь. Укроти. Господи, кровь Твою, жилы Твои и ключи Твои, аминь. И Св. Духа, аминь».
135. "На море, на Кияне,
На острове Буяне,
Стоит дуб о девяти вершинах.
На тех вершинах
Престол Господень,
На ней лежит Книга-Евангелье.
Кто книгу читает?
Читает раб Божий (имя больного).
Пошлю посла к самому Кастентину.
Ты, посол, воротись,
А ты, руда, остановись,
По мой заговор.
Едет старик стар,
Под ним конь карь,
А ты, руда, отстань,
От щемоты, от ломоты,
Быть посему".
136. «На синем море, на окианской пучине, ехал царь, а ты, кровь, стань. Доставал царь шелковую нитку, зашивал он мою рану. Василий царь, а ты, кровь, стань. Аминь».
137. «На море, на океане, на острове, на Буяне, плыл корабль с царской дочерью. Она шила, вышивала узоры, шелку не стало и кровь течь перестала». Заговор повторяется трижды, без передыха.
138. «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь. На море, на океане, лежит синь-камень, на камне сидит красна-девица. Красна-девица, утрись краской, не от корени плода, не от силы кровь». Проговорить три раза и три раза плюнуть на земь.
139. «На море, на океане, на острове Буяне, сидит девица на камне, держит шелковые нитки, зашивает кровяные раны, от острого меча. Лети, ворон, не каркни, а ты, кровь, не капни. Аминь».
140. «На море, на океане, на острове Буяне, на белом, на камушке, сидела красная девица, перепрядала щелчок на кривое веретёнце. Веретенце, перевернись, ниточка, перервись, а ты, кровушка, уймись. Вдел, мужик стар, под им конь карь, а ты, кровушка, не кань».
141. «На море, на океане, на острове Буяне стоить дуб. Под этим дубом лежит бел-горюч камень. На этом камне сидят две девицы, родные сестрицы. Шьют они, зашивают раны кровавые, иглы у них золотые, нитки шелковые. Едет Господь на вороном коне. Ты, конь, карь, а ты, кровь, не кань, перестань. Аминь».
142. «На море, на океане, на острове Буяне лежит бел-камень. Под тем белым камнем сидели три девицы, шелковицы, шили, вышивали разными шелками, шелку не стало, кровь перестала». Заговор произносится трижды.
143. Суставом большого пальца нужно очертить порезанное место и три раза проговорить, не переводя дыхания: «На горе, горице, сидели три девицы, пряли тонкие нитицы. Шел Иисус Христос на Иордань, а ты, кровь, перестань».
144. «Шли три девицы, три красные молодицы, не умели ни ткать, ни прясть, только кровь замолвлять. На море стоит камень, а на камне – трость. Как из этой трости вода не 6ежит, так из (такой-то части тела) кровь не бежит». Читать трижды.
145. «На море, на океане, на белом камне, сидят три девицы, родные сестрицы. Пряли пряжу шелковую, зашивали рану кровавую. Идёт конь карь – кровь не канет. Не с зайца яйцы, не с камня плоды. Во имя Отца и Сына, и Св. Духа. Аминь». Произносится 12 раз.
146. «На море, на океане, лежит белый камень, на том белом камне сидит Гання-паня, прядёт нитку шелковую. Как нитка порвется, так у рабы Божией кровь уймётся».
147. «Во имя Отца и Сына, и Св. Духа. Лягу, благословясь, встану, перекрестясь, выйду из дверей в двери, из ворот в ворота, на улицу, на отвод, на чистое поле, на Окиан-море. На Окиан-море стоит остров, в острове сидят 12-ть девиц и зашивают оне 12-ть прорешек разными шелками. Во веки веков, аминь».
148. «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Лягу, благословясь, встану, перекрестясь, выйду из дверей в двери, из ворот в ворота, на улицу, в отвод, на чистое поле. На чистом поле стоит железный муж и держит он булатный нож, сам себя колет, а руда не канет. Во веки веков, аминь».
149. «На море, на океане, на острове, на Буяне, лежит камень гремучий. На этом камне сидят два брата, всем они помогают кто только обратится к ним. Братья родные, помогите: кровь у раба Божьего (имя) уймите. Аминь, аминь, аминь».
150. «Шла баба бела, белу собаку вела. Бела собака стала и ты, кровь, по словам моим, у раба Божьего (имя) остановись». Сказать три раза.
151. «Идёт баба по перегороду, за собой нить волокёт, нить сорвалась, кровь унялась». Зажать рану и, прочитавши заговор, три раза плюнуть на землю.
152. "Шла баба по питке[26], вела быка на нитке, нитка сорвалась и кровь унялась у (имя, век повек, отныне и до века".
"Аминь" не говорится.
153. «Ехала Марина на сивой кобыле, кобыла устала и кровь у раба Божьего (имя) стала». Сказать три раза.
154. «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Дёрн дернеет, земля твердеет. От дёрна, земли и камня нет ни крови, ни руды, ни щипоты, ни ломоты и ни болезни. Тоже и у раба Божия (имя) не было бы ни крови, ни руды, ни щипоты, ни ломоты и ни болезни, из 70 суставов и из трех суставов, становых костей, из подпятных жил. Аминь, аминь». Зажимают рану пальцами и читают заговор 9 раз.
155. «Во имя Отца и Сына, и Св. Духа. Не от камня вода, не от кости руда. Кровь уймется, руда остановится. Во веки веков, аминь».
156. «Шли три реки: первая – кровяная, вторая – водяная, третья – каменная. Кровяная запеклась, водяная – остановилась, каменная – камнем сажалась». Проговорить три раза и три рана перекрестить рану.
157. "Стоит море сине. Летел ворон через сине море, нёс нитку-шелковинку, нитка-шелковинка, оборвися, а кровь обопнися, кшоного[27], молитвенного, пораженного (имя). Аминь". Зажать рану пальцами и сказать три раза.
158. «Игла, иголка, стальное твое тело, знай свое дело, полезай в мое тело. Вы, кости, раздайтесь, вы, жилы, расступитесь, а ты, руда, не кань, не крань. Аминь, аминь, аминь».
Взяв иглу в правую руку, обратить её острие ко рту, сказать трижды этот заговор и зашивать порезанное место. Крови при таком зашивании нет, боли тоже и игла проходит через тело, будто бы, словно через репу.