Аль-фарук умар ибн аль-хаттаб
75). Саридж ибн Йунус сообщает, что аль-Ахнаф ибн Кайс сказал: «Как-то раз мы присутствовали на трапезе у Умара. Он угощал нас хлебом с молоком, хлебом с растительным маслом и уксусом, а ещё полосками сушённого мяса и сырым мясом».
76). Саридж ибн Йунус передаёт, что Утба ибн Фаркад ас-Сальми сказал: «Как-то я пришёл к Умару, а он обычно каждый день резал баранов, лучшие куски мяса предназначались мусульманам и матерям правоверных, а для себя и семьи он повелевал приносить шейные жилы. Вот он приказал принести еду, и ему принесли чёрствый хлеб и кусочки жёсткого мяса. Он сказал мне: «Кушай». Я стал жевать кусочек, но не смог, я посмотрел на него, и увидел, что это белый кусочек. Я подумал, что это жир, но когда присмотрелся внимательнее, увидел, что это шейная жила. Тогда Умар посмотрел на меня и сказал: «Смотри, здесь тебе не попадётся даже обглоданная кость».
77). Саридж ибн Йунус сообщает, что Утба ибн Фаркад ас-Сальми сказал: «Как-то я принёс сладости Умару ибн аль-Хаттабу и положил их перед ним. Он стал рассматривать некоторые из них и сказал: «Разве все мусульмане могут позволить себе это?» Я ответил: «Нет, о, повелитель правоверных! Это удел правителей». Он сказал мне: «Я не нуждаюсь в этом».
78). Сообщают со слов Абдуллы ибн Мубарака, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О, собрание мухаджиров! Не заходите часто к сильным мира сего, ибо это недовольство уделом».
79). Сообщают со слов Муджахида, что Умар сказал: «О, люди остерегайтесь полноты от пищи, это приведёт к нерадению в молитве, к порче в теле и к болезням. Поистине Аллах ненавидит толстых учёных, поэтому будьте умеренными в еде. Это ближе к здравию, подальше от излишества и посильнее для поклонения. Ведь раб божий сгинет только тогда, когда начнёт отдавать предпочтение своим страстям над религией».
80). Аль-Хасан ибн Динар сообщает со слов аль-Хасана, что раньше мусульманин испытывал позор от того, что его называли толстым.
81). Сообщают со слов Саламы ибн Саида, что человек считал, что быть толстым так же позорно, как и грешить.
82). Сообщают со слов Суфйана ас-Саури, что Амр ибн Кайс аль-Мулаи сказал: «Остерегайтесь полноты, она ужесточает сердца».
83). Аль-Хусейн ибн Абдур-Рахман сообщает, что некоторые учёные говорили: «Если ты стал толстым, то считай себя инвалидом, пока не похудеешь».
84). Ибн Араби сообщает, что арабы говорил: «Человек не может быть толстым и решительным одновременно».
85). Абу Сулейман Абдур-Рахман Ахмад ад-Дарани говорил: «Если ты хочешь достичь какой-то цели, то не ешь, пока не достигнешь её. Ведь еда изменяет разум».
86). Али ибн Джафар аль-Ахмар сказал: «Я слышал, как мой отец сказал, что Айуб говорил: «Чрезмерность в пище – недуг для желудка и больше зловония».
Пятый праведный халиф
87). Сообщают, что один человек предложил Умару ибн Абдуль-Азизу: «А не приготовить ли тебе лекарство для увеличения аппетита?» он ответил: «И что я буду с ним делать? Все, что я съел, приносит мне неприятность, когда выходит из меня». Тогда ему предложили: «А не приготовить ли тебе лекарство, которое увеличило бы твое желание к женщинам?» Он ответил: «И что мне с ним делать? Иной раз у меня пробуждается интерес к женщинам, но с этим также приходит небрежность и недостойное поведение».
88). Суфйан ибн Уйайна сообщает, что Али сказал: «Когда человек наедается, его тело становится неуправляемым».
89). Мухаммад ибн Кудама сообщает, что Малик ибн Анас сказал: «До нас дошло, что как-то Умару предложили: «Может быть, приготовить тебе сладости из крупы?» Тот спросил: «Что это за сладости?» те ответили: «Эти сладости способствуют пищеварению при запоре». Тот ответил: «Я не наедался досыта после убийства Усмана».
Голод смягчает сердце
90). Сообщают, что Йусуф ибн Асбат говорил: «Голод смягчает сердце».
91). Сообщают, что что Йусуф ибн Асбат говорил: «Голод это вершина добродетели».
92). Сари ибн Янам сказал: «Любому голодающему рабу за его голодание Аллах дарует мудрость и аскетизм. Говорят, что голод это девиз всех пророков и праведников».
93). Сообщают, что Абу Сафван аль-Абид сказал: «Говорят, что голод оставляет человеку взгляд через свет Аллаха на степени величия среди творений. Говорят, что основы величия в воздержании, упование это достаточность, полагаться на Аллаха – отдых. Поклонение ведёт к взору на Аллаха. Самой меньшей по вреду потерей у человека может быть еда, от которой он воздержался ради Аллаха. Более того, конец для богобоязненных будет красивым».
Аль-А’маш
94). Аль-А’маш как-то сказал одному человеку: «О, глупец, разве ты не знаешь, что, если ты будешь унижать свой живот, то он возвысит тебя, а если ты будешь почитать свой живот, он унизит тебя».
95). Сообщают, что аль-Хасан и другие говорили: «Первым испытание вашего предка Адама (мир ему) была еда, и это также ваше испытание до Судного дня».