Духовная война на оккультном уровне
В Эфесе, как нигде в другом месте, духовная борьба на любом уровне неминуемо коснулась бы магов и колдунов. Духовная война оккультного уровня по определению затрагивает оккультистов. Наиболее впечатляющие обращения в Эфесе - произошли среди магов. Рассказ об этом напоминает повествование о массовом движении особенно в том, что касается общего решения сжечь книги по магии и другие принадлежности оккультной практики. Мы даже представить себе не можем, каких размеров был тот костер, потому что фраза «пятьдесят тысяч драхм» многим из нас ничего не говорит. Максимальная ценность, в которую мы инстинктивно оцениваем уничтоженное чародеями, равняется пятидесяти тысячам долларов. Но если вспомнить, что в те дни драхма равнялась однодневному заработку, то наши расчеты дадут нам & более точную стоимость сожженных предметов — около четырех миллионов долларов!
Но что же подготовило путь для такой могущественной пророческой акции и публичного провозглашения господства Иисуса Христа? Многое, но, возможно, главным фактором все же был эпизод с семью сыновьями Скевы.
Эти иудейские заклинатели были действующими магами, и, как многие маги, они всегда готовы были воспользоваться новым источником силы. Когда они наблюдали за Павлом, они заметили, что он использовал то, что они восприняли как магическое заклинание — выражение «во имя Иисуса». В | результате происходило то, чего они раньше никогда не видели, потому они весьма заинтересовались этим. Они попробовали это заклинание на одном из одержимых, обратившись к злым духам и сказав им: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует» (Деян. 19:13)- Недопустимая ошибка!
Сыновья Скевы использовали имя Иисуса, предварительно не получив полномочий от Иисуса на использование Его святого имени. Первыми, кто осознал эту самонадеянную глупость, оказались сами духи. Один из них стал насмехаться над ними и сказал: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян. 19:15). После чего одержимый бросился на семерых сыновей Скевы, сорвал с них одежды и выгнал их из дому голыми!
По словам Сюзан Гаррет, когда слух об этом разнесся по всему Эфесу, многие маги решили обратиться к Господу. Гаррет задается вопросом, какая связь может быть между случаем с сыновьями Скевы и обращением магов, после чего приходит к заключению, что «очевидным ответом является тот факт, что в понимании Луки ефесяне восприняли поражение сыновей Скевы как признак поражения магии вообще». Клинтон Арнольд добавляет к этому: «Нет никакого сомнения в том, что за магическими действиями все видели конкретных духов в качестве главных действующих лиц».
Взаимосвязь духовного мира
Лучше всякого другого отрывка в Писаниях девятнадцатая глава Книги Деяния совершенно отчетливо показывает нам, что в мире тьмы существует тесная взаимосвязь между всеми ее сферами. Эти линии связи перечеркивают обозначенные нами условные границы между наземным, оккультным и стратегическим уровнями в духовной борьбе. Изгнание нечистой силы при помощи носовых платков оказало сильное влияние на массовое обращение магов, как и глупое высокомерие семи сыновей Скевы. Оба этих случая значительным образом ослабили власть Артемиды Эфесской. Не вступая в открытую схватку с самой Артемидой, Павел с остальными миссионерами ослабили ее власть настолько, что в городе начались беспорядки, организованные серебряных дел мастерами и их сообщниками. Они вместе с жителями Эфеса были сильно встревожены тем, что храм Артемиды может остаться в презрении, а ее величие ниспровергнется (см. Деян. 19:27). Артемида была настолько могущественной, что люди верили, что сама их жизнь будет находиться в опасности, если ей нанести вред.
В результате всех этих событий в Эфесе и Малой Азии намного явственнее и ощутимее стало присутствие Царства Божьего, чем в других местах, где служил Павел. Сильный, в данном случае сильная была связана, умы множества людей были освобождены от ослепления, а души спасены, церкви возрастали, и Эфес надолго стал центром христианского движения.
