Как Петр одержал верх над силами тьмы

Если Иисус призвал Своих учеников к духов­ной войне стратегического уровня, что произошло после Его вознесения? Включи­лись ли ученики в духовную борьбу?

Что делали апостолы?

Вопрос о том, как действовали апостолы, тре­вожит всех тех, кто интересуется духовной войной стратегического уровня или настроен скептически по отношению к ней. В третьей главе я цитировал доводы критика А против духовной войны стратегического уровня. Он говорил так «Как духовная война стратегичес­кого уровня может быть Божьим библейским методом, если сами апостолы не пользова­лись этой прерогативой?»

В той главе я пытался показать, что гипоте­тически апостолы могли не участвовать в ду­ховной войне стратегического уровня, что само по себе не обязательно делает невозмож­ным сегодня действие в нас Святого Духа, Ко­торый побуждает детей Божьих к духовной войне на выс­шем уровне. В той главе я упоминал, что Святой Дух уже при­водил верующих к выполнению таких действий, каких не было в апостольские времена, как, например, празднование Рождества и Пасхи, освобождение рабов, изгнание нечистой силы из христиан, использование воскресений как главных дней богослужения, принятия доктрины Троицы — и это лишь небольшой перечень. Как я говорил, я не соглашаюсь с так называемым «принципом герменевтики», берущим за ос­нову «апостольский» пример в качестве ведущего принципа, потому что никто и никогда не был последователен в его применении.

Я говорю «гипотетически», потому что я не соглашаюсь с теми, кто думает, что у нас нет сведений об участии апосто­лов в духовной борьбе стратегического уровня. В этой и последующих двух главах я поделюсь с вами примерами та­кого участия, найденными мною, в частности, в служении Павла и Петра. Эти примеры взяты в основном из Книги Дея­ния — главного исторического документа о служении апос­толов.

Книга Деяния

Книга Деяния представляется мне особенно интересной. Если и есть в Новом Завете книга, на которой я специализи­ровался наибольшим образом, то это Деяния. Я изучал ее в течение более чем пятнадцати лет. Я подробно исследовал многие комментарии и другую литературу, связанную с Дея­ниями, но с течением времени я все больше и больше рас­страивался. Я постоянно находил и учил из Деяний то, о чем другие комментаторы практически не упоминали, в частно­сти, из области силовых служений и миссиологии. Этот ма­териал действительно представлен Лукой, автором Деяний, но ментальные фильтры комментаторов блокировали ка­кую-то часть информации.

В течение многих лет я надеялся, что будут опубликованы новые комментарии, которые соответствующим образом восполнят пробелы в этих важных областях, однако они не появлялись. Поэтому я стал подумывать о том, чтобы самому написать такой комментарий. Я стал исследовать библио­течные фонды и обнаружил, что к Книге Деяния изданы не менее чем одна тысяча триста девяносто восемь коммента­риев. Я понял, что должен иметь весьма веские причины для того, чтобы оправдать появление комментариев под поряд­ковым номером одна тысяча триста девяносто девять. И тог­да я использовал в качестве основания для своих коммента­риев стих в Книге Деяния 1:8, в котором практически все комментаторы признают присутствие самых важных тем, раскрывающихся в книге: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Здесь мы ви­дим два важных акцента — это силовые служения кмиссиология. Однако никто из комментаторов пока не стал экспер­том в этих областях.

Примеры духовной борьбы стратегического уровня

По провидению Божьему в течение какого-то времени я пре­подавал на курсах выпускников богословской семинарии Фуллера на тему силовых служений и миссиологии. Тогда я и написал комментарии к Книге Деяния в трех томах: «Spreading the Fire» («Распространение пламени»), «Lighting the World» («Свет миру») и «Blazing the Way» («Освещая путь»), В процессе написания этих книг я искал и, я думаю, нашел пять примеров служения апостолов, которые можно интерпретировать как духовную войну стратегического уровня. Это (1) Петр против Симона-волхва, (2) Петр про­тив Ирода, (3) Павел против Вариисуса, или Елимы, (4) Павел против духа прорицательного и (5) Павел против Артемиды (или Дианы) Эфесской.

