Новый год (н.ст.) - Великий праздник

Недавно возникший обычай отмечать память вмч. Вонифатия, то есть, на самом деле, день новостильного Нового года, полуночной литургией стремительно набирает обороты.

Между тем, согласно Типикону, "литургия порану" - это признак одних лишь величайших праздников. Получается, память вмч. Вонифатия стремительно повысили до уровня Рождества и Пасхи.

Так новостильный календарь de facto укореняется в РПЦ. Не говоря уже о том, что для большинства ее чад Рождество (или, скажем, "православное Рождество") - это 7-е января, хотя на самом деле 7-е января посвящено Собору Иоанна Предтечи.

Если так пойдёт и дальше (а предпосылки для иного пока не просматриваются), то на 2100 год можно прогнозировать масштабный разрыв шаблона.

Судя по всему, в итоге получается переход не просто на новый стиль, а на новый стиль с кривыми датами. То же Рождество "7 января", причём в законодательстве РФ по вопросу праздников и выходных дней о том, что 7 января равняется 25 декабря, даже не упомянуто. Или, например, в недавних документах синодального уровня по поводу одного церковного праздника упоминались только и исключительно новостильные (т.е. в пересчете со старого, но без самого старого) даты, и т.д.

30 декабря 2012 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=2866

ПОСТЫ

Определения Студийского устава для мирян в Царьграде во время "малых" постов

Так Вам тогда нужен именно "типикон", а не синаксарь (кстати, в Студийско-алексиевском уставе есть и то, и другое - типикон [т. е. административно-дисциплинарно-общелитургические главы] там в конце, уже после синаксаря, тогда как в нашем нынешнем уставе - наоборот).

Древнейший сохранившийся студийский типикон - это Ипотипосис Студийского монастыря. Там о трапезе монахов в Апостольский и Рождественский посты (Успенского ещё не было) сказано следующее:

"В четыредесятницу же святых апостолов рыбы и сыра и яиц не едим, за исключением тех дней, в которые не поем часы [речь идет о праздниках, когда часы, согласно студийской традиции, отменялись. -М.Ж.]. Едим же два кушанья - зелень с елеем и бобы без елея; а вина с водой [пьём] две [меры] в девятый час [дня] и две - поздно [вечером]. В праздники же, когда дозволяется сыр и прочее, едим в шестой час [дня], испивая три [меры], а поздно [вечером] - две. Тот же устав соблюдается и четыредесятницу апостола Филиппа" (пер. по: Дмитриевский. Описание... Т. 1. С. 234).

В более поздних редакциях студийских типиконов правила становятся более строгими. Разумеется, о мирянах студийские монастырские типиконы умалчивают.

В свою очередь, ещё Феодор Вальсам он (а это на три века позже Ипотипосиса) пишет, что в его время не было единообразия относительно продолжительности и качества постов перед праздниками Петра и Павла, и Рождества. Одни, как он говорит, воздерживались только восемнадцать дней, и только от мяса, молока и яиц. Другие - и вовсе только от мяса. Третьи держали пост в течение одного дня. Четвертые воздерживались двенадцать дней, пятые - шесть, шестые - четыре (Раллис, Потлис. Синтагма. Т. 4. С. 581). Сам он осуждает такое отношение и требует поститься сорок дней, но факт есть факт.

15 марта 2009

http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=10&t=1463&sid=f7fc791eb7692e609311c9492609db96

Службы с «аллилуия»

А мы у себя в храме (вмч. Георгия в Старых Лучниках в Москве) служим "Аллилуию" в малые посты (действительно, обычно по разу на первой и последней седмицах).

Мы служим без литургии (литургийные блаженны, Апостол и Евангелие читаются на изобразительных), но в дониконовской практике, кстати, "Аллилуию" в малые посты служили с литургией.

Мне кажется, это очень здравый был бы вариант - и постовая служба есть (пост все-таки должен иметь какое-то литургическое выражение, помимо гастрономического), и присутствие литургии не даст никому особо смутиться.

01 января 2007 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=572

Время начала поста.

Диетический пост, как и евхаристический, начинается с полуночи.

Хотя бы уже потому, что вечером в небогатых монастырях доедали то, что не съели на обед. Исторический факт.

07 ноя. 2013

http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=26&t=3160&sid=ca60c98fa30c3603723ecae88f0035fb

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

Радоница - когда?

«Долгое время приучали людей ходить на кладбище не на Пасху, а на Радоницу. Где-то сложилась традиция в понедельник, где-то во вторник. Но с приездом нового архиерея вышел указ: Радоницу, под страхом смертной казни запрета, служить только во вторник. Придёт народ на кладбище, а попа нет. С литургической точки зрения прав ли архиерей?»

Вопрос о правоте архиерея сформулирован некорректно, поскольку "с литургической точки зрения" Радоницы вовсе не существует. То есть с этой точки зрения он не может быть в данном случае прав или не прав.

Наш устав - греческий, а весенний и осенний праздники душ усопших предков (они-то у нас и превратились в Радоницу и Дмитриевскую субботу) восходят к традициям славян, германцев и кельтов, а не народов южной Европы.

Небытие Радоницы в уставно-литургическом пространстве не означает, что ее не существует в других - а именно, в народном и церковно-административном. Там она вполне может существовать (хотя может и не существовать тоже: надо смотреть конкретную ситуацию на месте). Поэтому и исходить нужно из церковно-административных реалий (= распоряжение архиерея) с учётом мнения народа (= пастырский аспект), поскольку на устав здесь сослаться невозможно.

Кстати, хотя я специально не занимался фольклорными традициями празднования Пасхи, из тех обрывков информации, которая попадалась на глаза, я постепенно склоняюсь к тому, что и поминовение на Пасху - не советская якобы выдумка (поскольку я встречал не одно и не два упоминания о соответствующих обычаях в дореволюционных описаниях народных верований), а другая версия народно-христианизированного преломления древнего весеннего праздника, можно сказать, альтернативная Радоница.

07 апреля 2015

Наши рекомендации