Поражение Максимона
Такие победы, какие одержал Павел в Эфесе, происходят и в наши дни. Позвольте мне рассказать похожую историю, свидетелем которой стал я сам лично. У меня в руках экземпляр гватемальской газеты «Cronica Semanah (за 24-30 июня 1994 года). Редакционная статья в ней озаглавлена таю «Поражение Максимона: протестантский фундаментализм изменяет культуру Альтиплано и превращает местную религию в туристические аттракционы». Максимон был территориальным духом, сходным с Артемидой, и он также понес существенное поражение на наземном уровне духовной войны.
Маленький городок Альмолонга находится в трех часах езды от прекрасных гор к западу от города Гватемалы. Его население насчитывает двенадцать тысяч человек, почти все индейцы из племени киче, потомки древней цивилизации майя. Альмолонга известен как город-сад Центральной Америки, где выращивают и продают свежие овощи.
Главной характеристикой города, построенного на холмах, окружающих плодородную долину, являются двадцать евангелических церквей. Эти церкви представляют собой самые впечатляющие строения во всем городском пейзаже. Все они — живые и действующие церкви с относительно большим количеством прихожан. По меньшей мере восемьдесят процентов жителей Альмолонги — возрожденные христиане.
Однако так было не всегда. До конца 1970-х годов Альмолонга несколько отличался от соседних городов, таких, как Олинтепек и Зунил. В нем процветали безнадежность, нищета, безнравственность, коррупция, насилие, ссоры и болезни. Мужчины, как правило, получали свою зарплату в пятницу и тратили ее на выпивку и оргии, к понедельнику возвращаясь к расстроенным женам и детишкам. По свидетельству одного наблюдателя, «выпивка продавалась на улицах на каждом шагу». Многие так никогда и не просыпались после пьянки.
Евангелие впервые пришло в Альмолонгу в 1951 году. Были организованы три церкви, но далее дело не пошло. Их духовная сила была минимальной, и община оставалась под контролем бога века сего. Затем в 1974 году был спасен язычник по имени Мариано Рискаче. Он услышал голос Божий, как в свое время Павел в день его обращения, и этот голос сказал: «Я выбрал тебя служить Мне». Вскоре после этого один больной и одержимый человек попросил Мариано помолиться за него и чудесным образом был исцелен и избавлен от нечистой силы.
Избавление от демонов
Слух об этом разнесся по всему городу, и многие получили исцеление. Церкви стали расти. Затем усилилась оппозиция христианам, и неверующие торговцы отказались продавать христианам продукты питания. Духовная война вступила в полную силу. В 1975 году Мариано получил новое исполнение силой Святого Духа и начал широкомасштабное избавление людей от нечистой силы и вскоре освободил более четырехсот человек, которые были пленниками демонов. Духовная атмосфера в Альмолонге начала радикальным образом меняться.
Почти немедленно физическая и общественная атмосфера в общине тоже стала изменяться. Бары закрывались. Рестораны и магазины теперь носят библейские названия, такие, как «Вифания», «Иерусалим» и «Шалом». Альмолонга стал городом предпринимателей, покупающих «мерседесы» и грузовики, причем за покупки платят наличными, а свои овощи отправляют уже по международным маршрутам. Семьи живут дружно и счастливо. Школы процветают. Совсем недавно рядом с центральной площадью города Мариано Рискаче завершил строительство элегантной церкви, вмещающей две тысячи человек
Мы с Дорис посетили Альмолонгу в 1992 году с нашими друзьями Гарольдом и Сесилисй Кабальеро из церкви «Эль-Шадцай» в Гватемале. Мы слышали о том, что территориальный дух над всем тем регионом был печально знаменитый Максимон. Мы решили посмотреть Альмолонгу, где была разрушена власть этого духа, а также соседний Зунил, где находился храм с отвратительным идолом, представляющим эту власть.