Я вполне соглашусь с тем, что каждый из упомянутых слу­чаев вполне возможно истолковать как нечто иное, не свя­занное с духовной борьбой стратегического уровня. Многие комментаторы так и делают. Вероятность того, что Петр и Павел были вовлечены в борьбу с такими существами, как «территориальные духи», многим комментаторам и в голову не приходила. Таким образом, я поставил перед собой ряд вопросов, которые такие комментаторы никогда себе не за­давали, и я верю, что нашел на них правильные ответы. Я приведу свои доводы как можно более убедительно, но с ог­ромным уважением по отношению к тем, кто не захочет со мной согласиться. Может быть, мне не всегда будет сопут­ствовать успех, но я хочу сочетать свою убедительность с большим смирением. Упаси меня Бог, но приходится допус­тить и такую возможность — я могу быть не прав!

Некоторые критики утверждают, что даже если один или все пять этих случаев действительно являются примерами стратегического уровня духовной борьбы, этих примеров все же слишком мало, чтобы они могли послужить твердым основанием для ведения такой войны сегодня. Не думаю, что к этим аргументам можно отнестись серьезно. В таком слу­чае они могли бы с таким же успехом требовать, чтобы мы не учили о рождении Иисуса от Девы, потому что у нас нет ни единого упоминания о том, что апостолы учили этой важ­ной доктрине. В Книге Деяния мы также имеем всего один пример того, как Павел учил об оправдании верой, но об этом я буду говорить подробнее в следующей главе.

Модель силы

Сегодня вполне возможно наугад посетить десять попав­шихся вам на пути церквей и обнаружить, что ни один из ли­деров этих церквей не сможет рассказать вам о чудесах, про­исшедших в церкви за последнее время, о случаях сверхъес­тественного исцеления или же об изгнании нечистой силы через служение в церкви. Такое возможно потому, что обыч­ный образ жизни американских христиан характеризуется относительным бессилием. В то же время каждая из этих церквей может сообщить о пятидесяти двух или даже ста че­тырех проповедях, прочитанных за год. В наших церквях господствует слово, но не дело.

Такое положение возможно благодаря нашему толкова­нию Библии. Например, когда Иисус впервые отправил Сво­их учеников с самостоятельной миссией, первым делом, призвав их к Себе, «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую не­мощь» (Мат.10:1). Затем Он повелел им делать следующее: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небес­ное» (Мат.10:7). Они должны были нести слово. Но на одном дыхании Иисус повелевает им сопровождать слово делами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых вос­крешайте, бесов изгоняйте» (Мат.10:8). Однако сегодня мы склонны читать об этом как о древней истории, и нас совер­шенно не тревожит тот факт, что ничего подобного не про­исходит в наших церквях сегодня. Проповеди нам вполне достаточно!

Апостолы приняли буквально все то, что повелел им Иисус. Им никогда в голову не приходило отделять дела от слов или силовое служение от проповеди Евангелия. Это были две части единого целого, два компонента од­ной и той же евангелизационной модели.

Но не так обстояли дела с апостолами. Они приняли бук­вально все то, что повелел им Иисус. Им никогда в голову не приходило отделять дела от слов или силовое служение от проповеди Евангелия. Это были две части единого целого, два компонента одной и той же евангелизационной модели. Когда апостолы проповедовали язычникам, сначала проис­ходила демонстрация силы Божьей, а затем проповедова­лось слово, приводившее людей ко Христу и увеличивавшее количество церквей. Дела подготавливали людей к приня­тию слова и подтверждали его. В Иконии, например, «Гос­подь... во свидетельство слову благодати Своей, творил ру­ками их [Павла и Варнавы] знамения и чудеса» (Деян.14:3, курсив мой). Когда позже апостолы явились на заседание Совета в Иерусалиме, «умолкло все собрание и слушало Вар­наву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса со­творил Бог через них среди язычников» (Деян. 15:12, курсив мой). Это было нормой для евангелистов, насаждавших церкви в первом веке, а также, как мы видели в четвертой гла­ве, несколько столетий спустя.

Я хочу подчеркнуть тот факт, что служение с проявлени­ем сверхъестественной силы было настолько подразумева­ющейся моделью евангелизации в те дни, что Лука не чув­ствовал необходимости особо подчеркивать этот аспект, как я вынужден делать это в данной книге. Я думаю, я сделал пра­вильно, предположив, что апостолы намного больше уча­ствовали в духовных битвах стратегического уровня, чем нам рассказывает Луга. Думаю, они действительно верили в то, что Иисус дал им реальную власть «над всей силой вражь­ей» (Лук. 10:19), и они постоянно имели дело с демонами всех уровней, не ограничивая себя только лишь наземным уровнем, в чем нас пытаются убедить некоторые.

Давайте внимательно посмотрим на Петра.

Наши рекомендации