Крестьянинъ этотъ человёкъ грамотный, не пилъ и не пьетъ никакихъ хмельныхъ напитковъ.

Въ храмовый праздникъ, лётомъ, приходитъ въ домъ крестьянина священникъ, по обычаю, съ Животворящимъ Крестомъ. Хозяйка приняла его и сказала, что мужъ ея работаетъ въ огородё. Окончивъ пён\е, священникъ вышелъ изъ дома и на порогё, встретившись съ хозяиномъ, сталъ по обязанности вразумлять его.

«Не стыдно ли тебё? - спрашиваетъ. - Нынё у насъ такой большой праздникъ, мы приходимъ со святой водой и Животворящимъ Крестомъ, чтобы освятить твой домъ, семёйство и помолиться, чтобы Господь благословилъ твои дёла и далъ тебё счастье, а ты и знать не хочешь. Тебё надлежало бы встретить и принять, какъ слёдуетъ христ\анину, если не меня, такъ Животворящ\й Крестъ, и помолиться вмёстё съ нами, а ты въ такой праздникъ, не изполнивъ христ\анскаго долга, вздумалъ работать! Это грёхъ». Крестьянинъ вмёсто того, чтобы извиниться и разкаяться въ своей невнимательности къ посёщен\ю священника, обидёлся его замёчан\емъ и возразилъ: «Да если на всё ваши праздники смотрёть, такъ и работать нёкогда будетъ. Поля не уберешь да безъ хлёба насидишься». «Бога ты не боишься, -сказалъ ему священникъ. - Развё мало у васъ рабочихъ дней? И много ли праздниковъ, чтобы тебё пр\йти въ храмъ Бож\й помолиться Богу да возблагодарить Его за Его къ намъ милость и, какъ слёдуетъ истинному христ\анину, поразмыслить о своей душё! Ведь и о ней нужно позаботиться, не все хлопотать о мамонё да о мамонё. А ты о душё-то забываешь въ тё дни, которые для того и назначены, чтобы заняться ею. Притомъ же знай, что успёхъ всякой твоей работы зависитъ отъ Бога, поэтому ты долженъ благодарить Его за то, что Онъ даетъ тебё всего довольно, и помолиться, чтобы и впредь не оставилъ тебя. Ты думаешь, что, презрёвши праздники Господни, будешь работать только для своей мамоны. Не будетъ дёло спориться, когда ты идешь противъ Его Воли. Ведь Онъ, а не иной кто повелёлъ почитать праздники: отъ Него мы все получаемъ, а сами собой, безъ Него ничего не сдёлаемъ» - «Полно, батюшка, что пустое толковать!» - возразилъ крестьянинъ. - Ведь Богъ-то Богъ, да и самъ не будь плохъ» - «Кто же тебё говоритъ, что самому нужно сидёть, сложа руки, да дожидаться, что Богъ въ ротъ тебё положитъ? Конечно, нужно трудиться, да на это есть время, а то и, трудясь, коли станешь гнёвить Бога, ничего не получишь» - «А я такъ вотъ что знаю, - отвёчалъ крестьянинъ, - коли я навозу навожу, такъ и на Бога не гляжу» - «Смотри, - замётилъ со скорбью священникъ, - чтобы и Богъ отъ тебя не отвратился. Тогда худо будетъ», и оставилъ упорнаго. Но не успёлъ онъ съ причтомъ обойти всю деревню, какъ поднялась страшная гроза. Молн\я разразилась надъ самымъ домомъ крестьянина, и все строен\е обратилось въ пепелъ. Послё того крестьянинъ со слезами исповёдовалъ свой грёхъ, признавъ передъ всёми карающую руку Бож\ю. «Правду ты, батюшка, говорилъ мнё, и училъ-то хорошему, - сказалъ онъ священнику. - Теперь буду слушаться и проводить праздники, какъ слёдуетъ христ\анину, въ молитвё и дёлахъ добрыхъ».

Извёстно, что нёкоторые установлен\я и праздники православной церкви чтутся людьми и не принадлежащими къ нашей церкви, чтутся даже не христ\анами, и это сдёлалось, конечно, не безъ особеннаго вразумлен\я Бож\я. Какъ иновёрцы иногда начинаютъ признавать святость церковныхъ нашихъ установлен\й, показываетъ слёдующ\й примёръ.