Максимон не хотел пускать нас на свою территорию. Частный самолет, который мы наняли, потерпел аварию при посадке, потому что устройство, выпускающее шасси, в последнюю минуту отказало. Мы подумали было, что нам пришел конец, но Бог защитил нас от серьезного ущерба. На земле нас ожидал ходатай, которому Святой Дух сообщил, что Максимон предпримет против нас атаку, и он пылко молился в нашу защиту. Самолет рухнул и раскололся, поэтому обратно в Гватемалу нам пришлось возвращаться на автобусе.
Храм Максимона, должно быть, был преддверием самого ада. Когда мы посетили его, в нем усердно трудились пятеро магов и один колдун, призывая к себе на помощь темные силы. Это было одно из самых отвратительных зрелищ из всех, когда-либо виденных мною. Я не хочу даже вспоминать об этом. Эти существа действительно пришли, чтобы украсть, убить и погубить. В Зуниле жизнь людей характеризуется болезнями, голодом, пьянством, несчастными случаями, нищетой, аморальностью и насилием. Недавние природные катаклизмы разделили город надвое, но Альмолонга, всего в трех километрах от него, остался нетронутым. Максимон празднует в Зуниле свое торжество.
Однако Максимону приходится отступать. Та статья в газете «Cronica Semanal» рассказывает о таком же городе, как Зунил, бывшем под властью Максимона. «Теперь, — говорится в статье, — культ Максимона и его последователей сократился до горстки приверженцев, и из-за его падения жители этого городка больше не пьют благодаря своей евангельской вере, и поэтому ежегодные фестивали, посвященные идолу... финансируются деньгами, собранными с японских, немецких и американских туристов».
Территориальный дух, державший Альмолонгу в духовной тьме в течение многих веков, хорошо известен по имени. Его власть над Альмолонгой и другими городами была нейтрализована через силовое служение Мариано Рискаче и других служителей Всемогущего Бога. Как и в Эфесе, высший дух этого региона потерял свою власть благодаря наступательной деятельности на наземном уровне, изгнании множества демонов из людей. В результате физические, социальные, материальные и духовные благословения Божьего Царства могли полностью изменить город. Это помогает нам понять, почему нам никогда нельзя забывать, что сатанинское царство — едино и что успешная духовная борьба на любом уровне в той или иной степени повлияет на все уровни.
Иоанн против Артемиды
Когда Павел покинул Эфес, Артемида Эфесская была значительно ослаблена, а ее власть серьезно пострадала. На этом повествование Книги Деяния заканчивается и начинается история. Рамсей Макмаллен, историк из Йелльского университета, рассказывает нам о том, что произошло в Эфесе позже. Я уже представлял Макмаллена в четвертой главе, где он рассказывал о том, что главным фактором в христианизации Римской империи стала открытая борьба с демоническими силами. Он говорит об огромной евангелизационной силе, которая сопровождала то, что я называю «духовной борьбой стратегического уровня», или же то, что он называет «лобовым столкновением со сверхъестественными существами».
Через некоторое время после отъезда Павла из Эфеса туда приехал апостол Иоанн. Он стал там жить и служить. Мы видели, что во время своего служения в Эфесе Павел не входил в храм Артемиды и не вступал в открытую схватку с территориальным духом на стратегическом уровне. Однако Иоанн сделал оба этих шага, по словам Рамсея Макмаллена. Макмаллен говорит, что Иоанн привел неверующих к вере через силовое служение, такое, как чудесные исцеления. Но что стало еще важнее, чем исцеления, — это его личная встреча с Артемидой.
Однажды Иоанн вошел в огромный разукрашенный храм — одно из чудес древнего мира, — и «в этом храме самой Артемиды он помолился: "О, Боже... при имени Твоем каждый идол бежит, и каждый демон, и каждая нечистая сила, так пусть демон, который обитает в этом храме, бежит отсюда во имя Твое". Трудно представить более непосредственное столкновение сил.
