Заслуживающие доверия очевидцы
Но как нам подтвердить достоверность этих повествований? В конечном счете мы можем верить в истинность указанных повествований на основании правдивости тех, кто видел описываемые события или участвовал в них. Например, начиная с 1970-х годов в течение десяти последующих лет я страдал от мучительных головных болей. Эти страдания были просто ужасными, и однажды боль не отступала в течение семидесяти дней и ночей. Никакие обезболивающие мне не помогали. И тогда в 1983 году Джон Уимбер получил от Бога рему, что причиной моих головных болей был демон и мне нужно было самому изгнать его, а не просить других верующих сделать это за меня. Я повиновался. Я изгнал этого демона во имя Иисуса, и с того дня у меня больше никогда не было головной боли.
В течение последних нескольких лет я часто ездил в Аргентину и Бразилию. Я разговаривал со многими людьми, у которых силой Бога во рту появлялись новые пломбы, у других вместо старых мостов появлялись совершенно новые, у третьих вырастали новые зубы на месте вырванных больных зубов. Я сам заглядывал во многие рты и расспрашивал многих людей, испытавших на себе Божью зубоврачебную работу, а потому я абсолютно убежден и не имею ни малейшего сомнения в том, что эти чудеса действительно имели место и продолжают достаточно часто происходить в обеих этих странах.
Во многих ртах, в которые я заглядывал в Бразилии, чудесным образом появились новые пломбы, — но эти пломбы были сделаны не из белого наполнителя, как в Аргентине, а из золота! Такие пасторы, как баптист Пабло Дейрос, доктор богословия, который недавно также включился в состав факультета миссиологии в семинарии Фуллера, рассказывает как о чем-то обыденном, что у многих членов его прихода появились новые пломбы. Им подобные чудеса не кажутся необычными, как и восстановленные браки и грешники, вновь рожденные к новой жизни.
Недавно в свет вышла книга, на многие недели ставшая бестселлером. Автор этой книги особо ссылается на мои рассказы о новых пломбах вместо больных зубов. Эти сообщения названы «абсурдными». Этот автор точно так же может назвать историю о демоне, ставшем причиной моих головных болей, «абсурдной». Что я могу сказать в ответ на это?
Новое рождение — это чудо
Этот критик, которого я лично знаю, верит во всемогущество Бога так же, как и я. Он никогда не станет отрицать, что Бог обладает достаточной силой, чтобы избавить от демона, причиняющего головную боль, или чтобы поставить пломбу на больной зуб. Но почему он тогда не верит нашим рассказам и называет их абсурдными? Во-первых, важно то, что он «прекращенец», а потому ему становится неуютно, когда он слышит рассказы о современных чудесах, связанных с даром чудотворения.
Однако забавно, что этот же критик твердо верит в равно поразительные чудеса, связанные с даром евангелиста. Если гипотетический новообращенный встанет в его церкви и скажет: «Раньше я пил и изменял своей жене, но полгода на зад я принял Иисуса Христа, и с тех пор я трезвенник, и Бог восстановил мой брак», этот критик, наверное, скажет: «Слава Господу за Его чудотворную силу!»
Давайте разберемся в этом. Неужели этот новообращенный честнее в своих свидетельствах, чем Питер Вагнер? Или, может быть, более духовный? Или его образование лучше, и он обладает большим количеством степеней в богословии? Илион более святой? Может, он обладает большим духовным различением? Или он имеет больший опыт хождения с Господом? Зная этого критика, я совершенно уверен, что он ответит отрицательно на каждое из этих гипотетических предположений. Если так, почему я выгляжу «абсурдно», а новообращенного принимают как заслуживающего доверия свидетеля?
Такое положение можно объяснить тем, что мой критик никогда, насколько я знаю, сам лично не испытывал и не присутствовал на служении исцеления. Он считается одним из самых лучших исследователей Библии в Америке, но его исследование Библии, по-видимому, не обеспечило ему богословского оснащения для того, чтобы принять свидетельство Питера Вагнера и многих других. Мы просто не вписываемся в его богословие.
Верим в то, что видим
В главе, названной «Миф чисто библейской объективности», Джек Диер вступает в схватку с подобными критиками и приходит к заключению: «Верующие сомневаются в чудотворных дарах Духа не потому, что Писания учат о прекращении действия этих даров. Они не верят в эти дары чудотворения Духа потому, что сами не испытывают их».
