Аскетизм господина человечества
20). Сообщают со слов Анаса ибн Малика, что он сказал: «Как-то я пошёл к посланнику Аллаха с ржаным хлебом и с несвежим топлёным маслом. В то время он отдал под залог свою кольчугу одному иудею. Я слышал много раз как он говорил: «Клянусь Аллахом, у домочадцев Мухаммада нет ни са’а фиников, ни са’а зерна». Тогда у него было девять жён[21].
Нам жизнь последняя, а им эта жизнь
21). Передают со слов Анаса ибн Малика, что он сказал: «Как-то я зашёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) когда он лежал на грубой циновке, на которой ничего больше не было постелено. Под его головой была подушка из грубо выделанной шкуры. Так к нему зашли несколько сподвижников, в том числе и Умар ибн аль-Хаттаб. Умар посмотрел сбоку на посланника Аллаха и заметил, что след от циновки остался у него на боку. Умар тогда заплакал и сказал: «О, посланник Аллаха, я плачу только потому, что знаю, что ты благороднее Хосроя и Кесаря, но они живут (наслаждаясь) мирскими благами, а ты там, где я тебя вижу». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О, Умар, разве тебе не достаточно того, что для них эта жизнь, а для нас жизнь последняя?» Тот ответил: «Да, клянусь Аллахом, о, посланник Аллаха![22]».
Какое самое первое бедствие постигло эту Умму?
22). Урва передаёт от своего отца, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Поистине, самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними».
Красноречивые высказывания
23). Передают, что Абу Джафар сказал: «Если наполнился желудок, тело начинает буйствовать».
24). Али ибн Абу Талиб сказал Умару ибн аль-Хаттабу: «Если ты хочешь встретиться со своими двумя товарищами (Мухаммадом и Абу Бакром после смерти), то поубавь свои мечты, ешь не наедаясь, латай свою рубашку, одевай наизнанку изар и стопчи свои сандалии. Тогда ты встретишься с ними».
25). Сообщают, что Убада ибн Саммит говорил: «Желудок всегда говорит: Дай, дай. Вам же достаточно того, что успокоит его».
26). Сообщают, что Кайс ибн Рафии говорил: «Горе тому, чьей религией была эта жизнь, а его стремлением – желудок».
27). Сообщают, что Умар ибн аль-Хаттаб как-то расчёсывал от паразитов верблюдиц, предназначенных для закята, и его начал одолевать голод. Он зашёл домой и спросил: «У вас есть что-нибудь?» Его жена сказала: Под постелью». Он там нашёл мешочек с финиками. Он поел и запил водой, а затем погладил живот и сказал: Горе тому, чей живот заведёт его в ад».
28). Сообщают, что Умару ибн аль-Хаттабу как-то принесли хлеб и оливковое масло. Он поел это и стал поглаживать живот, при этом говоря: «Клянусь Аллахом, о, живот, тебе придётся привыкать к хлебу и маслу, пока жир продают за серебро».
29). Сообщают со слов Абу аль-Бахтари, что как-то Умар ибн аль-Хаттаб сказал своим товарищам: «Если бы не страх перед отчётом (в Судный день) завтра, я приказал бы принести барашка и поджарить в печи».
30). Сообщается, что однажды Сахль бин Са'д, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не видел белого хлеба с тех пор, как Аллах Всевышний направил его (к людям), и до тех пор, пока Аллах Всевышний не забрал его к Себе». Его спросили: «А были ли у вас сита при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?» Он сказал; «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (даже) не видел сита с тех пор, как Аллах Всевышний направил его (к людям), и до тех пор, пока Аллах Всевышний не забрал его к Себе». Его спросили: «Как же вы ели непросеянный ячмень?» Он сказал: «Мы размалывали его, а потом дули на него, и что улетало, то улетало, а к оставшемуся мы добавляли воду и замешивали тесто».
