Аскетизм сподвижников (да будет доволен ими Аллах)

162). Аль-Хасан сообщает, что Утба ибн Газван обратился с проповедью к жителям аль-Басры, в которой сказал: «Бывало так, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, с которым находились семеро человек, в том числе и я, нечего было есть, кроме древесных листьев, от которых углы наших ртов покрывались язвами, а однажды мне случайно достался плащ, и я разорвал его на две части, отдав одну из них Са`ду бин Малику, после чего одну половину его в качестве изара использовал я, а другую - Са`д. Ныне же каждый из нас стал не кем иным как наместником целого города, но, поистине, я прибегаю к защите Аллаха от того, чтобы считать себя великим, будучи ничтожным пред Аллахом!”

163). Кайс передаёт, что Са’д ибн Абу Ваккас сказал: «Случалось нам совершать военные походы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, когда не было у нас никакой иной еды, кроме листьев терновника и этой акации, от которых испражнения людей напоминали собой овечий помёт, не смешиваясь (между собой)».

164). Аль-Хасан сообщает, что ад-Даххак ибн Суфьян аль-Киляби передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «О, Даххак, что ты ешь?» Тот ответил: «Мясо и молоко». Пророк спросил: «И куда это всё уходит?» Тот ответил: «Туда, куда ты знаешь». Пророк сказал: «Поистине Аллах сравнивает это для человека с жизнью».

165). Убай ибн Кааб сообщает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине Аллах сравнивает еду человека с этой жизнью, она такая же, даже если её умастить снадобьями и солью». Аль-Хасан добавил: «Вы видите, как люди умащивают еду пряностями, а потом вы знаете, куда они её бросают».

166). Сообщают, что Убай ибн Кааб сказал: «Еду сына адамова можно сравнить с этой жизнью. Даже если он умастит её пряностями и посолит, он всё же знает, куда это всё идёт».

167). Абдулла ибн Мубарак сообщает со слов Абу Усмана, что однажды к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл человек по какому-то вопросу, и тогда пророк спросил: «Есть ли у вас еда?» Тот ответил: «Да». Пророк продолжал: «И вы варите, жарите и умащиваете её приправами и благовониями?» тот ответил: «Да». Пророк спросил далее: «Есть ли у вас напитки?» тот ответил: «Да». Пророк спросил: «И вы охлаждаете её и очищаете?» тот ответил: «Да». Пророк спрашивал далее: «И всё это ты собираешь в одном желудке?» Тот ответил: «Аллах и Его посланник знают лучше». И так он повторил трижды. Тогда посланник Аллаха сказал: «Место их возврата подобно возврату в этой жизни. Ты встаёшь позади своего дома и хватаешь нос от их вони[29]».

168). Абу Салих сообщает, что ибн Аббас сказал по поводу слова Аллаха:

فَلْيَنْظُرِ الْإِنْسَانُ إِلَى طَعَامِهِ

Пусть посмотрит человек на свое пропитание! (80:24) – т.е. на свои фекалии.

169). Суфьян ибн Уйайна сообщает, что слышал как ибн аз-Зубайр сказал по поводу слова Аллаха:

وَفِي أَنْفُسِكُمْ أَفَلَا تُبْصِرُونَ

А также в вас самих. Неужели вы не видите? (51:21) – т.е. мочеиспускательный канал и прямую кишку.

Из наставлений Ка’ба ибн аль-Ахбара

170). Бикр ибн Абдулла аль-Мазни сообщает, что один человек, который сопутствовал Ка’бу ибн аль-Ахбару одиннадцать лет, поведал ему, что когда Ка’б был близок к смерти, он спросил у Ка’ба: «Я сопутствовал тебе одиннадцать лет, и хочу спросить у тебя лишь об одной вещи и попрощаться с тобой». Тот сказал: «Спрашивай, что пожелаешь». Он продолжил: «Поведай мне о том, что видит человек, который справил свою нужду возле забора и обернулся?» Тот ответил: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Ка’ба, что ты спросил меня о том, что Аллах ниспослал Мусе (мир ему) в Торе, а также Мухаммаду и всем остальным пророкам (да будет мир и благословение над ними всеми) и ангелам, а также праведным рабам: «Посмотри на свой мир, который ты так копишь!»

Подумай о том, куда идёт твоя еда

171). Сообщают, что Мухаммад ибн Кинаса аль-Асади сказал:

Всё, что ты испробовал из пищи,

И посыпал приправами сверху,

Каким бы цветом она не была,

Превратится в наихудший цвет,

А когда настанет момент выхода её из тебя,

Задумайся над низостью человека,

А когда ты положишь это в каком-то месте,

Обернись и задумайся над этим!

Права человека

172). Аль-Хасан сообщает со слов Усмана, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сын Адама имеет права лишь на это: «Дом, который прикроет его от ненастья, одежда, которая скроет его срам и кусок чёрствого хлеба с водой[30]».

173). Абдулла ибн аль-Хасан сообщает со слов его матери, а та со слов Фатимы – дочери посланника Аллаха, что он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наихудшие из моей Уммы те, кто купается в роскоши: они едят различные виды пищи, одеваются в разные цвета одежд и излишествуют в речах».

