Иисус победил князя мира сего
Практически все христиане находят большое утешение в хорошо известных словах Иисуса «Я победил [nikao] мир» (Иоан.1б:33). Когда Иисус пришел на землю, Он вторгся на территорию сатаны, которого назвал «князем мира сего» (см. Иоан. 12:31; 14:30; 16:11). Иисус вышел абсолютным победителем. Он и есть прототип побеждающего. Крест Христа навеки запечатал судьбу дьявола и адского воинства. Как я уже говорил несколько раз, мы вступаем в духовную борьбу, не задаваясь вопросом, кто одержит в ней победу. Нет ничего более утешительного и убедительного для тех из нас, кто идет по стопам Иисуса.
Однако это не следует понимать так, словно война закончилась. Далеко не так. Если бы война закончилась, завершилась бы победой Иисуса на кресте, то повеление Иисуса побеждать в адрес Его последователей не имело бы никакого смысла. И напротив, если мы живем сегодня как активные и агрессивные христиане, то мы постоянно будем пребывать в духовной борьбе. Спустя много лет после смерти Иисуса на кресте Павел назвал сатану «богом века сего» (2Кор. 4:4). Это необычно сильное определение, которое поможет верующим всех веков избежать ложного успокоения.
Последний раз Иисус употребляет слово nikao в Новом Завете в Евангелии от Луки 11:21,22, когда говорит о победе над «сильным». Это ключевой текст для понимания концепции повелений Иисуса для нас вести духовную войну на стратегическом уровне, поэтому мы потратим столько времени, сколько потребуется, чтобы объяснить как можно точнее этот отрывок.
Преодоление сильного
в одиннадцатой главе Евангелия от Луки говорится о демонах. Начиная с четырнадцатого стиха Иисус изгоняет из немого человека беса, и человек начинает говорить.
За Иисусом внимательно наблюдает группа фарисеев. В повествовании Луки наблюдатели не названы фарисеями, но Мы узнаем о них из параллельного отрывка в Евангелии от Матфея (см. Мат. 12:24). Эти фарисеи, враги Иисуса, следовали за Ним повсюду, пытаясь собрать свидетельства, на основании которых можно было бы обвинить и арестовать Его.
Когда они увидели чудо исцеления и услышали, как впервые в жизни немой заговорил, они не усомнились, как и все остальные очевидцы этого чуда, что Иисус действовал сверхъестественной силой. Вопрос, который подняли фарисеи, совершенно закономерный вопрос, заключался в источнике этой силы: «Откуда Он берет эту силу?»
Ответ фарисеев был логическим заключением их понимания всей ситуации. Они знали, что стали свидетелями проявления сверхъестественной силы, но не верили в то, что Иисус был Сыном Божьим, поэтому автоматически они исключили вероятность происхождения этой сверхъестественной силы от Бога. Альтернативной гипотезой стало предположение о том, что эта сила явилась из невидимого мира тьмы, а потому они приписали исцеление силе веельзевула.
Обратите внимание, что сделали фарисеи. Все происшествие началось с наземного уровня духовной борьбы, а именно с изгнания Иисусом демона из одержимого. Однако упоминанием веельзевула фарисеи возвысили этот низший уровень духовной войны до его высшего выражения — стратегического уровня.
Веельзевул и сатана
Веельзевул хорошо известен как один из наивысших рангов в иерархии сил невидимого мира тьмы. Он настолько могуществен, что многие путают его с самим сатаной. Веельзевул известен как «князь бесовский» (Лук.11:15), но он правит демонами под высшим началом сатаны. Веельзевул — это не сатана. Сравнивая эту иерархию с армией, можно назвать генерала «князем солдат», понимая под этим, что над ним тоже стоит главнокомандующий, которому подчиняется генерал.
Я осознаю, что этот вопрос достаточно тонкий, потому что вы можете процитировать многих библейских ученых, которые полагают и даже уверяют, что веельзевул просто еще одно прозвище сатаны. Они часто называют сатаной и другие высшие власти мира тьмы, упомянутые в Новом Завете, такие, как «полынь» (см. Отк.8:11), Аваддон, также известный как Аполлион (см. Отк.9:11). Я лично думаю, что они пришли к неверным выводам. Подозреваю, что на их выводы сильное влияние оказали их парадигмы, которые, во многих случаях сдерживают их от тщательного исследования мира тьмы. Многие, кто не имеет никаких знаний в области демонологии, просто полагаются на мнение других ученых, которые, в свою очередь, могут выражать или не выражать собственное мнение, отличное от опыта в этой достаточно специфической области.
Насколько я понимаю, Библия не дает нам достаточно ясных свидетельств в пользу того, что веельзевул — та же личность, что и сатана, или наоборот. Наши противоположные выводы базируются на более конкретных предположениях, которые мы привносим в текст, а не на толковании самого текста. Я с готовностью признаю это и надеюсь, что с этим согласятся и те, кто придерживается противоположной точки зрения. Если мы будем едины в этом вопросе, тогда нам останется лишь объяснить, откуда берутся наши конкретные предположения. Если мы выясним это, причины наших раз- номыслий станут намного яснее.
Во второй главе я рассматривал достаточно подробно вопросы теории познания, пытаясь понять, как мы знаем, что именно мы знаем. Там я предположил, что возможно получить выборочную, но ценную информацию из самого мира тьмы. Считаю необходимым подчеркнуть, что здесь совершенно обязательно использовать дар различения, потому что злые духи по природе своей обманщики и к ним следует относиться как к враждебным свидетелям. Тем не менее такие люди, как шаманы, колдуны, адепты восточных религий, гуру «Нового века» и профессора оккультных наук, на кафедрах университетов являют собой примеры людей, которые обладают намного более обширными познаниями в Духовном мире, чем многие христиане. Какая-то часть информации, которой они могут поделиться, точная. Многие из них не только интеллигентные люди, но они совершенно искренние и честные люди. Бывшие оккультисты, обратившиеся к Иисусу Христу и исполненные Святым Духом, могут представить особо ценную информацию о духовном мире, Не записанную библейскими авторами.
Несмотря на мои доводы, приведенные во второй главе этой книги, я прекрасно осознаю, что многие читатели останутся при своем мнении. Это их право, и я уважаю его, но давайте вернемся к вопросу о том, одно ли и то же лицо веельзевул и сатана. Я пришел к выводу, что веельзевул представляет собой высшую силу под началом сатаны на основании исследованных мною письменных материалов и личных бесед с экспертами в области оккультного. Я видел людей, у которых на губах появлялась улыбка превосходства при виде моей наивности, когда я высказывал предположение, что веельзевул может быть сатаной. Они все прекрасно знают, кем является печально знаменитый веельзевул, и задавать вопрос, не является ли он самим сатаной, кажется абсурдом для многих из тех, кто является профессионалом в духовном мире.
Критики, которые полагают, что я воспользовался несоответствующими источниками информации, чтобы вывести свои заключения, будут вынуждены доказать, что их альтернативный источник информации, показывающий, что веельзевул действительно является сатаной, лучше моего. Ибо, я повторяю, никто из нас не обладает гарантированным библейским доказательством своей точки зрения.