Архиерейская молитва проскомидии
До Никона у нас этого - "архиерейской проскомидии" во время херувимской - не было, появилось под влиянием греков.
У греков появилось где-то в 16 веке, возможно, под влиянием латинской практики, а возможно - и как результат развития традиции облачать архиерея в середине храма (чего в древности тоже не было: тысячу лет назад и ранее того времени архиерей облачался в скевофилакионе и приходил в храм уже в облачении; примерно семьсот пятьдесят лет назад, после возвращения Царьграда под греческую юрисдикцию, когда скевофилакионов уже окончательно не стало, архиерей облачался в уголке при входе в храм; это потом уже решили, что стыд тут неуместен, и стали облачать архиерея у всех на виду). Пока эта традиция не развилась до своего логического предела, архиерей преспокойно входил в алтарь до службы и вынимал свои частицы (или, ещё проще, делал это в скевофилакионе - покуда таковой был). Отсюда, кстати, и молитва протесиса в Чиновнике сохранилась на том месте, где она есть.
26 ноября 2011 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=24&t=2425&p=47747#p47747
Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя!
Слова-то обращённые к Пресвятой Деве Марии (Лк.1:35), и, собственно, описывают они Божественное зачатие Младенца Христа. Интересно, как они относятся, в свете этого, к предстоятелю, которому мы отвечаем на просьбу помолиться о нем?
Древнейшая литургическая практика не знала сослужения во время Евхаристической молитвы: всю молитву целиком, каждый ее возглас - и далее все, вплоть до причащения, - произносил только один человек (если быть точнее, совсем уж древняя доникейская практика, в которой над хлебом и чашей могли читаться две или несколько _разных_ молитв, допускала, чтобы при визите епископа в другую епархию он читал одну из этих молитв, а местный - другую, но с повсеместным установлением к 4 веку единой Евхаристической молитвы этого не стало).
Поэтому в источниках, включая один константинопольский текст 6 века, описывается, как епископ вместе со священниками начинает литургию, и все сослужат, но когда доходит до Евхаристической молитвы, епископ указывает на одного из священников, и тот _уже один_ совершает таинство и причащает всех остальных, включая епископа (да-да, в древности священники не брали Тело сами, если только не были в одиночестве, но всегда принимали из чьих-то рук: и епископ, и священник - у другого епископа, священника или даже диакона), а потом все вместе причащают народ. Примерно такой порядок до наших дней сохранился у ассирийцев - несториан и униатов.
Именно для этих целей и был установлен специальный диалог перед Евхаристической молитвой, во время которого епископ указывает, кому из иереев сегодня тайнодействовать. Просто показывать пальцем - некрасиво, поэтому епископ и говорит цитатой: "Дух Святый найдет на ТЯ...". Эта же цитата заодно подчёркивает схему освящения Даров, которое вкратце упоминается в молитвах до и после великого входа, и в анафоре Златоуста: Святой Дух подаёт Свою силу священнику, и тот совершает освящение, которое происходит силой Святого Духа. С диалогом связан и возглас "Мир всем" по окончании просительной ектении = обращённое к народу приветствие служащего _сегодня_, тогда как предыдущее "Мир всем" перед Апостолом ("Мир всем" перед Евангелием до 17 века не было) - это приветствие старшего.
По прошествии веков древняя практика забылась, предстоятельствовать всегда стал старший по хиротонии и т. п., но диалог остался. Причём в форме: предстоятель обращается к _иереям_, те отвечают. Так - до сих пор в Чиновнике, где в этом месте сказано: "... архимандрити и иерее (а не "протодиаконе"!) .... - ... и отвещают, опустив фелони (не "стихари"!)". Диакон не имеет полномочий назначить сегодняшнего предстоятеля и символически "передать" ему силу Святого Духа. В Чиновнике поэтому богословской проблемы нет.