«У насъ въ селё, - разсказывалъ мнё одинъ поселянинъ, -торжественно празднуютъ св. пророку Ил\и. Наканунё этого праздника крестьяне, какъ слёдуетъ, стали раньше обыкновеннаго оставлять свои работы, чтобы приготовиться въ настоящ\й день идти въ храмъ Бож\й помолиться. А приказчикъ былъ у насъ изъ нёмцевъ, и такой, не тёмъ будь помянутъ, нехристь, что не уважалъ никакихъ христ\анскихъ праздниковъ. «Что вы тутъ вздумали, лёнтяи! - закричалъ онъ на мужиковъ, - работать вамъ не хочется?» - «Нётъ, батюшка, - говорятъ мужики, - у насъ праздникъ большой: Илья велик\й, нужно въ церковь идти, а тамъ священникъ станетъ ходить по приходу, такъ отъ работъ освободите, работать, по нашему, грёхъ для праздника». - «Я вамъ дамъ грёхъ, - заревёлъ нёмецъ, - у васъ всё Боги: Никола - Богъ, Иванъ - Богъ, Илья Богъ, всёмъ празднуете. Слушать не хочу, завтра поголовно на барщину!» Что дёлать? Мужики почесали затылки, иные заплакали и пошли на барщину. Особенно грустно имъ было слышать звонъ къ Бож\ей службё. Накосили они сёна много и подняли чуть ли не весь барск\й лугъ, а погода стояла такая хорошая, ясная, что приказчику любо было, и онъ только посмёивался надъ православными, что не пропустилъ такого хорошего для сёнокоса времени. Но вотъ къ вечеру вдругъ поднялась страшная гроза и полилъ такой дождь, что и старикамъ не въ память. Воды налило столько, что все сёно и въ копнахъ, и въ волахъ, и разваленное для сушки, разнесено было по низменнымъ мёстамъ и потомъ увлечено рёкой. Покоса какъ не бывало. Съ тёхъ поръ приказчикъ пересталъ гонять крестьянъ въ праздники на работу. Особенно сталъ онъ бояться св.пророка Ил\и Великаго, такъ, что если увидитъ мужика работающего, самъ велитъ, бывало, бросить работу и идти въ церковь.

О ПОЧИТАНIИ ВОСКРЕСНАГО ДНЯ

Молитвенное время воскресное по уставу нашей св. Церкви, начинается не утромъ дня недёльнаго (то есть въ воскресенье), какъ думаютъ у насъ, а съ субботы вечера. Прежде солнечнаго захожден\я дня субботнего, говоритъ церковный уставъ на первой строкё своей, бываетъ благовёстъ къ вечернё. Эта вечерня относится не къ субботё, а къ воскресенью, поэтому воскресные мысли и чувства должны начинаться у христ\анина прежде захода солнца въ день субботн\й.

Мученикъ Iустинъ оставилъ намъ драгоцённый памятникъ того, какъ первенствующ\е христ\ане проводили воскресный день. Вотъ его слова. «Въ день, посвященный язычниками солнцу и называемый нами днемъ Господнимъ, всё мы въ городахъ и деревняхъ собираемся въ одно мёсто, читаемъ изъ писан\й пророческихъ и апостольскихъ столько, сколько позволяетъ время, назначенное для богослужен\я. По окончан\и чтен\я предстоятель предлагаетъ поучен\е, содержан\е котораго берется изъ прочитаннаго предъ симъ. Потомъ всё поднимаемся на своихъ мёстахъ и вмёстё творимъ молитвы не только о самихъ себё, но и о другихъ, кто бы они не были, и заключаемъ молитвы братскимъ привётств\емъ и лобызан\емъ другъ друга.

Послё сего предстоятель беретъ хлёбъ, вино и воду и, воздавъ хвалу Отцу и Сыну и Св. Духу, благодаритъ Бога за с\и дары, которыми Онъ насъ ущедрилъ, и весь народъ возглашаетъ: «Аминь». Потомъ освященные хлёбъ, вино и воду д\аконы раздёляютъ между присутствующими вёрными и относятъ ихъ къ отсутствующимъ. Мы принимаемъ эти дары не какъ обыкновенную пищу и питье, но какъ Истинное Тёло и Кровь Господа нашего Iисуса Христа. По окончан\и сей священной трапезы богатые удёляютъ отъ избытковъ своихъ милостыню, и предстоятель раздаетъ оную вдовицамъ, больнымъ, заключеннымъ, страннымъ и вообще всёмъ бёднымъ брат\ямъ».

Никогда я не хочу оскорбить Бога въ день Господень, никогда не хочу въ тотъ день осквернить себя дурнымъ поведен\емъ. Я долженъ прославлять Господа не одними только устами, но и дёломъ, и волей. А особенно так\е велик\е праздники какъ Рождество Христово, Пасха, Святая Троица, должны быть посвящены на служен\е Господу съ полнымъ благоговён\емъ и проводимы въ христ\анскомъ благочест\и.

Наши рекомендации