Связь Великого входа с проскомидией
Великий вход с проскомидией исторически не связан: 1) архиерейская проскомидия на великом входе - это не реликт древней практики, а сравнительно недавнее нововведение (см.: http://www.mzh.mrezha.ru/ZhArhLit.djvu); 2) название молитвы по великом входе ("тис проскомидис", если по-гречески) также не указывает на проскомидию (об этом см. статью свящ. Павла Кумарьяноса "Протесис, проскомиди, просфора" (на греческом; если вкратце, то речь о том, что "проскомиди" здесь является синонимом слова "литургия" - заглавие "эвхи тис проскомидис ту Иоанну (Василиу)" когда-то стояло над молитвой об оглашенных (т. е. той молитвой, с которой две литургии начинают различаться), а потом "переехало" чуть пониже)).
Но это детали, а в главном я с Вами абсолютно согласен - читать 50 псалом во время каждения нужно только на 6 часе и на великом входе (в последнем случае - это, вероятно, реликт пения Пс 50 на великом входе с многократным припеванием Херувимской - ср. с _троекратным_ чтением Херувимской духовенством и проч.)
11 сентября 2006
Из _переноса_ диаконом хлеба и вина епископу вышел великий вход.
А проскомидия вышла из _приготовления_ (отбора из принесённого людьми лучшего; обстругивания лишних грубых корок у хлебов; смешивания вина с водой и т. д.) этих самых хлеба и вина. И если на Западе такое приготовление, действительно, совершалось непосредственно перед принесением; то в Византии оно изначально совершалось _до_ службы, поэтому положение нашей проскомидии (византийской!) до службы - это ее изначальное положение, никогда проскомидия на великом входе в византийском чине литургии не располагалась. Корень ошибочного воззрения о том, что проскомидия происходила на великом входе, заключается в "архиерейскйой проскомидии", но это - позднее явление, возникшее у греков в 16 веке, а к нам проникшее после Никона (поэтому старообрядцы даже сейчас так не делают). Другой повод неверно думать о тождестве проскомидии и великого входа - заглавие молитвы после великого входа, об этом я уже выше написал.
27 сентября 2006
А вот у Уайбрю (с. 64-66) все описано правильно: перед (!) литургией прихожане оставляли где-то свои приношения (из этого и разовьётся проскомидия перед литургией), а на великом входе диаконы их приносили.
Разве офферториум не есть аналог херувимской?
Аналог не обязан быть зеркальной копией.
Практика петь что-нибудь во время: входа в храм; принесения Даров; причащения; выхода из храма (т. е. тех моментов, которые продолжаются долго и которые сопровождаются шумными перемещениями по храму) - это повсеместная христианская практика.
Так что это не связано с тем, когда Дары приготовлять.
Я быть может ошибаюсь, но офферториум - молитва преложения в Мессе.
Молитва преложения (если именно преложения) в мессе, согласно св. Николаю Кавасиле, - это раздел евхаристического канона Supplices te rogamus.
Если Вы имели в виду молитву на принесение Даров, то она называется oratio super oblata.
Offertorium (это разговорный вариант от Cantus ad offertorium) же - это песнопение (изменяемое в зависимости от праздника или памяти) на принесение Даров, аналог херувимской
30 сентября 2006
Я понял, в чём состоит суть непонимания. Вы думаете, что принесённые хлебы готовили к службе _в алтаре_.
Для Запада это правильно - и именно поэтому чин приготовления в западных литургиях происходит в момент, соответствующий нашему великому входу.
Но в Константинополе это было не так! В Константинополе (как первым обстоятельно показал Т. Мэтьюз (хотя это было известно и до него, но не было столь подробно проанализировано) - и выводы Мэтьюза приводит в своей книжке Уайбрю) приготовление Даров к службе происходило вообще вне храма - в отдельной постройке, называвшейся "скевофилакион" (сосудохранительница).
Именно поэтому проскомидия (=приготовление Даров, не путать с их принесением в храм) в Константинополе ИЗНАЧАЛЬНО происходила до литургии - сначала клирики заходили в скевофилакион, где облачались и приготовляли Дары, а потом все шли в храм (в скевофилакионе никто не оставался), где и служили литургию; никакого приготовления во время самой литургии уже не было - в момент великого входа младшие клирики (но не предстоятель - вот почему на архиерейской службе архиерей не выходит на вход) только лишь бегали в скевофилакион за (уже приготовленными заранее!) Дарами.
02 октября 2006
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=3&t=409&sid=dcd32ab055eb3029dd7abfbd5239bdb0