Другими словами, если мы что-то видим, это не значит, что мы в это поверим. Чаще всего наоборот: мы верим в то, что видим. Говоря иначе, истинное познание, правильное истолкование или объяснение определенных Божьих дел, будь то физическое исцеление или новое рождение, возможно только для тех, кто вначале поверил в возможность подобных чудес, не считая их абсурдными. В конце концов, все дело в вере.
ПАДЕНИЕ БОГИНИ МИЛОСЕРДИЯ
Во время путешествия в 1993 году на остров Пенанг в Малайзии я наблюдал за тем, что можно было бы назвать «абсурдным», если бы люди, рассказавшие мне эту историю, не были уважаемыми, достойными доверия свидетелями — и если бы я все это не видел своими собственными глазами. Я бы не воспринял все это всерьез, если бы к тому времени не имел достаточно развитую богословскую почву для понимания того, что произошло.
Храм Кек Лок Си в Пенанге — самый большой китайский храм в Малайзии. Он существует многие сотни лет. В 1986 году руководители храма, посвященные на служение китайской богине милосердия, договорились усилить ее контроль над островом путем возведения ее гигантской статуи в три с половиной метра на горе, возвышающейся над храмом. Для тех, кто имеет глаза, этот шаг знаменовал собой наступательные действия в духовной войне.
Члены нашей организации по ведению духовной войны в Пенанге имели глаза. На своем молитвенном собрании в церкви они почувствовали побуждение нацелить свои воинственные молитвы на центральную часть острова, где располагались храм и статуя. Получив рему от Господа, Святой Дух сказал им молиться словами из сорок седьмой главы Книги пророка Исаии, заменив в первом стихе библейские слова «девица, дочь Вавилона» на «богиню милосердия». На них снизошла сила Духа, и они страстно молились о следующем:
• Чтобы она «сошла и села на прах, где престола нет» (ст.1).
• Чтобы она «сняла покрывало свое и открыла голени» (ст.2).
• Чтобы ее «вперед не называли госпожою царств» (ст.5). В этом месте они также молились, чтобы туристы прекратили посещать это место.
• «И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется» (см.ст.11).
• «Никто не спасает тебя» (см.ст. 15).
Говоря простым языком, шансы на буквальный ответ на эту молитву могли быть намного меньше, чем шанс выиграть в малазийскую лотерею!
Как ни удивительно, в течение последовавшей недели газеты сообщили о том, что в бетонной юбке идола появилась таинственная трещина! Несмотря на отчаянные попытки залатать эту трещину, она с каждым днем увеличивалась, и в течение месяца весь низ статуи — а это тонны бетона — рухнул на землю, оставив после себя уродливую кучу армированного бетона, когда-то бывшего структурным ядром статуи.
Последовавшие попытки руководителей храма восстановить статую были безуспешными. Несколько позже, в 1993 году, статуя воспламенилась и теперь представляет собой уродливое обугленное зрелище. За все эти годы единственными туристами, посетившими то место, были христиане, желавшие увидеть собственными глазами видимые результаты воинственной молитвы, направленной против попытки прославить одну из главных демонических сил, контролирующих Малайзию.
Падение богини милосердия было Божьим делом. Рассудительное богословие может попытаться объяснить случившееся при помощи разумных и систематических доводов. Однако у некоторых современных богословов нет ни достаточных категорий, ни слов, чтобы объяснить подобные феномены. В результате многие прибегают к отнесению таких происшествий к категории «абсурдных» явлений, отступая на более удобную богословскую позицию.
Критерии подтверждения
Как нам отличить истинное от ложного? Мне неизвестны безошибочные методики определения. Более того, я не однажды приходил к ошибочному заключению, но всегда старался быть как можно точнее и ответственнее. Я выработал проверочный список из семи пунктов, который в значительной степени может быть использован для подтверждения дел Божьих в различных повествованиях и исследовании различных случаев.
1. Эти случаи никогда не противоречат Писанию и не нарушают общие библейские принципы.
2. Они всегда прославляют триединого Бога — Отца, Сына и Святого Духа.
3. Они соответствуют явленной нам воле Божьей.
4. Они благословляют людей, которые были вовлечены в эти события.
5. Они ощутимо содействуют приближению Божьего Царства здесь, на земле.
6. Они подтверждаются, по крайней мере, двумя или тремя свидетелями.
7. С завершением таких событий ответственные и единомысленные коллеги выражают одобрение.