О земных поклонах до Св. Троицы
Если взглянуть на вопрос с исторической т. зр., то известные канонические предписания не совершать коленопреклонений по воскресеньям и в период Пятидесятницы относятся к ектениям. Когда-то очень-очень давно во время ектений (которых было сильно меньше, но сами они были подлиннее) народ стоял на коленях.
Сейчас же мы круглый год служим по-воскресному - все ектении стоя. И только в день Пятидесятницы "возвращаемся" к тому, что когда-то было действительно повседневным - читаем ектении коленопреклонно. Только если когда-то коленопреклонные ектении вечерни Пятидесятницы были просто возвращением к повседневности - коленопреклонным ектениям остальных дней года, то со временем, с падением практики коленопреклонных ектений, это было переосмыслено как "особенность" Троицкой вечерни.
Все это было давным-давно. Настолько давно, что и переосмысление произошло тоже очень-очень давно: знаком этого переосмысления являются коленопреклонные молитвы Пятидесятницы, дописанные со временем - тогда, когда все уже и забыли, зачем это на Троицкой вечерне ектении нужно слушать коленопреклонно. Но это дописывание произошло никак не позже 8 века, так что уже и в 8 веке ектении давно не читались коленопреклонно.
Практический вывод отсюда такой: с исторической точки зрения обсуждаемые канонические правила не имеют никакого отношения к частным коленопреклонениям по тем или иным случаям. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся.
10 мая 2008
Ссылки на источники по этому поводу.
О коленопреклонном чтении ектений прямо говорится в описании литургии VIII книги "Апостольских постановлений" (а для истории ектении это не просто один из памятников, а памятник важнейший - здесь сохранились древнейшие тексты ектений), а также у свт. Иоанна Златоуста, в беседах то ли на 1 Кор, то ли на 2 Кор.
Получается, что на вечерне Пятидесятницы, и диакон на солее тоже должен возглашать ектении коленопреклоненно?
Я писал о практике древней Церкви. Богослужение после IV века менялось, и очень сильно. Нынешний чин Троицкой вечерни - это одно; чин в эпоху появления коленопреклонных молитв - совсем другое. В современном чине о древней традиции коленопреклонных ектений свидетельствуют три особые ектении, сопровождающие коленопреклонные молитвы.
Коленопреклоненно все же слушаются молитвы, а сами ектении "Паки и паки..." вполне себе так просто (прямо), на ногах.
От этих древних коленопреклонных ектений в современном чине остались начальное и конечное прошение - "паки и паки ПРЕКЛОНШЕ КОЛЕНА" и "заступи... ВОЗСТАВИ". Вот между этими "преклонше колена" и "возстави" и находилось коленопреклонное моление - ектения.
Первое каноническое предписание о непреклонении колен в воскресный день относится ещё к самому началу IV века - 15 правило свт. Петра Александрийского (†311). Первые ектении (длинные) - в "Апостольских постановлениях" и в "Завещании Господа", т.е. в к. IV - V вв. На каком основании относить это предписание к ектениям?
Вы впадаете в анахронизм, усматривая противоречие между датировкой "Апостольских постановлений" и правила свт. Петра Александрийского. Из того, что ектении сохранились в сборниках конца IV в. не следует, что они и появились только в конце IV в. Напротив, поскольку известно, что и "Завет Господа", и "Апостольские постановления" представляют собой отредактированные коллекции более древних памятников, можно уверенно утверждать, что выписанные там ектении имеют происхождение более древнее, чем время происхождения самих сборников.
Далее, вопрос о коленопреклонениях при ектениях был подробно исследован Х. Матеосом в его книге по истории византийского чина литургии оглашенных (и это - вплоть до настоящего времени - лучшее исследование по этому вопросу). Он доказывает, что ектении восходят уже ко II веку (основа доказательства - демонстрация ряда параллелей между ектениями "Апостольских постановлений" и текстами некоторых раннехристианских авторов; в первую очередь - мч. Иустина Философа), а также доказывает, что известные канонические предписания относятся именно к ектениям. Обратитесь к его книге; я не вижу смысла в том, чтобы просто воспроизводить его аргументацию.
С другой стороны, в современной постной Триоди после вечерни Великой среды есть указание...
Не нужно мешать в одну кучу древние каноны и поздние указания в Типиконе (или Триоди). Это тексты совершенно разного правового статуса, происхождения и т. д. Разумеется, указание Типикона не имеет отношения к ектениям, и авторы этого указания основывались совсем не на той логике, на которой основывались авторы древних канонов. Моя реплика была посвящена только логике авторов древних канонов.
Вопрос изначально стоял о коленопреклонениях во время Пятидесятницы, и их каноническом запрете. А упомянутое указание Типикона можно понимать по-разному, так что однозначным основанием для вопроса о коленопреклонениях в Пятидесятницу оно служить не может.
Почему "преклонение колен" в канонических предписаниях на протяжении всей эпохи Вселенских соборов следует ограничивать исключительно коленопреклонными ектениями?
Каноны относятся к общецерковной молитве ("мы"), причём ординарной (т. е. совершаемой ежедневно), а не к частной практике благочестия (каковой и являются, например, поклоны перед святыней). Видом ординарной общецерковной молитвы, читаемой на коленях, в IV в. была ектения.
Правило 90 Трулльского собора, похоже, посвящено именно этому. Но к 8 веку, пишете Вы, уже произошло переосмысление.
Мне кажется, уже в эпоху Трулльского Собора ектения перестала быть коленопреклонной. Среди правил Трулльского Собора вообще много простых повторений древних правил.
Должны же сохраниться какие-то коленопреклонения, которые упраздняются на это время. Вот и относим мы, по традиции, к запрещаемым земные поклоны перед Престолом и перед Св. Дарами?
Еще раз подчеркну идею моего замечания: у запрета класть земной поклон перед Св. Дарами в период Пятидесятницы нет прямой _канонической_ силы (прямой - т. е. соответствующей мысли составителей канонов). А вот если рассуждать "по аналогии" - пожалуйста.
10,14 мая 2008 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=1210