Проницательный взор Сафвана ибн Салима

218). Бакр ибн Амр сообщает , что Сафван ибн Салим сказал: «Придёт такое время для людей, когда для кого-то из них станет главной заботой его живот, а его религией – его похоть».

219). Сообщают, что Абу Муслим аль-Хуляни сказал: «До меня дошло, что в древних свитках было написано, что в этой Умме поколение сменит поколение, божествами которых будут их животы, а одежда их религией».

220). Сообщают, что Абу Абдур-Рахман аль-Магазли сказал: «Поистине мысли о жизни последней отвлекли от приготовления пищи в котлах и от наслаждений».

221). Сообщают, что Малик ибн Язид аль-Ансари сказал, что ранее говорили: «Длительное голодание и воздержание от похоти выводит из тела вредные вещи».

222). Сообщают со слов ибн Абу ар-Рубаба, что Умар ибн Абдуль-Азиз сказал: «Горе тому, у кого основной заботой был его желудок».

Ешьте и пейте во здравие

223). Сообщают, что Абу Бакр аль-куфи аль-Абид говорил: «До нас дошло, что недоедавших ради Аллаха соберут в судный день в возвышенном над всеми людьми месте, и накроют перед ними стол. Затем им скажут: «Ешьте во здравие и пейте во здравие за то, что голодали ради Аллаха при жизни». и так они будут есть и пить в то время как остальных творений будут отчитывать.

Горе обладателю живота

224). Сообщают, что Фаркад ас-Субхи говорил: «Горе обладателю живота от его живота. Если его подвергнуть голоду, то он ослабнет, а если насытит его, тот отяжелеет.

225). Умар ибн Абу Халифа сообщает, что некий человек сказал аль-Хасану: «О, Абу Саид! Если я ем мало, то ослабеваю, а если ем много, то становлюсь тяжёлым». Тот сказал: «Поищи средство получше».

226). Укайба ибн Фудаля сообщает, что некий человек сказал ему: «Я читал в некоторых книгах: «Ничто не может сравнится в отношениях с Аллахом с длительным голоданием».

Йазид ар-Рукаши

227). Абдуль-Халик ибн Мусса ал-Лакити сообщает, что Йазид ар-Рукаши голодал ради Аллаха шестьдесят лет пока его тело не завяло и не съёжилось и не изменился его цвет. А он при этом говорил: «Сеня победил мой желудок, я не могу найти ухищрения против него».

Рассказы о Малике ибн Динаре

228). Джафар ибн Сулейман сообщает, что Хишам ибн Марван аль-Малхами сказал Малику ибн Динару: «До меня дошло, что когда тебе предлагают плоды, ты не ешь их?» Тот ответил: «Если бы я мог обходиться лишь пеплом, я бы не ел ничего кроме него, пока не узнал бы, что сделает со мной мой Господь».

229). Джафар ибн Сулейман сообщает, что Малик ибн Динар, будучи на смертном одре сказал: «О, Аллах, я надеюсь, что Ты знаешь из моего сердца о том, что я не люблю эту жизнь и ненавижу смерть из-за моего желудка и полового органа».

230). Фудайль ибн Ияд сообщает, что как-то Малику ибн Динару принесли Фалузадж[33], и он сказал сам себе: «Это вкусная еда, ты не попробуешь её».

Сладость при жизни – горечь при жизни вечной

231). Абу Синан сообщает, Вахб сказал: «Я читал в некоторых книгах: «Сладость при жизни – это горечь при жизни вечной, а горечь жизни – это сладость при жизни последней. Жажда при жизни – утоление жажды при жизни последней, голод при жизни – это сытость при жизни последней, сытность при жизни – голод при жизни вечной. Печаль при жизни – радость в жизни вечной, радость при жизни – печаль в жизни вечной. Кто что уготовил, то и получит, а дело станет ясно в конце».

Два господина райских жителей

232). Сообщают, чтоМудрик Абу Зияд сказал: «Однажды мы были в саду у ибн Аббаса, и к нам пришли Хасан и Хусейн. Они обошли сад, и аль-Хасан спросил: «Есть ли у тебя что-либо поесть, о, Мудрик?» Я ответил: «Пища райских отроков!», затем я принёс уксуса и хлеба, остатки чечевичной каши с нетолчёной солью. Они поели, а затем в сад принесли много хорошей пищи. Хасан тогда сказал мне: «О, Мудрик, собери ребят в саду». Затем все стали есть, но он не ел. Я спросил у него об этом, и тот ответил: «Та еда была аппетитнее для меня, чем эта».

233). Сообщают со слов аль-Аля ибн Аслама, что когда Абдуль-Карима аль-Мазини назначили наместником Бахрейна, он прибыл на некую местность, испещрённую колодцами. Там он расстелил скатерть для трапезы. В той же местности жил старик-отшельник. Он, призвав на молитву, помолился, затем его жена принесла ему блюдо с финиками. Он поел, затем зачерпнул из колодца ведро воды и испил из него. затем Абдуль-Карим позвал его отведать с ним. Старик сказал. Я уже отведал достаточно для меня и даже слишком».

234). Сообщают, что аль-Хасан сказал: «Слава Аллаху, разве может верующий кушать до состояния, когда он не сможет ходить?»

Берегитесь царских трапез

235). Мухаммад ибн Дауд аль-Кантари сказал: «Однажды с нами был Абу Абдур-Рахман аль-Мукри Али Шейх, который сказал нам: «Берегитесь царских трапез. Ведь их еда подобна испытанию Даджала (антихриста). Кто отведает её, у него перевернётся сердце».

236). Сообщают со слов Шумайта ибн Аджлана, что аль-Хасан говорил: «Верующий живёт с мыслью о смерти, и ему достаточно того, что достаточно козлёнку – горсть фиников и глоток воды».

237). Сообщают, что Бакр аль-Мазни говорил: «Тебе достаточно из мирского то, что удовлетворит твои потребности – горсть фиников, глоток воды, прохладная тень. Каждый раз, когда мир будет открываться перед тобой, твоя душа потребует новый ключ к нему».

Истинный аскетизм

238). Сообщают, что Абдуль-Малик ибн Умайр сказал, что ему поведал некий человек из племени Сакиф следующую историю: «Когда Али стал наместником над областью Акбара (Ирак), я поехал к нему. По прибытию я беспрепятственно прошёл к нему. Я нашёл его сидящим, а перед ним стоял кубок и кувшин воды. Он приказал приготовить газель. Я сказал себе, что сейчас ему вынесут драгоценную посуду. Тут он надломил печать на кувшине, в нём оказался савик[34]. Он выпил сам и налил мне тоже. Я не вытерпел и сказал: «О, повелитель правоверных, ты питаешься так в Ираке? В Ираке еды больше этого». Тот ответил: «Я покупаю еды столько, сколько достаточно мне. Я не хотел бы, чтобы она портилась, а потом из неё готовили, что-нибудь другое. Это я делаю не из жадности, так я берегу пищу. а не люблю, чтобы в мой желудок попадало что-либо, кроме хорошего».

239). Мухаммад ибн Кааб сообщает, что слышал как Али ибн Абу Талиб говорил: «Были времена, когда я с посланником Аллаха привязывал к животу камень от голода».

Наши рекомендации