Ариане и особенности их вероучения

Из богословских трудов по истории религии следует, что ариане перевелись ещё в древности, однако проходят века, а ариане никуда не деваются и не удаётся скрыть их существование вплоть до XVIII века. Например, огромная колония ариан существовала в XVII веке в Польше[42].

У. Топпер писал[43]:

«Еретик Арий тоже может оказаться вымышленной персоной, маскирующей в качестве «еретического первосвященника» некую более могущественную религию».

Приведем основные положения учения ариан:

·ариане не признавали Иисуса Богом, а лишь первым из равных — посредником между Богом и людьми;

·отвергали идею о троичности Бога;

·Иисус не существовал всегда, т.е. существует его «начало бытия»;

·Иисус сотворен из небытия, так как до этого его не было;

·Иисус не может быть равен Отцу — Богу, т.е. не единосущ, а подобосущ.

Вольтер об арианах писал[44]: «Как бы то ни было, партия Ария заново начинает возрождаться как в Англии, так и в Голландии и Польше. Великий господин Ньютон оказал честь этому направлению, взяв его под свою защиту».

Википедия: Близкие к арианству воззрения обнаруживаются у многих верующих учёных XVII-XVIII веков, в том числе у Ньютона. …Друг Ньютона Уильям Уистон (переводчик трудов Иосифа Флавия) в 1710 году был лишен профессорского звания и изгнан из Кембриджского университета за свои утверждения о том, что «вероисповеданием ранней Церкви было арианство».

Отметим существенный момент: арианство — это вероисповедание первоначального христианства.

Итак, мы видим, что арианство было распространено в Европе даже в XVIII веке, но латинские богословы перенесли историю арианства в IV век.

Борьба Запада против первоначального христианства (арианства) не прекращается до сих пор. Уже более 6 лет западные наемники пытаются уничтожить президента Сирии Башара Асада и поменять власть в этой стране. Вся сирийская элита, включая президента Асада — алавиты. Алавитов в Сирии не более 2-х млн., около 12 % населения, проживающего в районе Латакии-Тартуса. Почему же алавиты вызывают ненависть в странах Запада? Природа этой ненависти та же, что и природа ненависти к русским.

Западу удалось разжечь ненависть к алавитам среди мусульманам-суннитов, которые считают, что борьба с режимом президента Асада — это «джихад» и против неверующих-алавитов, и против правителя, который не является мусульманином.

История же этой распри гораздо более продолжительна, чем 6 лет, на которые обращают внимание СМИ. До 1936 года существовало алавитское государство, затем французы присоединили его к Сирии, вопреки протестам алавитских шейхов. После этого алавиты, для того, чтобы избежать гонений со стороны мусульман-суннитов, начали декларировать принадлежность алавизма к исламу. Однако, до сих пор нельзя сказать насколько алавиты являются мусульманами. Это достаточно закрытая группа, религиозные предпочтения которой не совсем понятны. Большую роль у алавитов играет принцип «такыйя», согласно которому алавит может исполнять обряды других религий, сохраняя свою веру в душе.

По нашему мнению вероучение алавитов близко к арианству. Они почитают Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и некоторых святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и используют христианские имена.

Многие знают, что предсказательница Ванга, на вопрос о начале третьей мировой войны, нестандартно ответила: «Сирия еще не пала». По-видимому она чувствовала, что Сирия — один из последних оплотов раннего христианства, который Запад стремится уничтожить всеми способами. И это до сих пор не удалось, только благодаря тому, что на пути экспансии западной цивилизации стала Россия.

Православные помогают православным!

Взаимосвязь славянской веры
с арианством, катарами и богомилами

Николай Осокин[45] пишет о том, что современники альбигойских войн считали катаров потомками ариан. Они подчеркивали, что арианство было распространено и в Азии, и в Европе, и даже было там государственным вероисповеданием. Отмечается также роль славянского течения богомилов.

Для нас важно, что альбигойцы — это потомки ариан, а точнее — ариане и то, что они — славяне.

