Как Петр одержал верх над силами тьмы
Если Иисус призвал Своих учеников к духовной войне стратегического уровня, что произошло после Его вознесения? Включились ли ученики в духовную борьбу?
Что делали апостолы?
Вопрос о том, как действовали апостолы, тревожит всех тех, кто интересуется духовной войной стратегического уровня или настроен скептически по отношению к ней. В третьей главе я цитировал доводы критика А против духовной войны стратегического уровня. Он говорил так «Как духовная война стратегического уровня может быть Божьим библейским методом, если сами апостолы не пользовались этой прерогативой?»
В той главе я пытался показать, что гипотетически апостолы могли не участвовать в духовной войне стратегического уровня, что само по себе не обязательно делает невозможным сегодня действие в нас Святого Духа, Который побуждает детей Божьих к духовной войне на высшем уровне. В той главе я упоминал, что Святой Дух уже приводил верующих к выполнению таких действий, каких не было в апостольские времена, как, например, празднование Рождества и Пасхи, освобождение рабов, изгнание нечистой силы из христиан, использование воскресений как главных дней богослужения, принятия доктрины Троицы — и это лишь небольшой перечень. Как я говорил, я не соглашаюсь с так называемым «принципом герменевтики», берущим за основу «апостольский» пример в качестве ведущего принципа, потому что никто и никогда не был последователен в его применении.
Я говорю «гипотетически», потому что я не соглашаюсь с теми, кто думает, что у нас нет сведений об участии апостолов в духовной борьбе стратегического уровня. В этой и последующих двух главах я поделюсь с вами примерами такого участия, найденными мною, в частности, в служении Павла и Петра. Эти примеры взяты в основном из Книги Деяния — главного исторического документа о служении апостолов.
Книга Деяния
Книга Деяния представляется мне особенно интересной. Если и есть в Новом Завете книга, на которой я специализировался наибольшим образом, то это Деяния. Я изучал ее в течение более чем пятнадцати лет. Я подробно исследовал многие комментарии и другую литературу, связанную с Деяниями, но с течением времени я все больше и больше расстраивался. Я постоянно находил и учил из Деяний то, о чем другие комментаторы практически не упоминали, в частности, из области силовых служений и миссиологии. Этот материал действительно представлен Лукой, автором Деяний, но ментальные фильтры комментаторов блокировали какую-то часть информации.
В течение многих лет я надеялся, что будут опубликованы новые комментарии, которые соответствующим образом восполнят пробелы в этих важных областях, однако они не появлялись. Поэтому я стал подумывать о том, чтобы самому написать такой комментарий. Я стал исследовать библиотечные фонды и обнаружил, что к Книге Деяния изданы не менее чем одна тысяча триста девяносто восемь комментариев. Я понял, что должен иметь весьма веские причины для того, чтобы оправдать появление комментариев под порядковым номером одна тысяча триста девяносто девять. И тогда я использовал в качестве основания для своих комментариев стих в Книге Деяния 1:8, в котором практически все комментаторы признают присутствие самых важных тем, раскрывающихся в книге: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Здесь мы видим два важных акцента — это силовые служения кмиссиология. Однако никто из комментаторов пока не стал экспертом в этих областях.
Примеры духовной борьбы стратегического уровня
По провидению Божьему в течение какого-то времени я преподавал на курсах выпускников богословской семинарии Фуллера на тему силовых служений и миссиологии. Тогда я и написал комментарии к Книге Деяния в трех томах: «Spreading the Fire» («Распространение пламени»), «Lighting the World» («Свет миру») и «Blazing the Way» («Освещая путь»), В процессе написания этих книг я искал и, я думаю, нашел пять примеров служения апостолов, которые можно интерпретировать как духовную войну стратегического уровня. Это (1) Петр против Симона-волхва, (2) Петр против Ирода, (3) Павел против Вариисуса, или Елимы, (4) Павел против духа прорицательного и (5) Павел против Артемиды (или Дианы) Эфесской.
