Тема духовной войны в посланиях
Иисус установил стандарты духовной борьбы. Он практиковал ее на всех уровнях, и высшим проявлением этой борьбы стало Его столкновение с сатаной в пустыне. Затем, обеспечив Своих учеников «ключами Царства», которые суть Богом данная власть связывать и разрешать, Иисус дал им и нам духовное вооружение, которое необходимо для «связывания сильного» и для освобождения заблудших душ, находящихся в духовном рабстве у территориальных духов и других сил тьмы.
В Книге Деяния имеется несколько повествований о двух главных действующих лицах — Петре и Павле, — повинующихся и выполняющих Великое поручение Господа и включающих в свое евангелизационное служение духовную борьбу стратегического уровня. История рассказывает нам, что апостол Иоанн также вступил в открытую схватку с этими силами, особенно во время своего пребывания в Эфесе, когда он бросил вызов Артемиде Эфесской.
В Евангелиях и Книге Деяния мы находим значительное библейское учение о духовной борьбе стратегического уровня. Как и следовало ожидать, в посланиях также имеются определенные важные инструкции для нас и для нашей евангелизационной деятельности в городах и странах мира.
Что можно сказать о книге откровение?
Когда мы подходим к последней книге Библии — Книге Откровение, — написанной апостолом Иоанном, мы находим, что главной темой этой книги является духовная война стратегического уровня. Типичными для Книги Откровение являются такие предложения, как «произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них... потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени... И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Отк12:7,12,17).
Я решил не посвящать всю главу этой книги подробному описанию аспектов духовной войны стратегического уровня по Книге Откровение по двум причинам. Во-первых, Книга Откровение сама приводит к широчайшему спектру интерпретаций, и мое понимание будет рассматриваться как еще одна из них. Во-вторых, те люди, которых интересует библейское основание духовной войны стратегического уровня, не готовы сконцентрировать все свое внимание на Откровении. И если бы я все же взялся комментировать Откровение, я бы скорее написал о нем отдельную книгу, а не еще одну главу в данном труде.
В то же время следует вспомнить, что в одной из предыдущих глав я все же обратился к словам Иисуса, которые мы находим во второй и третьей главах Откровения, — в посланиях семи церквям Азии. Там мы слышим слова Иисуса, призывающего Своих последователей «побеждать» с использованием греческого слова nikao. В другом контексте Иисус поясняет Своим ученикам, что мы должны одерживать победу тогда, когда такие силы тьмы, как веельзевул, становятся препятствием на пути продвижения Царства Божьего.
Послания Иоанна и Петра
Тема духовных конфликтов с правителями тьмы на стратегическом уровне была продолжена в посланиях трех апостолов — Павла, Петра и Иоанна.
Иоанн написал не только Книгу Откровение, пожалуй, самую откровенную книгу о духовной войне в Библии, но и три послания. В этих посланиях он много говорит о нашем противостоянии врагу, дьяволу. Чтобы мы не благодушествовали, Иоанн предупреждает нас о том, что «весь мир лежит во зле» (1 Иоан.5:19). Когда мы выходим в мир, мы выступаем с властью Христа. Иоанн писал: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Иоан.З:8). Мы также можем участвовать в этом. Иоанн тоже подхватывает ключевое слово Иисуса, побеждать, когда, обращаясь к юношам, говорит, что они«победили лукавого» (1 Иоан.2:14, курсив мой).
В самых недвусмысленных терминах Петр предупреждает своих читателей о том, что в их христианском хождении им придется участвовать в духовных битвах: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). Петр повелевает нам «противостоять» дьяволу, а не игнорировать его (см. 1 Пет.5:9). И это не оборонительный термин. Предположим, на улицах вашего города появился лев. Мы не станем закрывать двери и окна наших домов, чтобы лев не смог войти в наше жилище. Мы предпримем решительные шаги к тому, чтобы изгнать опасного зверя и совсем избавить от него наш город. «Противостояние» льву означает преследование его до тех пор, пока не исчезнет угроза с его стороны. Лучшая защита — это нападение.
Все эти ссылки на дьявола в первых посланиях как Иоанна, так и Петра относятся к духовной войне более высокого уровня, чем наземный. Нет сомнения, что они отражают предположение, что «противостояние дьяволу» предполагает изгнание демонов. Изгнание нечистой силы было широко распространено в деятельности христиан ранней Церкви, и Рамсей Макмаллен говорит, что такая деятельность продолжалась по меньшей мере еще четыреста лет. Я верю, что эти ссылки отражают слова Иисуса о том, что Он дает Своим последователям власть «наступать... на всю силу вражью» (Лук 10:19, курсив мой).