Ариане и особенности их вероучения - student2.ru

Каменный поклонный крест в Ярославском художественном
музее. На кресте надпись: «Царь славын, Ис. Христос Ника»

Ариане и особенности их вероучения - student2.ru

Увеличенная верхняя часть поклонного креста

Мы уже разбирали учение катаров и видели, что оно совпадает с учением богомилов и вальденсов. Теперь нам понятно, что и ариане проповедовали тоже самое.

Г. В. Вернадский[46] пишет:

«О том, что богомильские идеи проповедовались на Руси, можно видеть по истории боярина Яна, сына Вышаты, записанной в «Повести временных лет». В 1071 г. Ян приехал на Белоозеро, район Северной Руси, собирать дань и там имел беседу с неким колдуном, который объявил, что «дьявол создал человека, а бог вложил в него душу».

Из ответа Ивана Грозного Яну Роките[47]:

«Подобно тому, как Сатанаил отвержен был Небесами и вместо ангела света — тьмой и обманом нарекся, а ангелы его — бесами» — тоже следует, что при Иване Грозном на Руси было арианство»[48].

Ариане и особенности их вероучения - student2.ru

Портрет Ивана Грозного из коллекции вологодского краеведческого музея[49].На груди виден арианский (катарский) крест

И уж совсем «неубиенным козырем» является представленный в Повести временных лет (ПВЛ) символ веры, в котором креститель Руси Владимир произносит: «Сын же подобосущен и собезначален Отцу…». Подобосущен, а не единосущен, как утверждается в Никео-цареградском символе веры. Именно ариане считали Христа всего лишь тварным существом, но подобным Богу-Отцу.

В ПВЛ так же князь Владимир упоминает Сатанаила.

И опять мы встречаемся с проявлениями в текстах догматов арианского учения. Выходит, что если Владимир был крестителем Руси, то он принял арианство.

Следует отметить, что богомильских (арианских) книг не сохранилось, и все суждения об их вероучении мы можем почерпнуть только из критической литературы, написанной христианскими писателями, в основном — католиками. К тому же непонятно, какой алфавит они использовали, была ли это кириллица или глаголица[50].

Итак, князь Владимир принял арианство, а Иван Грозный прямо выражает в своих письмах миропонимание в соответствии с арианскими догматами. Так что же — на Руси было арианство?

Было ли на Руси двоеверие?

Ряд авторов считают, что на Руси был период двоеверия.

Например, Н. П. Шевцова[51] считает, что «двоеверием были охвачены даже образованные, просвещенные круги русского общества. Так, безымянный автор "Слова о Полку Игореве", одного из блестящих образцов древнерусской литературы, рассказывает, что его герой едет поклониться храму Пресвятой Богородицы в Киеве — в благодарность за чудесное избавление от плена; но одновременно упоминаются и древние языческие боги, которые также покровительствуют князю Игорю. Автор, являясь и язычником и христианином одновременно, не воспринимает еще разницы между теми и другими».

Двоеверие подтверждают надписи на стенах Софийского собора в Новгороде[52], где прихожане молятся святой Софии, упоминают языческих богов, и описывают языческие обряды. Да и название самого собора отнюдь не христианское.

В. Я. Петрухин[53] пишет:

«Совмещение христианских и языческих обрядов в пределах не только одного кладбища (как это было в Киеве, Гнездове, Тимереве), но и одного погребения, свидетельствует об относительно мирном взаимодействии христианских и языческих общин».

В нашем понимании термин «двоеверие» не корректен. Этот термин придуман специалистами для того, чтобы в рамках существующей концепции объяснить религиозные воззрения русских людей, не затрагивая основ исторически сложившегося христианства. Реальная картина могла быть совсем другой: это и была русская вера того времени, она была в некотором смысле «синтетической», но не была «двоеверием».

Н. К. Никольский[54] считал, что при князе Владимире Русь была крещена, но это христианство существенно отличалось от современного христианства, изменённого в период Никоновских реформ. Христианство времён Владимира «сулило Руси светлую будущность», в отличие от нынешнего, в котором радикально изменена система морали и её догматическая основа».

Чудинов отмечал:

«Переход к христианству на начальной стадии являлся просто небольшим переименованием ведических богов. Богиня Мара стала называться Девой Марией, бог Яр — Иисусом Христом. Апостолы изображались как ведические боги».


Наши рекомендации