174). Ханс сообщает, что Умм Айман как-то просеивала муку через сито, дабы испечь лепёшку для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и мимо неё проходил посланник Аллаха, который заметил это. Он спросил: «Что это?» она ответила: «Это блюдо, которое мы готовим у себя на родине, я хочу приготовить тебе лепёшку из этого». Он сказал: «Верни (муку) в прежнее состояние и замеси тесто».

Аль-Фарук Умар

175). Абдулла ибн Уахб сообщает со слов Бакира ибн аль-Ашаджа, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб увидел как человек просеивает муку через сито. Он сказал ему: «Перемешай его, тёмную муку не следует просеивать».

176). Аш-Шааби сообщает, что когда Умар ибн аль-Хаттаб нанимал работника, ставил ему три условия: не ездить на скакунах, не одевать плащ и не просеивать ему муку.

177). Суфйан сообщает, что Йасар ибн Нумайр сказал: «Я никогда не просеивал муку для Умар ибн аль-Хаттаба, разве что только ослушавшись его».

Абдур-Рахман ибн Ауф

178). Сообщают, что однажды Абдур-Рахману ибн Ауфу принесли еду, а он в то время был в посте. Он сказал: «Мусаб ибн Умайр погиб, он был лучше меня. Его похоронили в его плаще, когда накрывали лицо, торчали ноги, а когда накрывали нога, торчало лицо. Погиб Хамза, а он был лучше меня. Затем нам были дарованы все эти мирские блага, и открылся перед нами этот мирской удел. А я боюсь, что все эти блага мы уже заранее получили при жизни». и он не стал есть эту еду.

179). Науфаль ибн Ияс сообщает: «Однажды мы сидели с Абдур-Рахманом ибн Ауфом, а он был наилучшим собеседником. Он позвал нас к себе домой, и нам принесли пшеничную кашу с хлебом и мясом. Когда это поставили перед нами, Абдур-Рахман вдруг заплакал. Мы спросили: «Почему ты плачешь, о, Абу Мухаммад?» он ответил: «Я плачу потому, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался так и не наевшись досыта ржаного хлеба».

180). Сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха привязывал к спине камень от голода.

181). Анас ибн Малик сообщает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине одним из проявлений расточительства является то, что ты ешь, как только пожелаешь[31]».

182). Сообщают, что Абу Хурайра сказал: «Однажды посланник Аллаха посетовал на голод, и тогда один человек из числа его сподвижников, полил финиковые пальмы двадцатью вёдрами воды и принёс посланнику Аллаха фиников, а тот поел их».

183). Сообщают со слов аль-Аузаи, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Я не придаю значения тому, чем я утолю свой голод».

184). Сообщают со слов Анаса ибн Малика, что перед посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не ставили жаренные блюда, и никогда не стелили парчовых подушек.

185). Мусаб ибн Саад сообщает, что однажды Хафса дочь Умара сказала: «О, повелитель правоверных, может быть тебе стоит сменить твою одежду на более мягкую, а еду на более вкусную, ведь Аллах открыл тебе землю и даровал блага». Он ответил: «Я противопоставлю твоим словам тебя саму же. Разве ты не помнишь, какой суровой жизнью жил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?» и так он продолжал напоминать ей, пока она не заплакала. Потом он сказал: «Клянусь Аллахом, я тогда сказал себе, что если я смогу, то буду разделять с вами эти невзгоды, дабы потом (после смерти) жить в благоденствии».

186). Аль-Хасан сообщает, что Умар ибн аль-Хаттаб не ел ничего кроме ржаного хлеба пока не встретил Аллаха. Когда его живот урчал, он ударял по нему и говорил: «Терпи, ведь, клянусь Аллахом, я тебе не дам ничего, кроме того, что ты видишь, пока не встретишь Аллаха».

187). Яхья ибн Васаб сообщает, что однажды Умар повелел своему невольнику приготовить ему кашу с маслом, и сказал ему при этом: «Прожарь так, чтобы масло испарилось, ведь некоторые люди спешат получить блага взамен на благие дела уже при жизни».

188). Хумайд ибн Хиляль сообщает, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Клянусь Аллахом, я бы разделил с вами роскошную жизнь, если бы это не убавило мои благие дела».

189). Абу Имран аль-Джувайни сообщает, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Мы знаем о вкусной еде больше чем едоки, мы оставляем её для дня:

تَذْهَلُ كُلُّ مُرْضِعَةٍ عَمَّا أَرْضَعَتْ وَتَضَعُ كُلُّ ذَاتِ حَمْلٍ حَمْلَهَا

Когда вы увидите его, каждая кормящая мать забудет того, кого она кормила, а каждая беременная женщина выкинет свой плод. (22:2) Абу Имран добавил: «Клянусь Аллахом, что ни он, ни его семья не приближалась к еде кроме как по необходимости».

190). Аль-Хасан сообщает, что однажды Умар зашёл к своему сыну и увидел у него свежее мясо. Он спросил: «Что это?» Тот ответил: «Нам захотелось мяса, и мы купили мяса на дирхем». Умар воскликнул: «Каждый раз когда ты хочешь мяса, ты покупаешь его? Человеку достаточно расточительства, что он есть всё, что пожелает!»

Наши рекомендации