Святой Дух дает нам преимущества
Когда все успокоились, Иисус дал ученикам долгое и подробное объяснение того, почему Ему необходимо покинуть их Он сказал: «Но Я истину говорю вам:лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан.1б:7, курсив мой). Пожалуй, ученикам показалось очень странным то, что они услышали. Что же может быть лучше личного присутствия Сына Божьего? Очень просто. Иисус сказал: «Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам» (Иоан.1б:7). Утешитель, конечно же, это Святой Дух. В двух словах Иисус объяснил, что нам, верующим, будет намного лучше с третьей ипостасью Троицы, чем со второй личностью, которая пребывает здесь, на земле, в человеческом обличии.
Время от времени некоторые мои критики предполагают, что я слишком много внимания уделяю Святому Духу. Один из них считает, что моя доктрина о Святом Духе ослабила мою христологию. Однако я всегда верил, что моя доктрина о Святом Духе совершенно корректна в той степени, в какой она соответствует тому, что Христос учил о Святом Духе. Во-первых, все, что делал Иисус в Своем силовом служении, Он делал силой Святого Духа. Более того, Он ясно дал понять Своим ученикам, что они будут успешны в своем служении, если будут пользоваться силой Святого Духа. Хорошая христология всегда приводит к доктрине о Святом Духе и наоборот.
Ученики получили наилучшую подготовку. За три года Иисус преподал им благовесте, исцеления,святость, этику, водительство, избавление, или освобождение, проповедь, богословие, мораль, Ветхий Завет, миссиологию и все остальное, что должно входить в хорошую богословскую программу обучения. Он не только учил их выполнять хорошее служение, но Он стал для них практической моделью и лично руководил их практической деятельностью. К тому времени, когда Иисус покинул их, ученики были хорошо подготовлены и могли подхватить Его дела там, где Он оставил их, чтобы приблизить Царство Божье. Тогда Иисус сообщил им, что одной только их подготовки недостаточно.
Они не могли сразу отправиться на служение, потому что Иисус сказал им: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук24:49)- Они сделали, как было сказано, и в день Пятидесятницы получили силу Святого Духа, точно ту же силу, которой Иисус служил все дни Своей жизни на земле.
Если духовная война, как я считаю, представляется сердцевиной служения Иисуса ради установления Царства Божьего, то ученики ничего другого и не ожидали. Сатана был обречен на гибель и уничтожение, но война все еще продолжается. И у нас есть все основания верить, что все последующие поколения верующих в Иисуса во все века должны подхватить ту же эстафету.
Ограничена ли эта сила?
Сколько силы Дал Иисус Своим ученикам? Мы уже говорили о том, что никто из нас не является единородным Сыном Божьим, а потому мы не можем ожидать тех же беспрепятственных и безграничных взаимоотношений с Отцом или Святым Духом. На практике мы не можем ожидать постоянного действия Божественной силы в нашем служении, но потенциально мы можем иметь ту же степень силы, что имел Иисус. Не меньше.
Это очень важный вопрос, потому что некоторые критики духовной войны стратегического уровня утверждают, что Иисус установил некие границы той силе, которую Он дал ученикам через Святого Духа. Они предполагают, что у нас нег власти над высшими силами зла, а только лишь над демонами низшего порядка, которые могут контролировать человеческие существа. Поэтому нам следует оставаться в стороне от стратегического уровня духовных битв, чтобы не переступить границы законной своей власти.
Когда я перечитывал Евангелия, в которых Иисус оснащает и посылает Своих учеников на служение, я не нашел никакого упоминания об ограничениях. Верно, как указывают мои критики, что примеры служения Иисуса, приведенные в Евангелиях, касаются в основном наземного уровня духовной борьбы или изгнания из людей нечистой силы. Возможные варианты столкновения Иисуса с высокопоставленными духами могут включать в себя встречу с духом по имени Легион (см. Map. 5:9) и обращение к духу, который вызвал бурю на Галилейском море (см. Мар.4:39), но таких примеров немного.
Однако когда мы продолжаем исследовать далее служение проповеди Евангелия и насаждение церквей апостолами в Книге Деяния, мы находим дополнительные примеры духовной войны стратегического уровня. Мы видим, как Петр поступил с Симоном-волхвом в восьмой главе Деяний, как Павел одержал победу над Елимой, или Вариисусом, в тринадцатой, над духом прорицательным, или духом Питона, — в шестнадцатой, над Артемидой Эфесской — в девятнадцатой главе. Осознавая, что мое определение этих случаев в качестве стратегического уровня духовной борьбы вызовет у некоторых возражения, я рассмотрю эти случаи в следующих главах несколько подробнее.
Следует напомнить, что те термины, которыми мы пользуемся в последние годы, — наземный уровень, оккультный и стратегический (или космический) уровни духовной войны, — несколько искусственные. Они удобны для восприятия и понимания, однако это не значит, что существует три отдельных мира, есть только один — невидимый мир тьмы. Когда Иисус отправил Своих учеников на борьбу против этого духовного мира, повелев им «изгонять бесов», Он, возможно, имел в виду, а может, и не имел в виду, что они должны изгонять духов только из людей, оставив в покое территориальных духов. Но поскольку нам ничего не говорят о возможных ограничениях, это умолчание можно использовать в качестве аргумента для обеих сторон.
Однако существует одно утверждение Иисуса, которое позволяет нам предположить, что наше право противодействия силам тьмы ничем не ограничено. Оно раскрывается в контексте той истории, когда Иисус послал семьдесят учеников проповедовать и служить установлению Божьего Царства. Они отправились в путь и среди прочего изгнали массу бесов из одержимых нечистой силой. Это освобождение было настолько мощным, что единственной отчетной фразой всего служения, записанной в Писании, были слова: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лук 10:17).
Позже в короткой встрече с учениками Иисус делает два важных замечания, одно, относящееся к приоритетам, а другое, относящееся к власти. Говоря о приоритетах, Иисус повелел: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук 10:20). Духовную войну не следует рассматривать как основную цель, но только как средство спасения заблудших душ и введения из тьмы в свет, от власти сатаны к Богу. Спасение — вечно, а духовная война в лучшем случае дает нам лишь временные результаты.