Описание еды аль-Фарука (Умара ибн аль-Хаттаба)
31).Передают, что ибн Умар присутствовал при трапезе своего отца Умара. Ибн Умар сообщает: «Каждый день у него было одиннадцать кусочков хлеба, иногда они оставались и на следующий день».
32). Сообщают со слов Сабита, что как-то Умар ибн аль-Хаттаб захотел пить, и ему принесли напиток из мёда. Он повертел сосуд в ладони и сказал: «Если я выпью его, то сладость его кончится, а горечь останется». Он отдал его другому человеку, и тот выпил его.
33). Абу Умама сообщает, что как-то Али принесли утку, наполненную сладостями, и он сказал: «За это курайшиты и воевали».
34). Сообщается, что когда Мусаб ибн аз-Зубайр убил аль-Мухтара, Амр ибн Харрис приготовил ему еду. Когда тот со своими товарищами поел, Амр принёс ему сладости из муки и мёда на дорогой посуде. Мусаб сказал своим товарищам: «Идите ешьте. Клянусь Аллахом, религия – это не молодая красивая верблюдица, и никогда не будет такой, пока за неё сражаются.».
35). Передают со слов Укбы аль-Асади, что как-то Ибрахиму принесли сладости, и он сказал: «Это еда для детей», и не стал их есть.
36). Аль-Ахнаф ибн Кайс сообщает: «Как-то мы пошли с Абу Мусой аль-Аш’ари во глве делегации к Умару ибн аль-Хаттабу. Обычно у Умара было три хлеба, которые он ел с молоком и топлённым маслом в один день, другой день он их ел с пресным мясом, третий день с растительным маслом. Люди стали есть с ним и испытывать неудобство от этого. Умар сказал: «Я вижу, что вам неудобно, но я лучше вас знаю как жить. И если бы я захотел, то я бы повелел приготовить грудинки, много жира, жаренного мяса, сладостей из горчицы и изюма, но я хочу оставить эти блага на потом (на Судный день). Ведь Всевышний Аллах сказал:
أَذْهَبْتُمْ طَيِّبَاتِكُمْ فِي حَيَاتِكُمُ الدُّنْيَا وَاسْتَمْتَعْتُمْ بِهَا
Вы растратили свои блага в свой мирской жизни и попользовались ими… (46:20)»
37). Мухаммад ибн Кайс сообщает, что как-то люди пришли к Хафсе бинт Умар (дочь Умара) и сказали ей: «Поистине, у повелителя правоверных проявились жилы на шее от истощения. Если бы ты сказала ему, чтобы он кушал еду нежнее, чем его еда, чтобы надевал одежду нежнее его одежды, ведь мы видели на его одежде заплаты цветом, отличающимся от цвета одежды. Если бы он ложился на постель мягче его постели. Ведь Аллах даровал мусульманам богатства. Это бы помогло ему управлять делами мусульман. Они послали Хафсу к нему, и она рассказала ему всё это. Он сказал ей: «Расскажи мне про самую мягкую постель, которую ты стелила посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Она ответила: «Накидку, которую я скрадывала вдвое для мягкости, если ему было жёстко, то я складывала её четыре раза». Он спросил: «Расскажи мне про самую лучшую одежду, которую он одевал?» она сказала: полосатая рубашка, которую мы сшили для него. Как-то один человек увидел его в ней и попросил отдать ему ей». Тогда Умар сказал: «Принесите мне Са’ фиников». Он приказал очистить финики от косточек и сделать из них месиво. Они так и сделали. Он съел всё это, а затем сказал: «Клянусь Аллахом, я конечно (как и вы) же хочу есть. Но я могу поесть топленое масло, и у меня ещё есть мясо. Могу поесть растительное масло, хотя у меня есть и топленое масло. Могу поесть с солью, а у меня есть и масло. Могу поесть еду без приправ, но у меня ещё есть и соль. Но мои два друга (Посланник Аллаха и Абу Бакр) прошли путь, который я не хотел бы сменить, и тогда сменят меня».