Настоящее столкновение происходит в невидимом мире. Как часто случается, немедленный эффект возможно видеть в мире видимого. Здесь также стали происходить волнующие физические проявления. Во-первых, жертвенник Артемиды раскололся на множество мелких кусочков! Во-вторых, половина храма Артемиды рухнула на землю! Точно так же последовали видимые духовные результаты. В соответствии с историческими свидетельствами, «собравшиеся эфесяне закричали: "Есть только один Бог, Бог Иоанна! Теперь, когда мы увидели Божьи чудесные дела, мы обратились к Тебе!"»
Стратегического уровня война происходит только в назначенное Богом время!
Возникает очевидный вопрос. Почему Павел не пошел в храм Артемиды, а Иоанн пошел? Ответ прост — потому что он покоится на принципе, который я упоминал много раз: стратегического уровня война происходит только в Богом назначенное время. Как Павел, так и Иоанн имели дар различения и достаточный опыт, чтобы хорошо знать этот принцип. Я могу высказать догадку, что если бы Павел нарушил этот принцип и отправился в храм Артемиды, чтобы вступить с ней в схватку, уже не жертвенник Артемиды, но он сам бы мог сильно пострадать в результате этого. С территориальными духами шутить очень опасно.
Может ли это быть правдой?
Конечно, то, что рассказывает Рамсей Макмаллен, — это не Библия. Мы не можем сравнить достоверность его показаний с Посланием к Ефесянам. Однако то, что это не Писание, не значит, что это обязательно ложно. Работа историка отчасти сводится к отбору вероятной истины от вероятной лжи.
Осознавая, что у читателей могут возникнуть вопросы в связи с этим событием, происшедшим с апостолом Иоанном, Макмаллен далее говорит: «Я не думаю, что можно не принимать во внимание возможность достоверности этой истории на основании того, что этого быть не могло, что это всего лишь выдумка и что никто не может в это поверить». Он предполагает, что парадигмы некоторых историков и, вероятно, некоторых библейских ученых не позволят им принять этот рассказ. «Я думаю, — говорит Макмаллен, — что во втором и третьем веках многие верили в то, что нас сегодня озадачивает. Я считаю, что эта история в устной форме приводила многих к вере и обращению. Почему нет? Такие чудесные истории рассказывались с большой убедительностью» (курсив мой).
Последующие исторические записи указывают, что Артемида сохранила свое влияние еще на какие-то пятьдесят лет после лобовой атаки Иоанна. Она не сумела продержаться дольше. Клинтон Арнольд сообщает, что «распространение и усиление христианства постепенно положили конец культу Артемиды Эфесской».
Заключение
Вторжение на территорию Артемиды и ее поражение составляют пятый, и последний, эпизод стратегического уровня духовной борьбы, который мы находим в Новом Завете. В Афинах Павел понял, что человеческой мудрости недостаточно, чтобы овладеть «городом, полным идолов». Он исправил положение через проявление сверхъестественной силы в Коринфе и особенно в Эфесе. Эфес представляется наиболее ярким в Библии примером того, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Поражение этих сил на стратегическом уровне очистит путь для эффективного распространения Евангелия, будь то в первом веке или в наше время.
Вопросы к теме:
1. Можете ли представить сегодня какие-либо области, подобные Афинам, — в глубокой духовной тьме, почти неприступной для эффективной проповеди Евангелия?
2. Храм Артемиды был одним из главных «силовых точек» в Эфесе. Каковы подобные «силовые точки» в вашей общине?
3. Каковы главные отличия между христианской молитвой и духовной борьбой и нехристианской магией?
4. В Эфесе обращенные маги устроили публичное сожжение своих книг. Не думаете ли вы, что и сегодня христиане должны устраивать нечто подобное? Вы бы стали участвовать в таких акциях?
5. История, а не Библия рассказывает нам, что у Иоанна было столкновение сил с Артемидой Эфесской. Должны ли мы верить в такие исторические повествования?
Глава 10.