Наш христианский «ограниченный дуализм»

Во-первых, Макмаллен не колеблется обратиться к дуализму, обычному для всей языческой человеческой истории в до­ христианские времена. Во второй главе я упоминал о том, что некоторые мои критики обвиняют меня в дуализме, свойственном моим индоевропейским этнолингвистиче­ским традициям. На это я могу ответить, что не принимаю философского дуализма, но могу принять ограниченный ду­ализм, отражающий духовные битвы между Божьими сила­ми и демоническими силами сатаны. Наряду с этим Макмал­лен поясняет, как в первые века распространялось Еванге­лие: «В традиции, которая доходит до своих глубоких корней, христианство в человеке зажигало дуализм, кото­рый они проповедовали на местном уровне, если можно так выразиться, перед специальными собраниями, и таким обра­зом демонстрировало столкновение христианства с вра­гом — будь то демоны или что-то другое — через видимые действия» (курсив мой).

Далеко не все историки согласятся к Макмалленом. Он приводит слова ГГ. Брауна: «Историки... Церкви заявили, что такой феномен [духовная борьба наземного и стратегичес­кого уровней] "в большей степени является проблемой пси­хологии толпы, чем христианского благочестия". Таким об­разом, они провозгласили исследование феномена изгна­ния нечистой силы, которая, по всей видимости, была наиболее высокочтимой деятельностью ранней христиан­ской Церкви, историографическим "табу"». Объяснение это­го и категорический отказ от этого как от «психологии тол­пы», — чистая функция парадигмы и главная причина того, что некоторые сделали слишком поспешные выводы, в соот­ветствии с которыми истории нужно хранить молчание там, где дело касается духовной войны стратегического уровня.

Приводя противоположные свидетельства, Макмаллен цитирует самые лучшие и достоверные ранние сообщения о распространении христианства. Например:

• Иустинхвалится:«Сколько людей, одержимых бе­сами, повсюду в мире и в нашем городе были осво­бождены многими христианами».

• Иринейутверждает:«Некоторые люди неопровер­жимо и истинно изгоняют демонов, и бывшие одержимые становятся верующими».

• Тертуллиан говорит: «Пусть прямо здесь, перед вашим судом, поставят человека, который явно одержим демоном, и этот дух по повелению любого христианина сам исповедует себя демоном по истине, но по лжи в другом месте будет провозглашать себя богом».

• Киприан. Говоря о духовной войне стратегического уровня более открыто, Киприан обращается к феномену демонов, обитающих в идолах, которые «по молитвам нашим во имя истинного Бога выйдут вон и исповедуют и признают себя нечистой силой, а также будут вынуждены покинуть тела [объекты], которыми они овладели».

Помогает ли история?

Я надеюсь, когда критик Б прочитает эту главу, он решит из­менить свое мнение о необходимости отказа от духовной войны стратегического уровня, не признавая ее только на том основании, что в истории христианской Церкви нет тому примеров. Конечно, я понимаю, не каждый пойдет на это. Некоторые скажут: «Это абсурд!» После исследования материалов на данную тему и написания этой главы, на­сколько я знаю, впервые моя собственная вера в силу Божью стала намного более твердой. Намного более твердой стала моя уверенность и в том, что на верный путь встали все те, кто верует в духовную войну стратегического уровня как ценное средство для завершения Великого поручения в на­шем поколении.

Вопросы к теме:

1. Предположим, что в истории нет ничего подобного духовной борьбе стратегического уровня. Становится ли такое служение недействительным только на основании этого факта?

2. Можете ли вы назвать две или три вещи, которые мы делаем в церкви просто по традиции, не имея библейских заповедей выполнять их?

3. Историк Рамсей Макмаллен рассказывает о том, как Евангелие распространялось через «лобовую конфронтацию со сверхъестественными существами». Как вы думаете, на что были похожи такие столкновения?

4. Мартин Турский шел прямо в языческие храмы и повелевал демонам покинуть их. Как вы думаете, должны ли сегодняшние миссионеры делать то же самое? Почему да или почему нет?

5. Бывают ли историки необъективными? Отражается ли это в исторических книгах и в наших школах сегодня? Каким образом это может повлиять на наше понимание воинственного служения в духовной войне в церквях сегодня?

Часть II.

Библейские свидетельства

Глава 5.

Наши рекомендации