Друзья Аллаха в Судный день
38). Йусуф ибн Йакуб сказал: «До нас дошло, что Аллах скажет своим друзьям в Судный день: «О, Мои сторонники! За то, что ваша доля при жизни была небольшой, ваши глаза бодрствовали по ночам, ваши губы высыхали от жажды, а ваши желудки были пустыми от голода, разделите чашу между собой и ешьте сегодня:
كُلُوا وَاشْرَبُوا هَنِيئًا بِمَا أَسْلَفْتُمْ فِي الْأَيَّامِ الْخَالِيَةِ
Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни! (69:24)
39). Саид ибн Башир передаёт, что аль-Хасан сказал: «Когда друг Аллаха будет возлежать на ложе с гурией возле реки из мёда, она скажет ему, подавая кубок: «Какая прекрасная жизнь. А знаешь ли ты, о любимец Аллаха, когда Аллах выдал меня за тебя за муж?» Он ответит: «Нет, я не знаю». Она продолжит: «В тот день, когда ты был одиноким, жаждущим и голодным в жару. Тогда обрадовались тебе ангелы, а Аллах сказал: «Посмотрите на моего раба. Он оставил свою жену, свою похоть, еду и питьё ради Меня, желая получить Мою награду. Я призываю вас в свидетели, что я простил ему». Он простил тебе и выдал меня за тебя замуж.
Красноречивые проповеди
40). Халид ибн МиДан сказал: «Я читал в некоторых книгах следующее: «Испытывай голодом свою душу и оголяй её[23]. Может быть, ты увидишь Аллаха (в Судный день)».
41). Малик ибн Динар сказал: «Я смешал мою муку с пеплом. После этого[24] мне стало затруднительно совершать молитву. Если бы я могу совершать молитву, потребляя эту пищу, то я не ел бы ничего другого».
Твоя погибель от сытости
42). Абу Убайда аль-Хаууас сказал: «Твоя погибель от сытости, а твоя удача от голодания. Ведь если ты насытишься, ты заснёшь, и твой враг застигнет тебя врасплох. Когда ты голодный, ты всегда начеку».
43). Малик ибн Динар сказал: «Я питался жмыхом сорок дней, если бы я не опасался, что это меня высушит, то я бы продолжал есть это».
44). Сообщают, что Малик ибн Динар говорил: «Если бы пепел проходил в моё горло, я бы ел его».
45). Усман Абу Ибрахим (один из товарищей Малика ибн Динара) сказал: «Я слышал как Малик ибн Динар сказал одному из своих братьев: «Я возжелал лепёшку горячего хлеба с парным молоком». Тот принёс ему всё это, и Малик ибн Динар стал смотреть на эту еду и сказал: «Я желал тебя сорок лет, и смог подавить это желание. Ты хочешь победить меня сейчас? Уберите её от меня». И он не стал есть её.
46). Хазим ибн Хусейн сообщает, что он слышал, как Малик ибн Динар говорит: «Твой желудок дороже тебе твоей религии? Твой желудок дороже тебе твоей души? Ты наполняешь его вкуснейшей едой и напитками, а что выходит оттуда?»
47). Джафар сообщает, что он слышал, как Малик ибн Динар сказал: «Кто в вашем обществе? Клянусь Аллахом, я не получил в нём ни незрелых фиников, ни спелых. И что убавилось от меня, и что прибавилось вам?»
48). Ибн Зияд сообщает, что он слышал, как Малик ибн Динар говорил Хушабу: «О, Абу Башир, прими два совета от меня: не спи на полный желудок, и не ешь еду, которую ты страстно желаешь». Хушаб сказал ему: «О, Абу Яхья, это описание хороших людей в этом мире». Мухаммад ибн Уаси’ слушал эту речь и добавил: «Это описание пути приверженцев жизни последней». Малик добавил: «Да, да, приверженцев этой и последней жизни».
49). Сообщают, что Мухаммад ибн Уаси’ говорил: «Тот, кто мало ест, больше разумеет и вразумляет, очищается и очищает других. Ведь много еды отягощает человека и не даёт осуществить многое из того, что он хочет».