Я вполне соглашусь с тем, что каждый из упомянутых случаев вполне возможно истолковать как нечто иное, не связанное с духовной борьбой стратегического уровня. Многие комментаторы так и делают. Вероятность того, что Петр и Павел были вовлечены в борьбу с такими существами, как «территориальные духи», многим комментаторам и в голову не приходила. Таким образом, я поставил перед собой ряд вопросов, которые такие комментаторы никогда себе не задавали, и я верю, что нашел на них правильные ответы. Я приведу свои доводы как можно более убедительно, но с огромным уважением по отношению к тем, кто не захочет со мной согласиться. Может быть, мне не всегда будет сопутствовать успех, но я хочу сочетать свою убедительность с большим смирением. Упаси меня Бог, но приходится допустить и такую возможность — я могу быть не прав!
Некоторые критики утверждают, что даже если один или все пять этих случаев действительно являются примерами стратегического уровня духовной борьбы, этих примеров все же слишком мало, чтобы они могли послужить твердым основанием для ведения такой войны сегодня. Не думаю, что к этим аргументам можно отнестись серьезно. В таком случае они могли бы с таким же успехом требовать, чтобы мы не учили о рождении Иисуса от Девы, потому что у нас нет ни единого упоминания о том, что апостолы учили этой важной доктрине. В Книге Деяния мы также имеем всего один пример того, как Павел учил об оправдании верой, но об этом я буду говорить подробнее в следующей главе.
Модель силы
Сегодня вполне возможно наугад посетить десять попавшихся вам на пути церквей и обнаружить, что ни один из лидеров этих церквей не сможет рассказать вам о чудесах, происшедших в церкви за последнее время, о случаях сверхъестественного исцеления или же об изгнании нечистой силы через служение в церкви. Такое возможно потому, что обычный образ жизни американских христиан характеризуется относительным бессилием. В то же время каждая из этих церквей может сообщить о пятидесяти двух или даже ста четырех проповедях, прочитанных за год. В наших церквях господствует слово, но не дело.
Такое положение возможно благодаря нашему толкованию Библии. Например, когда Иисус впервые отправил Своих учеников с самостоятельной миссией, первым делом, призвав их к Себе, «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мат.10:1). Затем Он повелел им делать следующее: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мат.10:7). Они должны были нести слово. Но на одном дыхании Иисус повелевает им сопровождать слово делами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мат.10:8). Однако сегодня мы склонны читать об этом как о древней истории, и нас совершенно не тревожит тот факт, что ничего подобного не происходит в наших церквях сегодня. Проповеди нам вполне достаточно!
Апостолы приняли буквально все то, что повелел им Иисус. Им никогда в голову не приходило отделять дела от слов или силовое служение от проповеди Евангелия. Это были две части единого целого, два компонента одной и той же евангелизационной модели.
Но не так обстояли дела с апостолами. Они приняли буквально все то, что повелел им Иисус. Им никогда в голову не приходило отделять дела от слов или силовое служение от проповеди Евангелия. Это были две части единого целого, два компонента одной и той же евангелизационной модели. Когда апостолы проповедовали язычникам, сначала происходила демонстрация силы Божьей, а затем проповедовалось слово, приводившее людей ко Христу и увеличивавшее количество церквей. Дела подготавливали людей к принятию слова и подтверждали его. В Иконии, например, «Господь... во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их [Павла и Варнавы] знамения и чудеса» (Деян.14:3, курсив мой). Когда позже апостолы явились на заседание Совета в Иерусалиме, «умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян. 15:12, курсив мой). Это было нормой для евангелистов, насаждавших церкви в первом веке, а также, как мы видели в четвертой главе, несколько столетий спустя.
Я хочу подчеркнуть тот факт, что служение с проявлением сверхъестественной силы было настолько подразумевающейся моделью евангелизации в те дни, что Лука не чувствовал необходимости особо подчеркивать этот аспект, как я вынужден делать это в данной книге. Я думаю, я сделал правильно, предположив, что апостолы намного больше участвовали в духовных битвах стратегического уровня, чем нам рассказывает Луга. Думаю, они действительно верили в то, что Иисус дал им реальную власть «над всей силой вражьей» (Лук. 10:19), и они постоянно имели дело с демонами всех уровней, не ограничивая себя только лишь наземным уровнем, в чем нас пытаются убедить некоторые.
Давайте внимательно посмотрим на Петра.