Престольный праздник в будние дни Великого поста

Безусловно, нужно служить Преждеосвященную - кроме первой седмицы. И не только на престольный праздник, а и вообще на любой полиелей.

А какая тут может быть неясность?! См. 35-ю храмовую главу Типикона, да и дело с концом. Там описан устав с Преждеосвященной.

Что же до полиелейных праздников (не храмовых) - устав богослужения Обретения честной главы св. Иоанна Предтечи в постные дни упоминает, что этот же устав распространяется и на "святых великих, имущих полиелей".

03 марта 2007

http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=678&sid=21e66a24d62ba021a9dcb86e01d75f76

Чтение Евангелия если Благовещение + Вел. Суббота

По современному греческому уставу Благовещение в подобных случаях, действительно, переносится.
А я хотел сказать о другом. На литургии в Великую субботу, как и на Пасху, нужно читать Евангелия дня и Благовещения. Но в каком порядке? На Пасху нужно читать сначала пасхальное Евангелие, и это нормально - пасхальное Евангелие говорит о событиях до Благовещения.

А вот в Великую субботу читать сначала дня, а потом Благовещения (Типикон здесь скуп на комментарии) - это очень странно: сначала прочитать о Погребении и Воскресении Христовых, а затем - о Благовещении.

Поэтому читать нужно сначала Евангелие Благовещения, а потом только - Великой субботы (как известно, в Цветной Триоди есть специальная оговорка - начиная со 2-й седмицы по Пасхе в Триоди соединяются вместе песнопения собственно Триоди, а также воскресного и будничного Октоихов; так вот, Триодь прямо предписывает петь по понедельникам, вторникам и четвергам сначала воскресный, а потом будничный Октоих, а по средам и пятницам - сначала будничный (т. е. песнопения Кресту), а потом воскресный - чтобы Крест не оказывался после Воскресения. Здесь - точно та же логика). Причём, по моему мнению, было бы правильно, чтобы Евангелие Благовещения читал младший диакон, а Великой субботы - старший.

UPDATE
Все-таки, по разным уставам, Евангелие читается сначала Великой субботы - см.: http://community.livejournal.com/kliros/228319.html
(хотя все равно странно).

Но идея о чтении Евангелий разными диаконами нашла подтверждение в древних Типиконах - Великой церкви и западных редакциях Студийского.

А вообще существует где-то такая практика - чтение Евангелия, если отрывков несколько, разными диаконами?

На Пасху нечто подобное устав прямо предписывает (в том числе - и при совпадении с Благовещением). А литургия Великой субботы - это уже Пасха.

По поводу чтения двумя диаконами при архиерейской службе: просто возглашается "Премудрость прости" ещё раз - и все. А встать другой диакон может не в середине храма, а на солее.

10,23 февраля 2007

http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=625&sid=21e66a24d62ba021a9dcb86e01d75f76

А на непорочные Великой Субботы по Типикону братии выдаются двухъядерные процессоры?

Непорочны Великой субботы - это один из самых поздних текстов в нашем богослужении (точнее, непорочны-то, т. е. сама кафизма, там издавна, а вот припевы к ней - нет). К тому времени, когда он вошёл в него, устав давным-давно сформировался. Одно дело - говорить об уставе на этапе его формирования, когда заложенная в него логика ещё очень даже работала и была всем более-менее понятна, другое - о позднейших изменениях давно канонизированного текста.

15 марта 2008

http://www.deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=1071&sid=1a6cc4ad8eb626ce483d68aa2424f8b8&start=15

ПАСХА

Так называемая пасхальная "полунощница"

Так пасхальная "полунощница" - это и не полунощница вовсе! Это квази-утреня (или монастырская паннихис, если хотите. В греческих книгах она, порой, так и называется: паннихис).

Общая схема чина такая: вечерня и литургия свт. Василия (Великой субботы; это все должно быть, если по уставу, около 7 вечера!)-благословение хлебов-чтение Деяний-пасхальная квази-утреня.

Вместе получается полноценная всенощная: вечерня-благословение хлебов-великое чтение (которое, по идее, всегда должно быть на бдении: см. 2-ю главу Типикона)-утреня.

Другое дело, что мы в нашей практике разрываем благословение хлебов и великое чтение.

А сама эта "полунощница" имеет такие вещи, присущие исключительно утрене (и только утрене!), как:

1) пение канона с библейскими песнями (в Типиконе о каноне на этой "полунощнице" сказано: "со стихами песней") и катавасиями;

2) чтение учительных слов: свт. Епифания Кипрского по 3 песни канона и свт. Иоанна Златоуста - по 6-й.

В помине не бывает такой полунощницы, на которой канон поется с библейскими песнями и на которой есть учительные чтения.

Поэтому обычный устав полунощных ектений к этой службе неприменим. Надо, действительно, читать краткую сугубую ектению (устав где-то называет такую сокращённую сугубую ектению ектению "малой ектенией" - ведь слово "ектения" это и значит "сугубая"; греки словом "ектения" называют только сугубую ектению, тогда как остальные называют чаще всего "синаптами"), примерно, как в конце двупсалмия.

07 апреля 2007 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=741

Наши рекомендации