Зато проблема есть в Служебнике, где священник - только один. В рукописных Служебниках наблюдаются такие варианты: 1) вся служба описана как совершаемая священником (одним), но в этом конкретном месте вдруг упоминаются сослужащие, к которым он обращается, и о которых до этого не было ни слова; 2) священник говорит соответствующие слова _сам себе_ (т. е. "Дух Святый найдет на МЯ..."); 3) священник говорит сам себе, но без изменения текста ("Дух Святый найдет на тя..."), что со временем перестало восприниматься как пожелание священника силы Святого Духа самому себе и было оформлено как пожелание диакону; 4) эти слова говорит не священник, а диакон.
В печатных изданиях Служебника до правки несколько лет назад присутствовал предпоследний вариант. Он непонятен, поскольку зачем желать диакону, чтобы на него "нашёл Святой Дух", объяснить трудно (я встречал - на полном серьёзе - такое толкование, что здесь священник обещает диакону похлопотать о его хиротонии). Теперь мы имеем последний вариант. Он понятнее, но исторически он неверен, поскольку диакон не имеет той прерогативы, о которой говорилось выше. Собственно, правка была предпринята в свете практики архиерейской службы, где эти слова также говорит (прото-)диакон, но выше я уже написал, что в Чиновнике сказано иначе - и недаром.
Поэтому правильнее всего было бы когда-нибудь поправить это место литургии так:
1) священник служит один - диалог опускается (или известные слова он говорит сам себе: "... на мя...");
2) священник служит с диаконом, без других иереев - диалог опускается (или известные слова он говорит сам себе: "... на мя...");
3) священник сослужит с другими священниками - диалог происходит между ними;
4) архиерейская служба - диалог происходит между епископом и священниками (= предписаниям печатного Архиерейского Чиновника).
11 ноября 2011 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=2412
Просительная ектения «Исполним молитву...» на литургии
Тафт объясняет ее влиянием ЛПД. Я считаю, что это продолжение мирной ектении (= ектении верных). Т. е. в одну первоначально единую ектению вклинен великий вход. В следующем году должна выйти моя статья на эту тему.
01 декабря 2007
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=1002&sid=eb14019d0accba9400165ee94ac06770
Открытие ЦВ на "Двери, двери..."
На эту тему есть, кстати, интересная статья греческого литургиста свящ. П. Кумарьяноса. Если мне не изменяет память, он там пишет, что в Константинополе в древности на этот возглас, наоборот, закрывали завесу алтаря (до этого она была то ли открыта, то ли закрыта не полностью).
Завеса древнее врат. Завеса уже в 4 веке использовалась вовсю (и генетически, кстати, связана с воздухом).
30 июня 2006 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=24&t=46&start=75
"Милость, мир, жертву хваления"
[ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ: мы приносим Богу] "Милость, мир, жертву хваления" - так в лучших, древнейших и многих рукописях (есть и рукописи - не то, чтобы лучшие, - где "елей" вместо "милость". Это интересная тема - использование елея при совершении литургии: ср. коптскую версию "Дидахе", "Апостольское предание" и некоторые другие ранние источники. Но к VIII в. елей на литургии остался, разве что, только при Елеосвящении. Поэтому уже однозначно смысл будет иметь только "милость", но не "елей").
См. об этой аккламации статью Р. Тафта под названием Textual Problems in the Diaconal Admonition before the Anaphora in the Byzantine Tradition (OCP. 1983. Vol. 49. P. 340–365).
Когда текст уже испорчен ("милость мира" [через "и"], которое _мы_ приносим - что же это такое и как мы можем это приносить?), приходится придумывать всякие обяснения, подобное тому, какое дал упомянутый греческий архиерей, которые только запутывают дело. Между тем, в дониконовских изданиях (и, т. о., у староверов) все еще "Милость, мир..."!
01 декабря 2007
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=1002&sid=eb14019d0accba9400165ee94ac06770
Второе благословение Даров на "Приимите, ядите..." в нашем Служебнике.
А как в нашем Служебнике появилось католическое второе благословение Даров на "Приимите, ядите...", после дезавуированное непонятным диаконским "показует"?
Совершенно сознательно появилось это второе благословение, с активным даже участием высшей церковной власти. Во второй половине XVII века РПЦ устами своих официальных документов не один год и не два, а почти десятилетие исповедовала латинское учение о Евхаристии. Только благодаря Лихудам ситуация поменялась.
18 января 2009 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=25&t=1397&start=15