О чем говорит Иуда?
Когда мы говорим об активном противостоянии дьяволу или об изгнании рыкающего льва из пределов нашего города, некоторые из тех, кто не одобряет наших инициатив в духовной борьбе, цитируют девятый стих Послания Иуды в поддержку своей точки зрения. Вот что сказал Иуда: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь" (Иуд.9). Они считают слова Иуды библейским указанием на то, что мы должны держаться подальше от участия в духовной войне стратегического уровня.
И хотя причины таких умозаключений вполне понятны, однако более тщательное исследование показывает, что высказывание Иуды подразумевает несколько иной смысл. Я утверждаю это на основании нескольких пунктов:
1. Иуда не писал свое послание о том, как вести духовную войну. Он учит обличать людей, в которых действует мятежный дух и которые сопротивляются всякому авторитету. Уэйн Грудем, библейский ученый, подробно изучивший это послание, соглашается с этим выводом. Он говорит: «Этот стих содержит совершенно ясное послание: "Не пытайтесь выйти за пределы власти, которую Бог установил для вас!" Если рассматривать девятый стих Послания Иуды в этом свете, единственный вопрос, который христианин должен будет задать самому себе: "Какую власть над демоническими силами Бог установил для нас?" Многие места Нового Завета ясно говорят об этом».
В других местах Библии, как мы уже видели, нам повелевают противостоять не только высшим духам зла, таким, как веельзевул, но даже восстать против самого дьявола, как мы видели из Первого послания Петра (5:9)- Иаков тоже упоминает противостояние дьяволу, как мы вскоре увидим. Уэйн Грудем добавляет: «Во время Своего земного служения Иисус отправил двенадцать учеников вперед Себя проповедовать Царство Божье, и Он "дал силу и власть над всеми бесами"» (Лук.9:1, курсив мой). Мы действительно обладаем библейской властью противостоять силам сатаны везде, где их обнаруживаем.
2. Даже если Послание Иуды, стих 9, было связано с духовной войной стратегического уровня, он совсем не имел в виду невозможность обращения к демоническим силам, но только к самому сатане. Очень немногие люди, которые, как я знаю, активно вовлечены в духовную борьбу стратегического уровня, обращаются к сатане напрямую, и даже если обращаются, то их слова носят чисто формальный характер. Время от времени я получаю сведения от людей, которые полагают, что у них было столкновение с самим сатаной, но тщательное исследование подобных случаев показывает, что то был какой-нибудь высший чин в царстве тьмы, как, например, дух Питона в Филиппах или Артемида в Эфесе, но не сам Люцифер. Говоря это, я не отрицаю категорически возможность противостояния самому сатане, потому что не могу доказать этого. Я говорю о том, что даже расширяя значение стиха 9 в Послании Иуды, его невозможно применить к такой редкой ситуации, как эта, и уж тем более к духовной войне стратегического уровня вообще.
3. Как я подчеркивал в предыдущих главах, смерть Иисуса на кресте решительным образом и навсегда изменила весь ход истории. Она также повлияла на ситуацию в невидимом мире, поставив печать на гибели демонических сил и властей. Вот почему Иисус особо подчеркивает, что малейший в Царстве Божьем {после Креста) больше, чем Иоанн Креститель, представляющий всех тех, кто жил до Креста (см. Мат. 11:11). Как только Иисус сказал это, Он пояснил, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мат. 11:12). Это явное указание на наступательную духовную борьбу.
Иуда в девятом стихе ссылается на «Моисеево тело», что связывает этот текст с Ветхим Заветом или же с периодом до пришествия Иисуса, что коренным образом меняет ситуацию. В Ветхом Завете верующие не обладали той властью над силами зла, какая нам дана Иисусом. Нигде в Ветхом Завете мы не найдем указаний на то, что демоны изгонялись из одержимых, однако служение Иисуса и Его апостолов изобилует такими примерами. Рамсей Макмаллен находит в истории христианской Церкви таких примеров в избытке. Вся разница в том, что Иисус уникальным образом приблизил это Царство и Своей кровью на кресте запечатал гибель сатаны. В девятом стихе Иуда прибегает к иллюстрации прошлого, не проецируя в своем тексте параметры нашего будущего служения в распространении Божьего Царства на земле.
Я мог бы сказать о девятом стихе Послания Иуды еще больше, но думаю, что вполне ясно объяснил тот факт, что здесь для нас, христиан, нет никакого запрета на ведение духовной войны стратегического уровня, о которой я говорю в этой книге, при условии, что мы будем вести эту борьбу в соответствии с принципами, которые находим в других местах Писания.